В данной статье автор рассматривает формирование и модернизацию характерных особенностей азербайджанских и русских семей. Анализирует особенности внутрисемейных отношений и ценностей.
Ключевые слова: азербайджанская семья, воспитание детей, современная семья, ценности, этнос.
В связи с различными эмиграционными процессами и смешением культур населения в современном мире, семьи разных национальностей сталкиваются с необходимостью адаптироваться и находить компромиссы в своих ценностных ориентациях. Исследование этнопсихологических особенностей помогает выявить и проанализировать эти различия, а также найти пути и способы совместного существования и взаимодействия в мультикультурной семье.
Культурные ценности являются основой семейных отношений и взаимодействия между родителями и детьми. Русская и азербайджанская культуры имеют свои специфические ценностные ориентации, которые находят отражение в родительском воспитании, общении с детьми, их взаимоотношениях и ожиданиях друг от друга.
Характерные особенности современной семьи заключаются в том, что они становятся все более демократичными и основаны на принципе взаимности. В отличие от традиционных семейных структур, где роли и обязанности были чётко разделены, современные семьи стремятся создать равноправие и уважение между всеми членами. Этот переход к демократизации семейных отношений происходит благодаря изменениям в обществе и культуре, а также развитию новых идей о том, что семейные связи должны быть основанными на любви, уважении и равноправии. В современных семьях все члены семьи принимают участие в принятии решений, и каждый член семьи имеет возможность выразить свое мнение и влиять на процесс. [4]
Согласно В. В. Бартольду, в странах, где традиционный институт семьи остался незатронутым или недостаточно трансформированным современное положение семей характеризуется высоким уровнем социокультурного статуса. Автор отмечает, что страны Юго-Восточной Азии и Арабского мира продолжают сохранять неприкосновенный авторитет семьи в период бурного информационного всплеска после конца эпохи промышленной революции [1].
Институт семьи в России также претерпел множественные изменения на протяжении времени.
Изначально в русской культуре семья понимается как консервативный институт, имеющий крепкий фундамент и который невозможно изменить мгновенно, тем более только посредством постоянно воздействующих на русский народ экономических факторов [7].
Практика демократизации супружеских отношений в семьях русских людей включает изменения, происходящие во всех сферах жизни семьи: приоритетные вопросы главенства, ведения семейного бюджета и хозяйства, а также проблемы кооперации домашнего труда, которые касаются совместного ухода за детьми и их воспитания. Что ранее традиционно считалось основой брака, т. е. хозяйственно-бытовая функция, уходит на второй план. Особенности существования человека в современном мире, когда он может обеспечить себя сам, техника позволяет легко решать бытовые проблемы диктуют новую основу брака. Вопрос хозяйственно-бытовой функции в семье уже не стоит так остро и поэтому на первый план выходит взаимная симпатия.
Можно сказать о том, что в современной молодой семье русской национальности происходят значительные изменения. В первую очередь они связаны с выходом на первый план семейных ценностей, связанных с эмоциональными отношениями партнеров, их поддержкой и пониманием друг друга, а также преобладанием у женщин ценности профессиональной реализации по сравнению со всеми другими семейными ценностями [9].
Отличительной чертой формирования образа матери в российской ментальности современности является его содержательная трансформация, связанная с частичной утерей сакральных смыслов материнства и включением новых мировоззренческих ориентиров, пронизанных идеями социального равноправия, возрастания роли женщины в общественной жизни и революционного переустройства общества. При этом в ментальном сознании общества обличается противоречие между образом матери, воплощающим приоритетность духовно-нравственных сакральных ценностей семьи и материнства, и образом матери труженицы, активной гражданки своего государства [2].
Можно сделать вывод, что семейные ценности русского этноса в настоящее время характеризуются приближенным к равноправным отношениям между супругами, демократизации всей семьи, где голос каждого её члена имеет вес, эмоциональная поддержка. При этом традиционные ценности и ценности феминизма находятся в противоречии для матерей, что может создавать сложности в детско-родительских и супружеских отношениях.
Институт семьи в Азербайджане имеет богатую историю и культурные традиции, которые продолжают существовать в современном обществе. Он базируется на прочных традициях, где семья считается основой общества [10].
В Азербайджане также имеются многочисленные исследования морально-нравственной стороны семейных взаимоотношений, в том числе связанных с социализацией здесь подрастающего поколения. Здесь выделяются работы А. С. Байрамова, А. К. Ахмедова, З. А. Ахмедовой, и т. д.
Одна из основных черт азербайджанской семьи — это сильные гендерные роли. В традиционной семье азербайджанского общества мужчина считается главой семьи и ответственным за обеспечение материального благополучия. Женщина имеет больше домашних обязанностей, таких как воспитание детей и забота о домашнем хозяйстве. Однако современное общество свидетельствует о постепенном изменении этих ролей [3].
Сегодня прослеживается тенденция регулирования потребностей и поведения в азербайджанском этносе определенными стандартами современного общества, а культура, обычаи и традиции уступают место современному образу жизни. Национальное сознание понемногу нивелируется, молодое поколение склоняется, к куда более либеральным тенденциям развития и формирования общества.
Ярким проявлением модернизации этнического сознания стали измененные этнические особенности повседневной жизни. Например, в современном городском азербайджанском обществе прослеживается увеличение числа разводов и появление неполных семей [8].
Благодаря традициям и обычаям азербайджанского народа, можно увидеть исторически сложившуюся многодетную и многопоколенную семью, как правило, в ней проживают три поколения вместе в качестве расширенной нуклеарной семьи. Так вместе с родителями могут проживать дети и их бабушки, дедушки, иногда прабабушки и прадедушки. В таких семьях обычно своя система воспитания, морально-нравственных ценностей, к ним относятся целомудрие и патриотизм, уважение старших, ценность семьи, сохранности традиций [3].
Встречаются различия в воспитании дочерей и сыновей, они проявляются с раннего детства. Девочек часто балует отец, но при этом приучают к домохозяйству.
В воспитание мальчиков отражается роль будущего отца и кормильца, чтобы он мог постоять за свою женщину и свою семью.
Взаимодействие в азербайджанской семье следующее: отец является главой семьи, а мать выступает в роли посредника между детьми и мужем. Как и в прежние времена, глава семьи сегодня пользуется уважением всей семьи. Но теперь он уже не сам решает все семейные вопросы единолично, а советуется с другими взрослыми членами семьи. В решении вопросов образования детей, заключения брака детей мнение главы семьи имеет весомое значение, обычно к нему прислушиваются [12].
В Азербайджане, несмотря на глобальную культурную революцию, также, как и раньше, развит культ отца.
Детей в Азербайджане с раннего возраста приучают к дисциплине и готовят к полноценной взрослой жизни. Главные аспекты воспитания — это строгость, сдержанность и труд.
В формировании новых приоритетов молодого поколения Азербайджана ключевую роль играла транснациональная индустрия информационных технологий, которые оказывают серьезное влияние на представления, прежде всего, молодежи об обществе и культуре, меняют ее отношение к окружающей действительности [3].
Как считает Я. Н. Алиева, в современных семьях Азербайджана сегодня с позиции главенства можно выделить 3 типа отношений:
сравнительно авторитарный;
номинальный;
эгалитарный.
Определенный тип отношений влияет на функции семьи.
Основное различие в том, что в авторитарных семьях роль главы семьи занимает мужчина, а в эгалитарных — эту роль может занимать и женщина.
Раньше в Азербайджане после смерти отца по традиции главой семьи становился его старший сын. Под его контроль попадали все начатые дела и забота о всех членах семьи, о воспитании детей, регистрации брака близких родственников. Редко эту традицию можно встретить и в наши дни [6].
Бывают случаи, где добытчиком и главой семьи является один из сыновей, в этом случае возникает несоответствие между формальным и фактическим главой. В современное время глава семьи обладает преимуществом перед остальными членами семьи только в разрешении конфликтных ситуаций. Обычно, главы семей выполняют основные организационные и воспитательные семейные функции [11].
В результате коренного изменения экономических и бытовых условий жизни глубоко изменились отношения родителей и детей, братьев и сестер. Новыми моделями поведения и современного внутрисемейного общения в азербайджанском обществе стало считаться с мнением других членов семьи, в том числе с детьми, советоваться при решении определенных семейных вопросов и давать детям возможность выбора супруга или супруги при вступлении в брак [3].
Особое отношение к старшим проявляется в обычае всем вставать и здороваться с отцом, когда он входит в дом, исполнять его просьбы и пожелания, следить за собой и своим поведением, разговаривать тише, и так все члены семьи, включая детей. Слово отца в азербайджанской семье есть закон.
Внимание уделяется воспитанию дочерей в духе уважения к братьям, поскольку брат — второй в семье мужчина после отца. По обычаю, в случае смерти отца главой и аксакалом семьи становится старший брат, и поэтому его обязаны уважать все. Мать наводит порядок в домашних делах, занимается воспитанием детей. Статус второй после матери женщины в семье имеет старшая сестра. Самый младший член семьи служит предметом общей заботы и любви [5].
В современных семьях детей уже не рассматривают как подмогу и будущих кормильцев состарившихся родителей. Основная цель воспитания — вырастить достойного человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что семейные ценности азербайджанского этноса сформированы на характерных для него традициях. Важным аспектом является семейная иерархия, в которой господствуют традиционные патриархальные ценности и безусловное уважение старших. При этом особое внимание уделяется воспитанию детей, характер которого зависит от пола ребенка. При этом в настоящее время наблюдается ослабление традиционных ценностей, в особенности у молодого поколения, что может привести к острым противоречиям в детско-родительских отношениях, где родители росли в более традиционной среде, а дети — в современной.
Литература:
- Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 221 с. — (Антология мысли). — ISBN 978–5–534–05833–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515967.
- Газизова, Ю. С. Модели репрезентации образа матери в российской ментальности // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-reprezentatsii-obraza-materi-v-rossiyskoy-mentalnosti.
- Жданова, А. В. Культурно-этнические и психологические особенности переживаний азербайджанцев в экстремальных ситуациях // Бюллетень науки и практики. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-etnicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-perezhivaniy-azerbaydzhantsev-v-ekstremalnyh-situatsiyah.
- Карпова, Е. П. Семья и ее значение в жизни человека // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. № S6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-ee-znachenie-v-zhizni-cheloveka.
- Корнетова, Е. Г. Регулирование взаимоотношений между «Старшими» и «Младшими» на Древнем Востоке // Историко-педагогический журнал. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-vzaimootnosheniy-mezhdu-starshimi-i-mladshimi-na-drevnem-vostoke.
- Латышина, Д. И. Этнопедагогика: учебник для вузов / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–02719–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511090.
- Машкова, И. Ю. Семья в цифровом мире // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. № 1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-tsifrovom-mire.
- Мустафаев, М.Ф., Исмаилов, Р. А. Социальные противоречия в современном азербайджанском обществе // Journal of new economy. 2009. № 3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-protivorechiya-v-sovremennom-azerbaydzhanskom-obschestve.
- Рассказова, И. Н. Семейные ценности молодых семей русской и казахской национальности / И. Н. Рассказова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 1. — С. 40–43
- Толмачева, А. Ю. Семьи мигрантов из постсоветских государств: между родиной и Россией // Вестник Института социологии. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-migrantov-iz-postsovetskih-gosudarstv-mezhdu-rodinoy-i-rossiey.
- Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: учебник для вузов / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15314–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510906.
- Ширинских, Ю. Н. Азербайджанцы в полиэтничной среде г. Самары: факторы этнокультурной идентичности // Самарский научный вестник. 2018. № 1. С. 129–133.