В статье представлен сравнительный анализ страхов детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях вооруженного конфликта и проживающих в мирных условиях. Обнаруживаются и статистически доказываются различия в видах страхов, особенностях переживания страхов и их последствий.
Ключевые слова: вооруженный конфликт, стрессогенная ситуация, страхи, младший школьный возраст.
В течение восьмилетнего периода на долю жителей Донбасса, их семей выпало много тяжелых испытаний. Дети с первых лет жизни сталкиваются с лишениями, несправедливостью, непреходящей тревогой и страхами за свою жизнь и жизнь близких. Многие дети пережили так называемые «прилеты», гибель родных и близких им людей; те же из них, кто не сталкивался со всем этим непосредственно, − близость войны и экзистенциальная угроза, тем не менее, все же имели место. Поэтому любой такой ребенок нуждается в помощи, т. к. хрупкой детской психике особенно непросто преодолеть негативные переживания, что сказывается на их психоэмоциональном состоянии [1]. В настоящее время наблюдается дефицит работ в этой области, стремление восполнить дефицит, а также непосредственное пребывание в зоне вооруженного конфликта с благотворительной миссией, определило выбор темы нашего исследования.
В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста. Выборка состояла из двух подгрупп равных по численному составу, а именно: 15 младших школьников составили группу «дети-войны», проживающие в г. Снежное ДНР, 15 детей младшего школьного возраста составили контрольную группу из числа детей, проживающих на территории г. Самары, никогда ранее не бывших в местах вооруженных конфликтов (т. е. группа не из числа беженцев). Возраст детей 10–11 лет.
Для психологической диагностики психоэмоциональных состояний младших школьников были использованы следующие методики:
- Многомерно-функциональная диагностика страха (ДС) (В. П. Прядин, А. Ф. Чернавский, 2013 г.);
- Шкала психологического стресса (РSМ-25) (R. Tessier, L. Lemyre, L. Fillion (1990) в адаптации Н. Е. Водопьяновой (2009).
Для статистической обработки данных были использованы два математически критерия: критерий, предназначенный для оценки различий в двух несвязанных группах − U-критерий Манна-Уитни, и критерий, предназначенный для поиска взаимосвязей между исследуемыми явлениями, а именно нами был использован метод непараметрической корреляции Ч. Спирмена.
Участие в исследовании было добровольным. На момент обследования дети Донбасса находились продолжительное время в относительно мирной обстановке. Исследуемые дети Донбасса имеют обоих родителей, где отцы преимущественно (11 человек из 15) участвуют в военных действиях по освобождению территорий от неонацистов. Школьники из города Самары также из полных семей. Их отцы на момент обследование не мобилизованы, ведут обычный гражданский образ жизни.
Исследование было осуществлено в конце сентября-начале октября 2022 года. Диагностика с обеими группами испытуемых была организована в очном формате.
Представим результаты эмпирического исследования психоэмоциональных состояний детей младшего школьного возраста (жителей Донбасса) через сравнение таких характеристик с характеристиками детей г. Самары.
Прежде всего, хотелось обратить внимание на предрасположенность детей к страхам и их специфические проявления (см. рис. 1).
Рис. 1. Выраженность интегрального показателя «предрасположенность к страхам» и его компонентов в обеих подгруппах
Дети-войны демонстрируют большую предрасположенность к страхам, чем их самарские сверстники. Страхи могут быть надуманными, что характерно не только в ситуации экзистенциального страха, но возможно также в силу возрастных особенностей. При этом в острой кризисной ситуации дети-войны умеют хорошо ориентироваться, прогнозировать возможные последствия, что не наблюдается у их сверстников. У детей из контрольной группы в большей мере преобладают эго-страхи из-за неудач в прошлом, из-за внешнего контроля родителя или учителя, неуверенности в себе, недоверчивости, страха наказания, они часто испытывают угрызения совести, если их поведение отличается от поведения, ожидаемого взрослыми. Несмотря на то, что качественные проявления страхов у детей из двух подгрупп различны, и те, и другие значимы для них, и вызывают определенные парасимпатические реакции. Наши рассуждения подтверждаются статистически значимыми различиями по перечисленным параметрам (см. табл.1).
Таблица 1
Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «предрасположенность к страхам» и его компонентов (в контрольной группе и в группе «дети-войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)
Критические значения: 56 при p≤0,01 72 при p≤0,05 За пределами 72 зона незначимости |
|
Переменные |
Коэффициент U |
Фантазии (надуманное) |
15 при p≤0,01 |
Чувство опасности (прогноз) |
19,5 при p≤0,01 |
Физиология |
87 вне зоны значимости |
Самооценка (эго-страхи) |
75,5 вне зоны значимости |
Боль эго |
31 при p≤0,01 |
Боль социальная |
102,5 вне зоны значимости |
Ожидание, предчувствие, предрасположенность к страху |
50 при p≤0,01 |
Таким образом, страхи детей-войны носят как надуманный характер, свойственный возрасту, так и реалистичный в силу угрожающих обстоятельств жизни и здоровью, вызывая соответствующие психофизиологические реакции.
Далее, обращаясь к текущим страхам младших школьников, мы видим, что значительная часть параметров в большей степени выраженаумладших школьников Донбасса (см. рис.2).
Рис. 2. Выраженность интегрального показателя «непосредственное переживание эмоции страха» и его компонентов в обеих подгруппах
Они страшатся природных и техногенных катаклизм, их жизнедеятельность ограничена, в ней присутствует страх неминуемой смерти. Страхи детей из Самары носят бытовой характер и являются нормативными для их возраста: они боятся находиться дома без взрослых, бояться врачей, фильмов ужасов и т. п.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «непосредственное переживание эмоции страха» и его компонентов в обеих подгруппах (в контрольной группе и в группе «дети-войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)
Критические значения: 56 при p≤0,01 72 при p≤0,05 За пределами 72 зона незначимости |
|
Переменные |
Коэффициент U |
Природный |
0 при p≤0,01 |
Экстремальный |
0 при p≤0,01 |
Деятельности |
34 при p≤0,01 |
Бытовой |
0 при p≤0,01 |
Моральный |
62,5 при p≤0,05 |
Жизнедеятельности |
5 пpи ≤0,01 |
Непосредственное переживание эмоции страха |
0 при p≤0,01 |
Различия между подгруппами обнаружены по всем искомым параметрам (см. табл.2), что указывает на то, что в текущий момент времени дети из разных социально-экономических и политических сред, испытывают разные страхи. Таким образом, дети-войны в большей степени, чем их сверстники, проживающие в мирных условиях, боятся природных катаклизм и экстремальных условий жизни, в то время как страхи их сверстников относятся к бытовым (страх остаться дома, страх врача и т. п.).
Анализируя последствия страхов, отметим, что различия на статистически значимом уровне обнаружены почти по всем показателям, за исключением параметра эго-отрицательные последствия (см.рис.3 и табл.3).
Рис. 3. Выраженность интегрального показателя «последствия страха» и его компонентов в обеих подгруппах
Таблица 3
Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «последствия страха» и его компонентов в обеих подгруппах в обеих (в контрольной группе и в группе «дети войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)
Критические значения: 56 при p≤0,01 72 при p≤0,05 За пределами 72 зона незначимости |
|
Переменные |
Коэффициент U |
Длительность, постоянство |
0 при p≤0,01 |
Регуляция экстернальная |
0 при p≤0,01 |
Эго отрицательные |
98,5 вне зоны значимости |
Социальные отрицательные |
69,5 при p≤0,05 |
Эго положительные |
12,5 при p≤0,01 |
Социальные положительные |
30 p≤0,01 |
Последствия страха |
30 при p≤0,01 |
Данное обстоятельство говорит о том, что какие бы ни были страхи у детей, в той или иной степени они способны сказаться на их самооценке, снизить их уверенность в себе. При этом, следует обратить внимание, и на то, что в обеих подгруппах непосредственно сам компонент «последствия страхов» выражен незначительно, хоть и наблюдается некоторое преобладание у детей-войны. В целом, детская психика настолько пластична, что они легко адаптируются к любым условия, в том числе и стрессогенным условиям жизни. Однако, ориентируясь, на предыдущий показатель «эго-отрицательные последствия страхов», нельзя сказать, что страхи проходят для детей бесследно. Особое внимание хотелось бы остановить на компоненте «социально положительные последствия страхов. Данный компонент значительно в большей степени выражен у детей-войны, что характеризует их как детей с повышенной мерой ответственности за совершаемые поступки, пережитый страх смерти сделал более реалистичными их взгляды на жизнь. Такой социально и личностной зрелости в столь юном возрасте мы не отмечаем у детей из г. Самары, напротив, им свойственно винить в своих страхах, проблемах иных людей, за что отвечает выраженный компонент экстернальной регуляции, значение которого превосходит у детей из г. Самары. В целом, данная особенность является возрастной и свойственна большинству детей младшего школьного возраста. Все обозначенное указывает, что отношение к страхам у детей-войны имеет интернальный локус, что указывает на их социальную и эмоциональную зрелость.
Проведенное нами исследование и полученные достоверные данные должны стать основой для разработки коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения детей, проживающих в местах вооруженных столкновений.
Литература:
- Ершова, И. Б. Влияние условий проживания в зоне военного конфликта на здоровье младших школьников / И. Б. Ершова, Ю. В. Глушко // Российский педиатрический журнал. — 2019. — Т. 22. — № 6. — С. 373–379.