В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.
Ключевые слова: дошкольный возраст, агрессивное поведение, социально-экономические факторы, социально-культурные факторы, социально-психологические факторы, социализация.
Агрессивное поведение среди детей дошкольного возраста долгое время остается для педагогов, психологов и родителей острой проблемой, а также социальной проблемой, в решении которой заинтересовано общество. Особую актуальность данная проблема приобретает в период старшего дошкольного возраста на стыке дошкольного и младшего школьного возрастов. Данная проблема активно обсуждается педагогами и психологами в научной среде и выносится на обсуждение для решения в федеральный образовательный стандарт
Особенно актуальной данная проблема становится при вхождении ребенком в старший дошкольный возраст. Данный период характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису 7 лет и его преодолению.
Трудности, испытываемые специалистами учреждения и родителями в выборе адекватных мер реагирования на агрессивные проявления детей, отсутствие скоординированных усилий дошкольного образовательного учреждения, социума, семьи в вопросах профилактики агрессии дошкольников доказывают целесообразность организации системы психолого-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детской агрессии именно в этот период [1].
Возрастные особенности проявления агрессивности, в том числе, и, в дошкольном возрасте, отражены в исследованиях зарубежных исследователей З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Лоренца. Данные исследователи обращались к данной проблеме с целью изучения причин проявления агрессии в дошкольном возрасте.
К данной проблеме, также обращались и отечественные исследователи М. В. Алфимова, А. А. Реан, Н. Б. Трофимова, К. В. Сельченок, Л. М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов. Особенности возрастного проявления агрессивного поведения у детей подводят нас к изучению приемов и технологий психолого-педагогической помощи в преодолении агрессивного поведения у дошкольников.
Исследователями сделан вывод, который мы поддерживаем, — важно заниматься изучением проявления и коррекции агрессивного поведения как можно раньше, до того момента, как она стала устойчивой чертой личности.
Дошкольное образовательное учреждение призвано активно способствовать преодолению данного явления детской среде. Методы и технологии решения проблемы агрессивности в поведении дошкольников реализуются комплексно педагогами, педагогами-психологами ДОУ и родителями. Дошкольное учреждение встает на активную позицию взаимодействия с различными специалистами, в том числе, и, медицинского характера, для
Для эффективной организации психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением, необходимо определить факторы, влияющие на проявление агрессивности в дошкольном возрасте. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-экономические факторы считает наиболее значимыми В. Э. Пахальян. Среди них он выделяет занятость родителей, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли [1]. По его мнению, это может приводить к хроническим психотравмирующим переживаниям, фрустрации базовых потребностей ребенка. При частых и длительных разлуках с матерью у детей нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В дальнейшем может возникать протестная реакция и негативизм, сформироваться агрессия.
К социально-культурным факторам возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста обращались Й. Лангмейер, З. Матейчек. По мнению исследователей, ускорение темпа современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и для расслабления являются причиной внутриличностных конфликтов, которые и приводят к агрессии [2].
В.Е Дружинин первостепенное место в формировании агрессии отводит социально-психологическим факторам, где ведущая роль принадлежит неблагоприятному влиянию социальных институтов (семьи, детского сада, СМИ) [3]. Исследователь обращает внимание и на высокую информативность общества, что неизменно приводит к стрессу. Множество средств массовой коммуникации: Интернет, телевидение, пресса, предлагают новости криминального характера чем привлекают внимание детей и склоняют к желанию попробовать изложенные способы.
По мнению Т. В. Лаврентьевой, современная семья может способствовать формированию агрессивного поведения у детей [2]. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают именно в семье, и именно члены семьи могут одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Этому способствуют характер семейных взаимоотношений, постоянные конфликты, ссоры, скандалы, агрессия отца по отношению к матери и т. д. Немаловажное значение имеет стиль семейного воспитания, в частности, частые и неоправданные наказания ребёнка, жестокое обращение с ним, а также отсутствие контроля и присмотра за детьми. По результатам исследований автора, родители, применяющие гиперопеку и гипоопеку, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей.
Как указывает Т. Д. Марцинковская, на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведение родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих [2]. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику, особенно, если последний действительно заслужил это.
В нашем исследовании мы обратили внимание на закономерность воспитания в неполных семьях детей с отклонениями в поведении. Мы использовали следующие методики: «Кактус» М. А. Панфилова, Опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, социметрический паспорт экспериментальной группы.
Результаты показали, что дети старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе показывают нарушения поведения в сторону агрессии гораздо чаще, если воспитываются в неполной семье, или, в семье разведённых родителей. Что можно увидеть на рисунке.
Рис. 1. Соотношение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста в зависимости от семейного статуса
Враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессивного поведения самими родителями. Поэтому важным условием исследователь Л. Ф. Обухова называет стимулирование мотивации привязанности в семье, посредством которой у ребёнка формируется потребность в интересе, внимании и одобрении окружающих. По исследованиям автора, следствием семейной депривации может быть замкнутость ребёнка, его сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность, а также агрессивное поведение [3].
Литература:
- Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2014. — 268с.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Нова света, 1999. — 178с.
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2015. — 294 с.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. — 158с.