Агрессия у детей дошкольного возраста
Автор: Агаева Наталья Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 28.11.2022
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Агаева, Н. Ю. Агрессия у детей дошкольного возраста / Н. Ю. Агаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17592/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявлению детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.
Что такое агрессивность?
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре обозначение термина, агрессия говорится нам что это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
Поводом проявления агрессии у детей может быть что угодно. Началом агрессивных особенностей содействуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Необходимо сказать, что важную роль играет воспитание в семье, с самых первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид рассказала и доказала, что при резком отлучении ребенка от груди и минимальном общение с матерью у детей развиваются такие черты характера как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И обратное, общаясь с ребенком окружая его заботой и вниманием, эти черты характера не вырабатываются.
Агрессия в любом проявлении представляет собой проблему не только для детей, но и в полном смысле для социума. Начиная с дошкольного возраста, исследуется агрессивность и коррекцию агрессивного поведения, а также ее предупреждение и профилактику, которая имеет важную ценность. Становление агрессивного поведения приходится на возраст до 10 лет и, если в положенное время привлечь компетентных специалистов, в сотрудничестве с ними можно в значительной степени повлиять на её предотвращение. Эту проблему изучают эксперты различных областей и невозможно это проявление считать однозначным, понятия агрессии и агрессивности в современной психологии имеют различные формы действий [4, с. 512].
Е. П. Ильин описывает агрессию таким образом: «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, даже отвергающий его». Этот же ученый агрессивность описывает так: «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении неизвестной и конфликтной ситуации [1, с. 160].
В. Клайн считает агрессивное поведение не только негативным проявлением, автор говорит, что настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, а также преодолении препятствий и завоевание внимания — это вытекающие качества приобретенные в следствии проявления агрессивности. А такими качествами как правило обладают лидеры.
Э. Фромм говорит, что кроме разрушительной, негативной и отрицательной агрессия выполняет еще и положительную функцию и даже является доброкачественной. Агрессивному ребенку возможно легче адаптироваться к новым ситуациям, коллективам, завоевать внимание. Агрессивность является живой реакцией. Агрессивный ребенок всегда получает базовые потребности [1, с. 129].
Определяют два главных типа агрессивных состояний: целевая агрессия становится как исполнение агрессии в роли предварительно организованного акта, целью которого всегда причинение вреда или ущерба объекту . Дети, выбирающие такой вид агрессии, чаще всего одиночки, не имеющие друзей, сверстники их боятся, а родители при ошибочном подходе тормозят приступы агрессии насильственным способом. Дети не способны дружить со сверстниками, и одним из способов контакта для них это драка, крик, таким образом дети обращают на себя внимание, когда хотят включиться в игру (ударит играющего, отнимет игрушку и т. д.). Взрослые зачастую хотят скорее «откреститься» от подобных детей, выполняя их желания, а ровесники боятся. Для детей, проявляющих агрессивность, получается, что их поведение само собой разумеющееся, и они не понимают результаты этого.
Инструментальная агрессия посредством достижения результата, которой сама по себе агрессия не является агрессивным актом. Ребенок в результате такого подхода может быть доброжелательным, иметь достаточное количество друзей, родители видят, что он ласковый и нежный. Проявляется такое поведение только в случае, когда ребенка «гладят по шерстке». Жизненные ситуации происходят таким образом, каким ему нравится. Если же ребенок встречается со стрессовой ситуацией или с обстоятельствами, которые ему не нравятся (например, забрали его игрушку, не дают желаемого: мама отказывается в магазине покупать сладости) ребенка «как будто подменили», он добивается своей цели отрицательным способом: физически (может ударить, укусить) или морально (плачет, топает, истерит). [4, с. 13].
Факторы возникновения агрессии, влияющие на степень ее развития:
- Привычки, характер;
- Потребности ребенка;
- Отношения в семье.
Причины агрессии у детей:
— Ребенком не заинтересованы родители, внутренние чувства ребенка неинтересны взрослым, мало обращают на него внимания. Также и ребенка мало волнуют чувства других, ведь дети берут пример со взрослых.
— Ребенок не хочет делиться чем-то с другими детьми. Возникает чутье «охотника»: я взял, значит это моё.
— Он испытывает тревожность из-за непривычных событий в семье (развод родителей, появление нового члена семьи)
— От перегруженности нервной системы за просмотром телевизора играми в телефон.
— Частые наказания, как следствие демонстрация такого же поведения.
— Нестабильная социально-экономическая обстановка отражается на ребенке через беспокойное поведение родителей, возможно кто-то из родителей потерял работу.
— Плохая саморегуляция. Ребенок не способен себя контролировать
Детские психологи, предупреждают, что зачастую агрессивное поведение проявляется у детей в первый кризисный период (3 года). [2, с.200]
Агрессивные дети в детском учреждении не редкое явление. И зависит это не от педагогов, не умеющих найти подход к ребенку, или неправильного воспитания, или плохой наследственности, а от внутреннего желания малыша раскрыть грани узнавшего. Смотря на сверстников, ребенок использует различное проявление, и наблюдает ответную реакцию. Если с таким ребенком находится компетентный взрослый, он без особого труда корректирует поведение малыша. С ребенком всегда можно обсудить ситуацию и провести беседу (в начале конфликта, самый разгар или же после всего произошедшего). В противном же случае для получения желаемого, когда ребенок сам по себе, он очень скоро делает самостоятельные выводы и использует различные формы поведения.
В более старшем возрасте агрессивное поведение, проявляется в следствии примера поведения близких людей [3, с. 12].
Таким образом, мы понимаем, проблемой является не возраст ребенка и то, когда он начал проявлять агрессию, а в привычках и воспитании дома. Дети переносят привычки в социум. Родители ошибочно считают, что виной такого поведения является окружение ребенка
Методы и приемы работы с агрессивными детьми
- Беседа с ребенком
Целью беседы является помочь детям справиться с переживаниями, которые влияют на их нормальное самочувствие и общение со сверстниками в группе.
- Формирование реальной картины (с кем хочет общаться ребенок в группе).
Предоставление разных видов с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.
- Совместная игра
В ходе игры можно смоделировать жизненные ситуации и постараться найти выход из затруднительного положения. Проигрывание ситуации где ребенок сделает правильный выбор.
- Рисунок
Рисуя, дети показывают свой внутренний мир, свои переживания и радости. Правильно трактуя рисунки, можно понять о ребенке то, что он не сможет сказать.
Таким образом, можно сказать, что самым подходящим временем для предотвращения агрессивного поведения является дошкольный возраст. Глубже всего должна быть проработана тема отношений родитель-ребенок, необходимо понять основу этой проблемы. Необходимо построение коррекционной программы для составления дальнейшей работы [2, с. 54].
Целью моей работы является демонстрация родителям, что одной из основных причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. В доме, в котором крики, споры и скандалы, сложно представить ребенка, который будет спокойным. Также родители должны понимать, какие последствия своих воздействий на ребенка проявятся в будущем, а особенно в подростковом периоде.
Литература:
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2004.
- Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.
- Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 1999.
- Осипова А. А. Общая Психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Похожие статьи
Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается выявить причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также проведение коррекционной работы для снижения уровня агрессии у воспитанников дошкольных учреждений.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений
В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.
Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.
Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении
В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...
Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду
В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Похожие статьи
Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается выявить причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также проведение коррекционной работы для снижения уровня агрессии у воспитанников дошкольных учреждений.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений
В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.
Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.
Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении
В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...
Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду
В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.