Эта тема затронута мной не случайно, дело в том, что я работаю учителем истории в ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера в г. Санкт-Петербурге. Эта школа с углубленным изучением немецкого языка. С 2001 года наша школа носит имя великого немецкого поэта, драматурга и историка и уже более 15 лет осуществляется школьный обмен с реальной школой им. Анны Франк г. Марбах-на Неккаре.
В 1991 году состоялся первый школьный обмен. С тех пор многие ученики нашей школы посетили на родине Шиллера, Марбахе, музей поэта, постепенно возникла идея проведения Шиллеровских чтений для учащихся старших классов.
В нашей школе открыт литературный музей Фридриха Шиллера, где можно ознакомиться с биографией и творчеством поэта.
Но отношения нашего города и Германии связаны естественно не только с нашим учебным заведением, они всегда были тесно связаны и переплетены. Петр I в 1703 году решил основать европейский город, который во всех отношениях не должен был быть похожим на Москву. Так возник многонациональный и веротерпимый Петербург — «самый умышленный город на всём свете», как отмечал Федор Михайлович Достоевский. Для этого Петру I требовались люди, обладавшие знаниями и навыками в таких областях жизни и производства, которые вообще не были затребованы ранее.
Несмотря на то, что Петр I очень любил Голландию и стремился подражать данной стране и в архитектуре, в строительстве каналов и т. п., оказалось, что исторически наиболее легко адаптируемыми к русской действительности были немцы-выходцы из многочисленных немецких княжеств [2, cтр. 15]. Длительное влияние немцев на приобщение России к европейской цивилизации объясняется и тем, что, глубоко врастая в российскую жизнь, петербургские немцы сохраняли не только язык и религию, но и свой специфический быт. Как отмечал Николай Васильевич Гоголь «Петербург — это аккуратный немец, больше всего любящий приличия» [1, cтр. 5].
Между Россией и Германией существовали традиционно тесные династические связи. «Начало этой традиции положил Пётр III, который был сыном цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха (представителя немецкой династии наследных герцогов). Супругами всех последующих российских императоров, кроме Александра III, были немецкие принцессы (Мария Федоровна, Мария Александровна, Александра Федоровна и др.). Породнившись с царской семьей, в Петербурге жили принцы Вюртембергские, герцоги Ольденбургские, Макленбургские, Саксен-Кобургские и др.» [4, стр. 20].
«Помните, что я наполовину ваш соотечественник», — сказал будущий российский император Николай I, обращаясь к прусским войскам во время совместного с принцем Вильгельмом смотра в Берлине. И потому в царском окружении немцы занимали не последнее место. Придворные чины получили во времена петровских реформ немецкие названия: постельничий стал обер-камергером, дворецкий — гофмаршалом, ловчий — обер-егермейстером т. п.
Считалось, что каждый образованный человек должен был владеть немецким языком. И поэтому в Петербурге были основаны такие школы, как Петершуле и Анненшуле, частная гимназия Мая и т. п.
Желая, продолжить образование петербургские аристократы могли поступить в основанный в 1737 году Геттингенский университет. Этот университет при своем зарождении был специально ориентирован на обучение дворянской аристократии, в особенности иностранцев, которые во второй половине XVIII в. составляли около двух третей его студентов. Важную роль в установлении «моста через Европу», благодаря которому из России в Гёттинген смогли попасть десятки русских студентов, принадлежат Августу Людвигу Шлёцеру — гёттингенскому профессору, судьба которого неразрывно связана с Санкт-Петербургом. «Шлёцер работал в Петербургской Академии наук в должности сначала адъюнкта, а затем ординарного профессора русской истории. Его деятельность в России по времени совпала с появлением у куратора Гёттингенского университета, барона Г. А. фон Мюнхгаузена желания сделать Гёттинген центром изучения русской истории и литературы в европейском ученом мире (для этой цели он планировал даже открыть здесь русскую типографию). Так, в 1762 г. именно в Гёттингене, впервые в немецких университетах, профессором И. Ф. Мурраем был прочитан отдельный курс лекций, посвященных русской истории. Поэтому работа над сбором источников по русской истории, которую Шлёцер в эти годы планировал вести в том числе и за пределами России, в немецких архивах, представляла интерес не только для Петербургской академии наук, но и для Гёттингенского университета» [3, стр. 45]. Из стен университета вышли: братья Демидовы, графы Василий Мусин-Пушкин и Петр Разумовский, А. И. Тургенев (государственный деятель и историк), С. И. Ковалевская (математика), Д. Руднев (философ) и другие. Именно здесь защищала свою докторскую диссертацию одна из первых русских женщин-химиков Юлия Всеволодовна Лермонтова. Университет упоминался и в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в нем учился Владимир Ленский («геттингенская душа»)
Немцы в Санкт-Петербурге имели свои общественные национально культурные объединения, выпускали газеты на родном языке. Только в XIX веке в Санкт-Петербурге на немецком языке выходило свыше 10 газет как общеинформационных, так и специальных: религиозных, профессиональных и др. Среди них в первую очередь следует отметить газету “St. Peterburger Zeitung” («Санкт-Петербургская газета»), которая выходила бессменно с 1728 года. Газета была закрыта в 1916 году на волне антинемецкой истерии.
В конце XIX — начале ХХ века немцы Санкт-Петербурга имели возможность сохранять и развивать свою национальную культуру и духовность. В городе действовало 8 католических, около 30 лютеранских и свыше 10 реформатских, методистских и других храмов, церквей, молитвенных домов.
На протяжении двух веков петербургские немцы принимали самое активное участие в перипетиях российской истории. Они оставили свой след в культуре (архитектура, живопись, наука, образование и т.п), в различных войнах, общественных движениях. Такие личности, как П. Л. Шиллинг (физика), Г. Ф. Миллер (история), И. Л. Блюментрост (медицина), А. Шлютер и А. И. Штакеншнейдер (архитекторы),П. К. Клодт (скульптор), Р. Ф. Кюндингер (композитор), К. К. Булла (фотограф), П. И. Пестель (декабрист), Б. Х. Миних, А. И. Остерман (государственные деятели) и другие внесли немалый вклад в петербургскую историю. В 1918 году у генерала Алексеева начальником штаба был Шварц. Против большевиков сражались генералы Врангель, Каппель, Дитрих фон Нетт, барон Унгерн и другие.
Заметную роль в экономической жизни г. Санкт Петербурга на рубеже XIX — ХХ веков играли немцы-предприниматели. В канун Первой мировой из 16 тыс. петербургских купцов 1-й и 2-й гильдии 1 тыс. принадлежала к немецкой общине города, занимая второе место в составе делового мира столицы после русских (13 тыс.). Самыми известными промышленниками Петербурга следует отметить сахарного фабриканта Л. Кёнига, металлопромышленника Ф. Сан-Галли, стеклозаводчика И. Риттиха. Крупнейшими финансистами являлись придворные банкиры Штиглицы, директор Международного банка А.Ротштейн и др.
Отношения Германии и Санкт-Петербурга переживали непростые времена в XX веке, после Первой и Второй мировых войн. Но время прошло и отношения наладились. В нашем городе каждый год проходит Неделя Германии. Она является одним из важнейших событий в экономической, социальной и культурной жизни города. В 2019 году Неделя Германии прошла в северной столице России уже в 16-й раз.
У г. Санкт — Петербурга есть два немецких города — побратима: Гамбург и Дрезден. Сегодня более 100 петербургских и гамбургских фирм связаны постоянными деловыми контактами. Действует 30 совместных предприятий. Сфера их деятельности — торговля, консалтинг, строительство, создание компьютерной и электронной техники, туризм. С 1992 года в Петербурге действует Представительство Торговой палаты Гамбурга. Стали уже привычными стажировки наших специалистов на гамбургских фирмах. В Гамбург очень часто со своей программой приезжает Мариинский театр. Яркими событиями в насыщенной культурной жизни двух городов стали совместные постановки оперы Моцарта 'Волшебная флейта' и 'Свадьбы Фигаро».
Что касается Дрездена, то сотрудничество между двумя городами развивалось еще в период существования СССР и ГДР: регулярные прямые авиарейсы, постоянные контакты фармацевтических, парфюмерных и других предприятий, обмен опытом ведения городского хозяйства. В Ленинграде появилась Дрезденская улица и магазин «Дрезден», в Дрездене — отель «Нева» и ресторан «Санкт-Петербург». После распада Советского Союза и объединения Германии дружба между городами только окрепла, в настоящее время между Дрезденом и Санкт-Петербургом происходит активный обмен школьниками и студентами, спортивные соревнования, научные встречи, экономические форумы, концерты и выставки.
Есть вы хотите прикоснуться к немецкой истории, то в Петербурге вы можете посетить немецкий квартал и Петрикирхе, прогуляться до института Гете на набережной Мойки, сходить и посмотреть старейшую школу Петершуле на Малой Конюшенной, дойти до аптеки доктора Пеле и сыновей на Васильевском острове или съездить в Петергоф и насладиться прекрасным видом Готической капеллы.
Литература:
- Гоголь Н. В. Петербургские записки — Спб, 1836
- Малиновский К. В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке» — М., Просвещение, 1990
- Соловьев С. М. Шлецер и антиисторическое направление. ЭБС «Лань», 2013
- Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. XVIII — XX вв. под ред. Шрадера Т. А. — Спб., Академия, 2014