Сравнительный анализ системы местного самоуправления России и Германии
Авторы: Шарипова Эвелина Яковлевна, Владимиров Игорь Александрович
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 8452 раза
Библиографическое описание:
Шарипова, Э. Я. Сравнительный анализ системы местного самоуправления России и Германии / Э. Я. Шарипова, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/514/ (дата обращения: 16.12.2024).
Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.
В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.
Принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.
Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченного избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.
В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.
В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.
На мой взгляд, достаточно много общих моментов можно увидеть в развитиях системы местного самоуправления России и Германии. Все они обусловлены, прежде всего, тем, что оба государства пытаются строить местное самоуправление на основе универсальных демократических принципов, изложенных в Европейской хартии местного самоуправления. Наличие общих исходных принципов в оценке роли местного (коммунального) самоуправления в обществе и государстве, однако, не может и не должно привести к игнорированию особенностей правовой интерпретации и практической реализации данного института в России и Германии. Среди этих особенностей необходимо выделить следующие:
Если в России местное самоуправление характеризуется как вид публичной,
но не государственной, власти, то в Германии коммунальное самоуправление рассматривается как государственная власть, государственное (публичное) управление, осуществляемое организационно обособленными звеньями - территориальными корпорациями публичного права.
Поскольку органы местного самоуправления в России не входят в систему
органов государственной власти, то местное самоуправление не может быть вписано в структуру разделения государственной власти и отнесено к одной из ее ветвей. Будучи самостоятельным видом публичной власти, местное самоуправление организуется на собственных принципах разграничения правотворческих и исполнительных функций его органов. А в Германии коммунальное самоуправление характеризуется как часть системы публичного управления и муниципальные нормы являются нормами особенной части административного права.
Если в Германии организационная модель местного самоуправления
закрепляется в земельных законах об общинах (районах), а организационное верховенство коммун ограничивается правом определения внутренних административных структур, некоторых других вопросов внутренней организации в соответствии с законом земель, то в России структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Таким образом, выбор организационной модели местного самоуправления остается за муниципалитетом.
Различие в моделях федеративного устройства России и Германии
предопределяет различные подходы к разграничению предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Если в Германии вопросы правовой регламентации коммунального самоуправления, как и обеспечения институциональной гарантии самоуправления, относятся к компетенции земель, то в России определение общих принципов организация местного самоуправления - предмет совместного ведения Федерации и субъектов.
Хотя в обеих странах проводится разграничение между правовым и
отраслевым контролем (надзором), налицо различия как в организации государственной контрольной (надзорной) деятельности, так и в ее формах и методах. Так, например, в России до последнего времени не получила развития такая форма отраслевого контроля, как “дача указаний”, наиболее распространенная в Германии.
В Германии выработаны многообразные формы правового надзора за
издаваемыми коммунами в рамках их правотворческой автономии актами, при этом речь идет не только об уставах (как в России), но и о положениях. Наряду с “доведением до сведения” органа правового надзора весьма распространены такие формы надзора, как “представление” и “утверждение” акта местного самоуправления.
Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять. Сложности перевода с иностранных языков приводят к неправомерному отождествлению форм регулирования и контроля за действиями местных администраций со стороны вышестоящих государственных органов с государственным регулированием и контролем местного самоуправления. Поэтому происходит неправомерное отождествление местного управления и местного самоуправления. Во многих странах для организации управления территориями применяют сложные механизмы, сочетающие органы государственной администрации местного уровня (местные администрации) и органы, избираемые населением, т.е. собственно органы местного самоуправления. Неправильно поняв все это иногда не удается избежать привычных российских стереотипов.
- Литература:
ФЗ №131 от 6 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] : учебник для студ. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М. : Юристь, 1997. - 428 с.
Основы государственного (конституционного) права Германии [Text] // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - 1998. - Т. 3, гл. 5. - 342-417 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник для студ. вузов; Ин-т государства и права РАН, Академический правовой ун-т. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 669 с.