Период развития местного самоуправления в современной России складывается из противоречий. На данный момент в России сложилась модель местного самоуправления смешанного типа [1]. «Синтезированная общественно-государственная природа» действующей модели местного самоуправления представляет собой отличные друг от друга формы организации деятельности в различных муниципальных образованиях.
Современное местное самоуправление организовано в виде модели, которая представляет собой комплекс взаимоотношений, как внешних — между органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и внутренних — между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Исходя из основ конституционного строя Российской Федерации современная модель складывается в единую систему местного самоуправления из разнообразных территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления.
Сравнивая советскую и современную модели можно отметить, что в современной система местного самоуправления не входит в систему государственной власти, а также отсутствие выстроенной «модель подчинения друг другу» в муниципальных образованиях. В рамках этого принципа можно говорить о четком разграничении отношений среди федеральных и муниципальных органов власти, а также между муниципальными образованиями. Соответствующий предмет ведения этих органов позволяет быть органам местного самоуправления экономически и финансово самостоятельными. Источником регулирования наименования местных органов, порядка их формирования, компетенции, сроков полномочий является устав муниципальных образований.
Современное российское местное самоуправление находится на начальном этапе своего формирования.
Применение Федерального закона № 131- ФЗ в течении тринадцати лет выявило необходимость более «включенного и разностороннего участия» как федеральных, так и региональных органов государственной власти в регулировании законодательства с целью улучшения условий в регионах и на местах.
Субъекты Федерации получили правовые возможности приспосабливать каждый муниципалитет к условиям его деятельности, хотя и на основе федерального и регионального законодательства. Не следует считать, что достигнуто идеальное соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления. Поиски должной меры соотношения продолжатся, поскольку связаны с изменяющимися обстоятельствами объективного и субъективного свойства, переменами социально-экономических условий развития общества и государства.
Каждый муниципалитет на основе федерального и регионального законодательства приспосабливается субъектов Федерации исходя из их правовых возможностей. Перспективы развития законодательства о местном самоуправлении, как федерального, так и регионального ФИО связывает с несколькими направлениями: «1) территориальным устройством местного самоуправления; 2) с компетенционным статусом субъектов муниципальной власти; 3) с материально-финансовым обеспечением полномочий этих органов; 4) с расширением участия в местном самоуправлении его главного субъекта — населения; 5) с соотношением местного самоуправления и государственной власти, отвечающим современным условиям политического, экономического и социально-культурного развития России». [6]
Важно также отметить, что существует ряд проблем [2], присущих местному самоуправлению в современной России:
– Нормативно-правовая база имеет противоречия и требует усовершенствования;
– В практическом ключе отсутствует логически оформленная модель организации деятельности местного самоуправления;
– Двойственность распределения предметов ведения и полномочий между местным самоуправлением и государственной властью;
– Отчуждённость и абсентеизм населения от публичной власти;
– Недостаточность финансирования на местном уровне, а также должного кадрового потенциала.
Современное российское местное самоуправление осуществляет свою деятельность и накапливает опыт как самостоятельный институт, но все же нуждается в дальнейшем развитии и улучшении. Определенные меры как создание необходимого курса развития местного самоуправления; повышение качества и уровня народного представительства во власти, путём непосредственного участия граждан; инновационное развитие муниципального образования и качество реализации национальных проектов; иная дифференциация типов муниципального образования; формулирование четких полномочий органов власти и местного самоуправления; финансовая самостоятельность муниципалитетов; четкие, законодательно закрепленные границы государственного контроля позволят решить вышеперечисленные проблемы.
Таким образом, современный период развития местного самоуправления имеет противоречия. На данный момент в России сложилась модель местного самоуправления смешанного типа. Принципиальным отличием современной модели от советской является то, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления. Субъекты Федерации получили правовые возможности приспосабливать каждый муниципалитет к условиям его деятельности, хотя и на основе федерального и регионального законодательства. Также существует ряд проблем, характерных для местного самоуправление, которые подлежат обязательному решению.
Литература:
- Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2016. С. 56.
- Милосердов А. С. Роль исторических традиций в развитии местного самоуправления в современной России // Правовая инициатива. 2015. № 3. URL: http://49e.ru/ru/2015/3/11
- Постовой Н. В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М.: Юриспруденция, 2014. С. 96.
- Сайт Консультант Плюс. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550–1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105/.
- Широков А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития. М.: Муницип. власть. 2012. № 6. С. 32–39.
- Яковлев И. В. Местное самоуправление как институт государства // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-kak-institut-gosudarstva