Институт местного самоуправления, понимаемый как форма осуществления народом своей власти [1], является неотъемлемой частью «демократического» общества, как современного.
Для начала следует обозначить сущность понятия политический институт. Под институтом понимается совокупность норм и правил, а также принципов организации политического процесса, на основании которых взаимодействуют и функционируют субъекты политики в процессе реализации их политических интересов и потребностей.
К признакам местного самоуправления, как политического института относятся:
– Набор специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей на местном уровне;
– Наличие потребности общества в местном самоуправлении;
– Чёткая определённость и выраженность цели деятельности МСУ;
– Наличие определённых социальных статусов и ролей;
– Закрепление основ МСУ в Конституции.
Местное самоуправление, как политический институт, немыслимо без нормативно-правовой базы. Деятельность его регулируется Конституцией, а также Федеральными законами, Уставами, положениями. По «основному законы жизни страны» местное самоуправление не входит в систему органов власти. С одной стороны, занимает нижний уровень в вертикали власти, с другой оно признаётся и гарантируется, однако действует в пределах своих полномочий самостоятельно, а его состав формируется населением муниципального образования независимо.
Исполнение местного самоуправления осуществляется с помощью референдума, схода, то есть непосредственно или путём деятельности представительных органов — опосредованно. Местные традиции и обычаи оказывают непосредственное влияние на комплектование и реализацию целенаправленных компетенций
Институт МСУ претерпевал изменения по мере развития российской государственности. Принцип учёта исторических и местных традиций является одним из основных принципов организации местного самоуправления.
Интересы и потребности населения, как правило, и сыграли огромную роль в формировании исторических традиций муниципального образования той или иной территории. Население должны позитивно рассматривать традиции и обычаи благодаря исторической памяти, ментальным особенностям, представлениям народа о справедливости. Однако, пренебрежение историческими традициями может оказать негативное влияние на население и обострить противоречия как между отдельными группами населения, так и между населением и государственными органами. Осуществление принципа учёта исторических и местных традиций позволит избежать проблем, которые будут препятствовать развитию и эффективности института местного самоуправления.
Также интересы и потребности населения того или иного муниципального образования формируют цели, которые преследуется в деятельности института местного самоуправления. Поэтому главной целью МСУ является решений населением вопросов местного значения, исходя из потребностей и населения граждан, а также с учётом исторический и местных традиций. [1]
В соответствии с целью, институт МСУ реализует функции. Вместе с осуществлением очевидных функций, институт выполняет так называемые дисфункции, которые рассматриваются как несоблюдение нормального взаимодействия с обществом, несущее негативные последствия.
К дисфункциям мы может отнести: «персонализацию власти» (органы МСУ чаще всего действуют в своих интересах, а мнение населения почти не учитывают), «огосударствление местного самоуправления» (решения принимают органы МСУ, а население соглашается с принятым решением, так как имеет низкую политическую активность и «считает, что не способно решить волнующие их вопросы»). [2]
Институт местного самоуправления не мыслим без ценностей, обычаев, ориентаций, установок. Это всё находит отражение в политической культуре. Политическая культура — это явление, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, установками и традициями.
Круг таких факторов, как геополитическое положение, политико-социальная культура общества, характер отношений внутри общества, политические традиции и менталитет, влияет на формирование политической культуры.
Участие граждан в политическом процессе является одним из основных условий в формирование политической культуры. В политическом процессе действует целый ряд институтов, к которым и относится институт местного самоуправления.
К основным путям формирования политической культуры можно отнести: деятельность государства; деятельность политических партий; воздействие церкви на политическую жизнь; информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации; деятельность общественно-политических организаций и движений; воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива.
Развитие института местного самоуправления невозможно без политической культуры, так как она оказывает влияние на формирование ценностей, установок, менталитета.
Таким образом, институт местного самоуправления — это форма осуществления народом своей власти. Институт МСУ является политическим институтом, так как обладает признаками политического института. Деятельность института МСУ регламентируется нормативно-правовой базой. Интересы и потребности населения, как правило, формируют исторические и местные традиции. Местное самоуправление, как институт, имеет как функции, так и дисфункции. Политическая культура играет немаловажную роль в становлении и развитии института МСУ.
Литература:
- Гончаров В. И. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовое исследование. M.: Проспект, 2015. 272 c.
- Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2016, 384 с.
- Слюняев И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / Практика муницип. упр. 2013. № 2. С. 6–12.
- Тарханов М. В. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации. М.: Юркомпани, 2015. 180 c.