Современные проблемы науки и образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 9474 раза

Библиографическое описание:

Бурко, Р. А. Современные проблемы науки и образования в России / Р. А. Бурко, С. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 745-747. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8219/ (дата обращения: 16.12.2024).

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний и умений или по их совершенствованию. Цитируя знаменитого французского писателя Дени Дидро, можно отметить, что «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает осознавать, что не рожден для рабства». Интеллект — вот что отличает нас от других существ. Умение анализировать и делать выводы, накапливать все больше и больше знаний об окружающем мире, открывать неизведанное и радоваться каждому открытию делает нашу жизнь по-настоящему интересной, ведь еще Марк Тулий Цицерон говорил «Жить — значит мыслить». Но ведь только с помощью образования люди развивают свои интеллектуальные способности. Образование как социальный институт зародилось еще в древности, что способствовало развитию общества. Но что делать, если сегодня мы все чаще встречаемся с проблемами, связанными с современным образованием и наукой именно в нашей стране≤

Проблемы современного образования можно перечислять очень долго: тут и слабое материально- техническое оснащение, отсутствие необходимой квалификации у преподавательского состава, неактуальность образования и его оторванность от практики. Рассмотрим подробнее проблемы непосредственно школьников и студентов.

Существует два вида причин упадка образования в стране. Первая- это личная. Школьникам малоинтересно читать учебники, делать домашнее задание, уже не говоря о самообразовании. Все это из-за появления массы отвлекающих факторов, таких как компьютеры, проведение досуга за телевизором, поиск интересного времяпровождения на улице в компании друзей. Существуют и более серьезные факторы, это употребление алкоголя, наркотиков детьми и школьниками. Все это существовало и раньше, но сегодня эти занятия получают более широкий резонанс. По мнению восьмидесяти процентов школьников, знания, полученные ими в школе, не представляют собой никакой ценности и не пригодятся в жизни. Большинство учеников считают, что стать бизнесменом и организовать собственное дело вполне возможно и без получения определенного образования. Но ведь очевидно, что нельзя управлять людьми, если сам не можешь управиться с собой, например заставить себя вместо бесполезной траты времени у компьютера или телевизора прочитать книгу. Что можно предложить для решения данной проблемы≤ Во-первых, необходимо внушить каждому ученику идею о необходимости получения образования, представить образование не как ежедневные мучения, а как вклад в свою будущую жизнь. Во- вторых, каждый преподаватель должен поставить перед собой задачу — заинтересовать своих учеников. Хороший способ решения этой задачи — проведение занятий в форме беседы, диалога с учениками и даже в форме игры. Просмотр документальных фильмов на уроке истории, походы в театр на уроке литературы и посещение музеев на уроках изобразительного искусства- хороший способ донести детям знания из книг и учебников в другой более современной и интересной форме. Всё это поможет школьникам взглянуть на образование с новой стороны.

Второй вид причин — конституционный или государственный. Главной проблемой является не соответствие статьи «о правах и свободах гражданина РФ» и закона «об образовании», где сказано, что каждый учащийся должен достигнуть определенного образовательного уровня в независимости от способностей и желания, что никак не соответствует выше упомянутой статье. Самое главное- это то, что за невыполнение конституционных требований о получении среднего образования никакой ответственности не предусмотрено. Именно этим дефектом в Конституции пользуются обучающиеся при поступлении в школу, учась в меру своего желания. Школьники сами решают, учиться им или нет, у многих проявляется отсутствие страха «недополучения» знаний. Решить эту проблему, на мой взгляд, можно лишь пересмотрев конституционные правила, путем добавления в нее пункта об административной ответственности за не достижение общегосударственных образовательных стандартов.

Не менее проблематичной является ситуация с современным финансированием, как высшего, так и среднего образования. Финансирование общеобразовательных учебных заведений осуществляется на заранее запланированное количество учеников. То есть, если часть учащихся пропускают учебные занятия, то деньги, выделяемые на их обучение становятся ненужными и, по закону, должны быть возвращены, что приводит к уменьшению бюджета школы, сокращению преподавательского состава, снижению образовательного уровня учеников и т. д. Поэтому во многих учебных заведениях существует практика обязательного внесения денежных средств в фонд школы, попечительский совет, на ремонт школы. Стоит заметить, что обычно такого типа взносы представляют собой немалые суммы денежных средств, которые не все родители себе могут позволить. Один из способов решения данной проблемы- создание комиссии, которая будет следить за общим уровнем посещаемости занятий в школах,а также проверять реальные знания и способности учеников, чтобы избежать денежных вложений родителей с целью повышения оценки своего ребенка.

Невозможно не затронуть проблемы высшего образования в России. Современное высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. ВУЗам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Всё это произошло из-за того, что ВУЗам нужны были деньги, так как финансовые поступления от государства уменьшались, то оставался один выход- брать деньги у абитуриентов и студентов. Для привлечения большего числа абитуриентов в ВУЗ, нужно было сделать высшее образование более доступным, что и произошло. Сейчас высшее образование может получить любой желающий, не смотря на результаты ЕГЭ и оценки в школьном аттестате. Разница только в том, за счет каких средств оплачивается обучение- средств государственного бюджета или за счет своих собственных. Решение о сокращении «бюджетных мест» в ВУЗах было принято государством в 2009 году. Правительство считает, что наше государство уже чрезмерно обеспечено студентами, закончивших 1 или даже 2 ВУЗа. Но ведь хорошо образованных людей никогда не бывает много и разумнее было бы стремиться к увеличению их числа.

Не менее серьезные проблемы современного высшего образования- это профессорско-преподавательский состав, материально- техническое оснащение, и, конечно, сами студенты.

Что касается профессорско-преподавательского состава, то их старение- бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что ВУЗам приходится брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной тому, что многие преподаватели совмещают работу в двух, трех, а порой и в четырех ВУЗах. По данным ГОСКОМСТАТА с 1993 по 2008 гг. количество преподавателей государственный и муниципальных ВУЗов увеличилось приблизительно на 40 %, в то время, как рост числа студентов составил около 144 %. Очевидно, что рост числе студентов значительно опережает рост числа преподавателей. Основные требования к профессорско-преподавательскому составу любого ВУЗа — это хорошая психолого-педагогическая подготовка, наличие опыта научно- исследовательской работы и опыта практической работы в области своей дисциплины. К сожалению, данным требованиям не соответствует большой процент преподавателей. Один из способов изменения этой ситуации- обязательное проведение различных тренингов, научных конференций для повышения квалификации преподавательского состава. Для более эффективного результата необходимо, на мой взгляд, сделать написание научных работ, статей, проведение собственных исследований обязательной нормой для каждого преподавателя. Государство, в свою очередь, должно стимулировать и повышать активность профессорско-преподавательского состава путем не только материального стимулирования, но и предоставления грантов.

Обязательно и повышение контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составит особого труда. Например, проведение контрольных срезов знаний для студентов даст объективную оценку уровня полученных знаний студентами и работы самого преподавателя в течение семестра. Конечно, результаты таких срезов не должны отличаться от результатов экзаменационной сессии студентов. Подобные действия также помогут снизить уровень коррупции в высших учебных заведениях.

Не стоит забывать, что ВУЗ — символ прогресса. Современный университет должен быть оснащен совершенным новым техническим оборудованием. Это касается не только обустройством научных лабораторий, но и обычных аудиторий. Речь идет не только о наличии в университетах компьютерных классов или мультимедийного оборудования, но и о проведении онлайн-конференций с учеными и профессорами из разных уголков страны или мира.

Не стоит обходить стороной и самих студентов. Бывший министр Образования Фурсенко отметил, что только 15–20 % студентов приходят в ВУЗ за получением знаний. С ним трудно не согласиться. Большинство студентов считают, что главное — во время закрыть сессию, а посещение лекций в течение семестра необязательно. Это является причиной низких оценок по результатам экзаменационных работ, а главное, эта тенденция увеличивает рост низко квалифицированных специалистов. Я считаю, что нужно принять меры для поддержания дисциплины и авторитета преподавателей. Во-первых, установить лимит на количество пропущенных лекций и семинаров без уважительной причины. Если посещаемость низкая, то необходимо ставить вопрос об отчислении. Во- вторых, сдавать сессию только в установленные сроки, и в-третьих, обязательное соблюдение элементарных правил поведения в обществе. Оскорбление преподавателя, появление студента в нетрезвом виде, вульгарное поведение должны привести к отчислению. Эти меры не являются суровыми и жестокими, они лишь напомнят студентам о статусе учебного заведения, в котором они получают образование.

Естественно, что проблемы современного образования в России на этом не заканчиваются. Большое количество реформ, подражание Европейской системе образования не только не приносят положительных результатов, но и усугубляют и без того неблагоприятную ситуацию в российской системе образования. Сегодня образование в России — это полигон опасных, едких испытаний и экспериментов, которые влекут за собой более глобальные проблемы. Не стоит забывать, что образовательная система любой страны — эта одна из составляющих её успешного будущего и благосостояния людей.

Литература:

1.                 http://trendclub.ru/blogs/contest_august/705

2.                 http://bordersoff.ru/publ/7–1-0–101

3.                 http://fb.ru/article/12323/obrazovanie-v-rossii

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, студент, современное образование, Россия, профессорско-преподавательский состав, проблема, преподавательский состав, образование, ВУЗ, преподаватель, получение знаний, работа, мой взгляд, современное высшее образование, государство, техническое оснащение, течение семестра, школьник, эта.


Задать вопрос