Роль устойчивого развития в системе образования в России
Автор: Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 1783 раза
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Роль устойчивого развития в системе образования в России / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/ (дата обращения: 16.12.2024).
Впервые термин устойчивое развитие был, упомянут в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Официальное его признание и закрепление в международном сообществе состоялось в 1992 году. Основным документом, принятым также в этот период, выступает «Повестка дня на 21 век», который указывает на степень важности переориентации систем образования для равной степени.
Образование в интересах устойчивого развития представляет собой такое образование, которое предоставляет реальные возможности для ряда социальных преобразований, необходимых для того, чтобы создать более социально справедливые общества и достичь устойчивого развития в социуме и в процессе реализации человеческого потенциала.
Основные цели и приоритеты концепции устойчивого образования отражает Повестка дня на 21 век [1]. Так, для того чтобы сформировать систему устойчивого образования, необходимо:
− обеспечения просвещения в сфере защиты и сохранения окружающей среды всех людей, вне зависимости от возраста или статуса и т. п.;
− включение концепций развития и охраны окружающей среды во все образовательные программы;
− обеспечение вовлеченности молодежи и общественности в целом в разрешение вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Если указанные целевые ориентации рассматривать конкретно для российского государства, то они сводятся к следующему:
− равный доступ к возможностям получить качественное образование в экономической, экологической и социальной сферах для каждого, вне зависимости от статуса, доходов, условий проживаний и прочих факторов, обстоятельства;
− создать правовую и материальную основу для того, чтобы сформировать полноценную систему образования устойчивого развития;
− осуществлять формальное и неформальное обучение, вести просветительскую деятельность для развития ОУР;
− учитывать национальные культуры и традиции, а также их роль в образовании.
Можно перечислить следующие ключевые направления для достижения цели устойчивого развития в системе образования российского государства:
− разрабатывать и публиковать учебно-методические материалы для педагогов, обучающихся и научных работников на всех существующих образовательных уровнях;
− поощрять использование ИКТ технологий и электронных средств для повышения наглядности и эффективности обучения, продуктивного информационного обмена;
− обеспечить однородность содержания учебно-методических материалов, которые используются как в формальном, так и в неформальном просвещении;
− разработать действенные стратегии по распространению необходимой информации [4].
Становление ОУР в российском государстве ориентируется на:
− классическое и инженерное экологическое образование, географическое, биологическое, геологическое и экономическое образование;
− учет действующих образовательных стандартов, в которых отражен ряд императивов устойчивого развития;
− первые элементы, которые войдут в будущую систему институционального обеспечения ОУР, наличие положительного опыта учебно-научных центров по устойчивому развитию в российских высших учебных заведениях;
− дистанционное образование и сертификация такого образования;
− повышение квалификации преподавательского состава в сфере устойчивого развития;
− доступность учебных материалов по ОУР;
− согласованность образовательных программ как на национальном, так и на международном уровнях.
Устойчивое развитие играет огромную роль в модернизации и прогрессивном развитии системы российского образования, так как внедрение ОУР благотворно влияет на образовательный процесс, способствует его совершенствованию. В частности, дошкольное, начальное, среднее, высшее и постдипломное образование совершенствуется в направлении устойчивого развития, повышается информированность общественности, обеспечивается более качественная профессиональная подготовка и повышение квалификации [3].
ОУР требует, чтобы каждый человек воспитывался в разрезе уважения к различным культурам, признания равенства всех народов и стремления сохранить традиционные знания как составную часть ОУР. За счет ОУР предполагается развить системное, критическое и творческое мышление, отношение к жизни, окружающему миру, достичь понимания местных и глобальных проблем, так как все эти задачи — необходимое условия для осуществления деятельности в интересах устойчивого развития [2].
Ввиду того, что основная нагрузка в формировании ценностных приоритетов и ориентаций приходится на ранний возраст, особый акцент необходимо уделять дошкольному и школьному образованию.
В качестве приоритетов обучения устойчивому развитию выступают:
− гуманистическое мировоззрение — гражданам должна быть привита социальная ответственность как общечеловеческая ценность и условие выживания на Земле;
− экологизация общества — экологический императив должен доминировать в производственной и экономической сферах, в целом в структуре общественного поведения;
− актуализация внедрения в образовательный процесс прикладных дисциплин, которые привносят общественно признанный вклад в стабилизацию развития.
ОУР составляют экологическое, социальное и экономическое образование. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т. д.
Таким образом, роль ОУР в системе образования в РФ проявляется в следующем:
− развитие образовательной системы, ее совершенствование и модернизация в соответствии с требованиями современных реалий;
− экологизация образовательной системы;
− гармоничное воспитание подрастающего поколения;
− акцент не необходимость решать местные и глобальные проблемы.
Доклад подготовлен при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19–013–00722).
Литература:
- Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 29.05.2019).
- Мельник Т. Е. Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С.285–288.
- Муртазина Л. Г., Гайсин И. Т. Модель развития непрерывного экологического образования учащейся молодежи: анализ зарубежного опыта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С.165–170.
- Немцев И. А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4. С.1–11.