Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.09.2017

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2700/ (дата обращения: 17.12.2024).



Международное сообщество убеждено, что с помощью образования необходимо воспитывать отношение, прививать ценности, формировать поведение, а также стиль жизни. Все вышеперечисленное необходимо для сохранения устойчивого будущего. Такой социальный институт как образование представляет процесс обучения принятию решений, что необходимо для обеспечения будущего экономики в долгосрочной перспективе, равенства и экологии всех сообществ. Ключевая формула образования — это развитие мышления.

Всё что необходимо для формирования устойчивого развития общества находится в самой системе образования на уровне базиса личности. Это определяется качеством мышления, нравственными ценностями, умением изменять и строить будущее, духовными устремлениями. С помощью образования можно быстрее адаптироваться к реалиям времени, подходить творчески, используя различные технологии. Адаптация и творчество являют собой два разных подхода. Если адаптация — это процесс приспособления к представленным условиям, то творчество изменение и совершенствование к условиям жизни для увеличения гармоничности и полезности.

Очень часто мы обращаем внимание на труды предыдущих поколений. В связи с этим особую актуальность приобретают работы В. И. Вернадского о формировании ноосферы, как разумного уровня использования представленных благ. Это дает возможность развивать научные исследования в области экологических проблем и практической их реализации.

Н. Н. Моисеев считал, что роль образования в формировании личности способствует строительству общества, которое определяется как коэволюция природы и человека.

Таким образом, ноосфера — это сфера взаимодействия природы и общества. Разум человека, а самое главное его разумная деятельность становится главным фактором развития.

Современная теория устойчивого развития сформирована на взаимосвязи трех сфер: экономики, социальной сферы и экологии. Здесь особую роль играет их эффективность, которая связывается с творческими достижениями. Например, экономика без изобретений не станет эффективной.

Экологическое образование на современном уровне является одним из ведущих направлений российского образовательного пространства. 5 января 2016 г. В. В. Путин подписал указ о том, что 2017 будет посвящен году экологии. Это неслучайно. Экологическая проблема носит глобальный характер. Системный кризис образования определяется беспомощностью и неэффективностью перед лицом глобализации. Это является проблемой не только российского образования, но и всего мирового сообщества. В эпоху смены индустриального на постиндустриальное общество человечество подчас забывает, что за формированием техногенности, микротехнической революции мы теряем уровень духовного воспитания, личностных качеств, которые необходимы для дальнейшего существования общества.

Еще в апреле 1996 года была представлена концепция перехода Российской Федерации на модель так называемого устойчивого развития. Указанный уровень образование должен был рассматриваться как главный тенденция устойчивого развития. Вслед за этим в марте 2005 года ряд министров образования, охраны окружающей среды некоторых европейских стран решили принять европейскую стратегию образования на основании устойчивого развития.

Непрерывность экологического образования важна так же на стадии дошкольного уровня. Первичная социализация этой возрастной аудитории начинается с семьи, потом подхватывается детским садом. И на данном этапе становится важным в преемственности заложить основы экологического воспитания в его устойчивом развитии. Об этом неоднократно на своих выступлениях говорил В. В. Путин, а премьер-министр Д. А. Медведев дал поручение включить в ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) экологию.

В связи с этим 12 мая 2017 г. на базе МГУ в рамках международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» прошел Круглый стол, где приняли участие Вице-президент Европейского отделения Всемирной организации образования детей младшего возраста (ОМЕП) Нектариос Стеллакис со своим докладом об экологическом воспитании. Так же были услышаны работы Н. А. Рыжовой, которая разработала парциальную программу по экологическому образованию «Наш дом — природа», национальный руководитель Международного проекта ОМЕП в России.

На основе обсуждения было предложено ввести в ФГОС экологическое образование как ведущую часть образования для устойчивого развития.

Об экологическом образовании есть ряд исследований, авторами которых являются отечественных и зарубежных исследователи В. И. Данилов-Данильян, Н. М. Мамедов, И. П. Смирнов, А. Д. Урсул, Г. А. Ягодин, С. Н. Глазачев. Ими разработаны основы содержательной характеристики экологического образования. В данных концепциях положено представление об «устойчивом развитии». Неоднократно подтверждается, что переход к представленной тематике дает возможность решению глобальных проблем, что, в свою очередь, решает проблемы образования. Это проявляется в системности и гуманности как ведущие направления современного образования.

Понятие «устойчивое развитие» появилось в 80-е годы. А в 1992 г. на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро об этом было сказано публично. С точки В. П. Горлачева, устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [2,С.24].

Важность экологического образования детей в интересах устойчивого развития подтверждается включением основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты дошкольного образования, где (образовательная область «Познавательное развитие») предусматривается: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы. Дошкольным организациям отводится главная роль в формировании у детей основ экологически и социально ответственных граждан страны.

Учитывая, что мировое образовательное пространство проходит сложный путь смены парадигмы, мы понимаем, что образовательные программы дошкольного образования должны потерпеть серьезную трансформацию. Качество экологического образования в интересах устойчивого развития в значительной степени зависит от инновационных методов обучения, ориентированных на активное самостоятельное участие детей дошкольного возраста, формирующих у дошкольников познавательную мотивацию, навыков понимать, обсуждать и находить пути решения социальных и экологических проблем.

То, что сейчас реализовываются различные проекты, проходят международные конференции, все это прослеживается с 2011 года. С этого момента разработаны и выполнены ряд мероприятий на уровне многих регионов России. Детские сады определили для себя список наиболее известных принципов устойчивого развития: уважать, осознавать, переосмыслить, переиспользовать, экономить, переработать, перераспределить, которыми руководствуются и многие их зарубежные коллеги [3].

Россия подключилась к проекту ЮНЕСКО. Ранее было сказано о специальной программе «Мы и природа», который реализовывался с помощью Московского департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы» [5]. Причем было выделено, что дошкольные учреждения будут участвовать в двух направлениях: экономики и экологии. Это было отражено с помощью формирования концепции ресурсосбережения — экономия тепла, воды, проблемы мусора, энергии, а также социальные проблемы. Ярким примером этого служит взаимосвязь природы и культуры.

В данном проекте участвовали разные страны: Россия, Хорватия, Польша, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Болгария, Франция, Кипр и Украина. Из азиатских стран участвовал Гонконг, т. к. применяет европейские образцы образования.

Были определены три критерия на дошкольном уровне:

1) характеристика зданий дошкольных учреждений с точки зрения экологической безопасности и возможностей для реализации идей ОУР;

2) оформление территории дошкольного учреждения и ее возможности как образовательного пространства;

3) особенности официальных документов, программ дошкольного образования (с позиции реализации ОУР).

По первому критерию Россия не может похвастаться на основе проектирования нормам рационального использования ресурсов и экологической безопасности. Вот этому аспекту, в отличие от других стран Запада, уделяется очень мало внимания. В результате, чтобы компенсировать этот недостаток, сформированы другие проекты по формированию у детей навыков ресурсосбережения. Например, вовремя закрывать кран (экономно использовать воду), вовремя выключать свет (экономно использовать энергию). В новых зданиях обычно водопроводные краны выключаются автоматически, то действую другие проекты.

В отличие от западных стран в России есть существенное преимущество. Участки дошкольных учреждений имеют прекрасное озеленение. Это дает возможность знакомить детей с биологическим разнообразием и проблемой сохранения.

Именно в российских дошкольных учреждениях начали создаваться экологические тропинки для дошкольников, а для воспитателей разработаны рекомендации по использованию территории как образовательного пространства [1].

Однако есть и существенный недостаток, который думается, в ближайшее время будет изменен, это отсутствие в России на официальном уровне в стандартах понятия «образование для устойчивого развития». На Западе такое есть и закреплено в документах на государственном уровне. У нас это упоминается в ФГОС в образовательной области «Безопасность» [4, С.45].

Таким образом, следует сказать, что теоретическое обоснование устойчивого развития для Российской Федерации крайне важно именно на государственном уровне. Практическая реализация происходит более успешнее.

Литература:

  1. Банных Д. Проект «Экологическая тропинка»// http://www.maam.ru/detskijsad/ (дата обращения 05.07.2017)
  2. Горлачев В. П. Экологическое образование в контексте устойчивого развития // Вестник ЧитГУ.-2012. № 4.-С.21–26.
  3. Сидорчук Т. А. Методический комплекс для работы с дошкольниками «Я познаю мир»— Ульяновск, 2014.
  4. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования.- М., 2009.
  5. Назаренко В. М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой.- М.: Изд-во Зелёного Креста, 2013. — 275 с.
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, экологическое образование, Россия, дошкольное образование, государственный уровень, дошкольный уровень, младший возраст, образовательная область, образовательное пространство, Российская Федерация.

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Проблема понимания понятий «преступное сообщество» и «преступная организация» в современном уголовном праве России

Интеграция понятий «язык» и «культура» в процессе обучения иностранному языку

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Соотношение и разграничение понятий «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация»

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Проблема понимания понятий «преступное сообщество» и «преступная организация» в современном уголовном праве России

Интеграция понятий «язык» и «культура» в процессе обучения иностранному языку

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Соотношение и разграничение понятий «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация»

Задать вопрос