Философия и методология науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 1775 раз

Библиографическое описание:

Зернов, В. И. Философия и методология науки / В. И. Зернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54668/ (дата обращения: 19.11.2024).



В первую очередь в целом необходимо ответить на проблемы о том, то что изучает философия науки, нежели отличается она с эпистемологии, какова её сущность и характерные черты.

Специфика этой дисциплины заключается в том, что она изучает общефилософские трудности действительной науки. Данное — общие основы и закономерности науки, парадигмы и политика развития научного познания, методы возведения научной концепции, образ и методология постижения и т. д.

Содержание философии науки

Как особенная общефилософская дисциплина «Философия науки» появляется в половине XIX в., в взаимосвязи с усилением самодостаточности науки в культуре и возрастанием значимости в постановлении все наибольшего количества трудностей социального формирования. Появление и формирование философии науки равно как особенной сфере познания сопряжено с фамилиями подобных философов и экспертов, как О. Конт, Дж.Ст. Милль, Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Н. Бор, Т. Кун, К. Поппер и др. Исторически философия науки начиналась в Античной Греции равно как имманентная доля философии, единственный с её областей, а непосредственно равно как эпистемология. Эпистемология стремится предоставить ответ в проблемы о том, допустимо ли (и равно как допустимо) академическое понимание, понимаемое равно как большое число многоцелевых, требуемых и истинных правд. Вплоть до тридцатых-х гг. XIX в. философия науки была только лишь равно как эпистемология. Но на сегодняшний день она обладает, в-1-ый, наиболее обширный предмет, нежели эпистемология, изучая настоящую науку никак не только в познавательном, однако и в абсолютно всех иных её измерениях (деятельностно-практическом, инноваторском, социокультурном, моральном и др.). В-2-ой, нынешняя философия науки является уже никак не исключительно общефилософской, а единой междисциплинарной наукой, изучающей равно как общефилософские, таким образом и непосредственно-научные ресурсы и способы изучения науки равно как реального социокультурного парадокса (в этом количестве общеисторический и общетеоретический способы её функционирования и формирования).

Современная философия науки считается крайне обширной и массивной сферой познания, изучающей разнообразную и непростую текстуру действительной науки. Её принципиально

нельзя сокращать только лишь или к онтологии, или к эпистемологии, или к социологии и культурологии науки. Представлять собой интеграцией академических и мировоззренческих познаний, идеология науки отображает сущность абсолютно всех областей философии. Её состав в полном изоморфна текстуре общефилософского познания. В текстуре единой философии урока возможно отметить последующие её сегменты: онтология науки, эпистемология, социология науки, культурфилософия науки, ценность науки, праксиология науки, этические нормы науки.

Взаимоотношение философии инауки: исторические типы иотношения

При анализе разных концепций связи философии и науки следует изучить последующие:

– метафизическая (трансценденталистская)

– позитивистская

– антиинтеракционистская

– диалектическая

Особое интерес нужно выделить уяснению диалектической концепции, что заявляет наличие внутренней связи философии и науки, производящей сочетание общефилософского и конкретно-научного познания.

Метафизическая (трансценденталистская) теория соответствия философии и науки — исторически 1-ая, миновавшая продолжительную эволюцию с древности вплоть до нашего периода. Вплоть до половины XIX в. она брала монопольное состояние в культуре; в ней обосновывается познавательно-оценочный и социокультурный преимущество философии («метафизики», «натурфилософии») согласно взаимоотношению к индивидуальным наукам. Суть данной концепции проявляется её представителями в варианте формул: «Философия — наука наук» либо «Идеология — владычица наук». В практике данное зачастую приносило к навязыванию индивидуальным наукам умозрительных мировоззренческих методик существования и постижения. Уже к половине XIX в. данное начало значимым условием, запрещающим формирование науки. Более красочными выразителями трансценденталистской концепции соответствия философии и науки были Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г.В. Ф. Гегель, Ф.В. И. Шеллинг, Н. Уайтхед, Тейяр -де Шарден и др. Позитивистская концепция соответствия философии и науки возникла в тридцатые-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль и др.) и приобрела в дальнейшем обширное распространение среди философов и экспертов. Она заключалась в утверждении приоритета непосредственно-академического постижения с целью сообщества и его формирования согласно сопоставлению с классической философией. Заключительная объявлялась позитивистами псевдознанием, абстрактным теоретизированием, что не только лишь не имеет с целью нынешней науки практически никакого позитивного значения, однако и мешает её формированию. «Наука сама согласно себе философия» (О. Конт), «Агрофизика, поберегись метафизики» (И. Единица) — вот сущность позитивистского постановления проблемы о балансе философии и науки. Позитивисты выставили план возведения научной философии в свойстве одной с определенных уроков, выделяющейся с иных наук только лишь собственным особым предметом (научная концепция общества — Г. Спенсер, методология науки — Дж.Ст. Милль, этнопсихология научной работы —

Э. Взмах, логико-общематематический исследование стиля науки— М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, концепция формирования академического познания — К. Поппер, языковедческий исследование стиля науки). Однако все данные стремления стали неосновательными: каждая дисциплина сознательно никак не независима с конкретных философских допущений «абстрактного» нрава, то что обусловлено целостностью функционирования людского рассудки и внутренней взаимосвязанностью абсолютно всех его когнитивных строений.

Антиинтеракционистская теория соответствия философии и науки заявляет, то что идеология и дисциплина до такой степени разнообразны согласно собственным мишеням, объектам, способам, то что среди них никак не способен являться практически никакой внутренней связи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии существования и др.). Любой с данных видов познания, полагают антиинтеракционисты, формируется согласно собственной внутренней логике, и воздействие философии в науку, равно как и назад, способен являться только лишь исключительно наружным, иррелевантным либо в том числе и вредоносным с целью их двух. «Идеология — никак не научна, наука — никак не философична», — таким образом возможно выразить мировоззрение антиинтеракционизма.

Диалектическая теория соответствия философии и урока анализирует философию и науку, с одной края, равно как высококачественно разнообразные согласно большинству характеристикам разновидности познания, однако с иной — равно как взаимозависимые среди собою и стремительно использующие когнитивные средства друг друга в ходе функционирования и формирования любого с них. Данное аргументируется целой историей их формирования. Определенным формулированием внутренней связи философии и науки считается присутствие ряда мировоззренческих причин у абсолютно всех базовых академических концепций и применение приватно-академического познания в общефилософской аргументации и мировоззренческих концепциях. Идеология осуществляет согласно взаимоотношению к индивидуальным наукам интерпретативную, оценивающую и общекультурную адаптационную функции. Данное сопряжено никак не только с этим, то что дисциплина имеется базисная доля культуры, однако и с этим, то что непосредственно в философии уровень культуры рефлектирует себе равно как общее единое. Иным определенным проявлением связи философии и урока считается наличие мировоззренческих трудностей урока, а кроме того, создание такого рода сфере познания, равно как «философия науки».

Литература:

1 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., Иностранная литература, 1962, 151 с.

2 В поисках развития науки. М., Наука, 1982, 296 с.

3 Койре А. Очерки истории философской мысли. М., Прогресс, 1985, 286 с.

4 Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977, 300 с.

5 Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., Наука, 1984, 152 с.

6 Методология науки. Томск, Изд-во Томского университета, 1994, 319 с.

7 Проблемы истории ми методологии научного познания. М., Наука, 1974, 314 с.

8 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983, 605 с.

9 Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., Логос, 1996, 394 с.

10 Творческая природа научного познания. М., наука, 1984, 288 с.

11 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1986,, 544 с.

12 Философские основания науки. Вильнюс. Институт философии и социологии права. 1982, 305 с.

13 Философские основания научной теории. Новосибирск, Наука, 289 с.

14 Философия в современном мире. Философия и наука. М., Наука, 1972, 423 с.

15 Философия и методология науки. М.,Аспект-Пресс, 1996, 550 с.

16 Философия науки. Вып.1, М., ИФРАН, 1995, 326 с.

17 Философия науки. Вып.2, М., ИФРАН, 1996, 274 с.

18 Философия науки. Вып.3, М., ИФРАН, 1997, 246 с.

19 Философия науки. Вып.4, М., ИФРАН, 1998, 247 с.

20 Философия науки. Вып.5, М., ИФРАН, 1999, 281 с.

21 Франк Ф. Философия науки. М., Изд-во иностранной литературы, 1960, 543 с.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, половина XIX, философия науки, внутренняя связь философии, действительная наука, Спенсер, стиль науки, теория соответствия философии, философия, эпистемология.


Задать вопрос