Сравнительный анализ образования в Китае и России
Авторы: Васюхин Олег Валентинович, Сюй Цзяньхуа
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.10.2014
Статья просмотрена: 8493 раза
Библиографическое описание:
Васюхин, О. В. Сравнительный анализ образования в Китае и России / О. В. Васюхин, Цзяньхуа Сюй. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6380/ (дата обращения: 16.12.2024).
Oсобенным признакам модернизации системы профессионального образования в Китае относятся: многоканальное финансирование системы профессионального образования; развитие социального партнёрства профессиональных учебных заведений с отечественными и зарубежными предприятиями на взаимовыгодной основе; увеличение доли практикоориентированной подготовки и создание при учебных заведениях профобразования собственных баз практик, оснащённых согласно требованиям современного производства; реализация государственной поддержки учащихся из малообеспеченных семей в получении профессионального образования; повышение социального статуса и улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности преподавателей системы профессионального образования.
В России к особенным признакам модернизации системы профессионального образования в свою очередь можно отнести: разработку теоретико-медотологических основ и научно-методического обеспечения процесса модернизации профессионального образования; обеспечение непрерывности профессионального образования; стандартизацию профессионального образования на основе компетентностного подхода; профилизацию обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Наряду с особенными признаками модернизации систем профессионального образования Китая и России, существуют и общие тенденции процесса модернизации данных стран, к которым относятся: формирование нормативно-правового обеспечения модернизации профессионального образования; децентрализация управления профессиональным образованием; повышение социального имиджа начального и среднего профессионального образования; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; ориентация подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; формирование современной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования; укрепление учебно-материальной базы учреждений профобразования.
Для оптимизации модернизации системы профессионального образования в Китае, на наш взгляд, целесообразно использовать российский опыт, заключающийся в:
- стандартизации профессионального образования, определяющей основные цели и содержание образования в профессиональной школе и являющейся основой для объективной оценки уровня подготовленности выпускников к будущей профессиональной деятельности; профилизации обучения в старших классах общеобразовательной школы, способствующей укреплению связей между школами и учебными заведениями профессионального образования и более сознательному выбору профессии;
- проведении модернизации профессионального образования в России на основе глубоких теоретико-методологических исследований, позволяющих открыть закономерности развития профессионального образования и более глубоко проанализировать и осмыслить проблемы в данной сфере.
Российская сторона также может быть заинтересована в китайском опыте модернизации системы профессионального образования, особого внимания, на наш взгляд, заслуживают:
- механизм соучредительства образовательных учреждений с участием аботодателей, органов муниципальной власти; использование различных форм социального партнерства учебных заведений профессионального образования и предриятий, основанных на взаимовыгодных условиях;
- принципы и порядок организации производственной практики учащихся на предприятиях и организации учебно-производственных площадок при образовательных учреждениях; режим присвоения выпускникам учебных заведений профессионального образования двух дипломов — образовательного диплома и трудовой аттестации.
Заключение
Образование как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования становится необходимостью во всём мире, в том числе в Китае и России.
Обобщение основных теоретических положений и выводов проведенного исследования позволило нам сделать следующее заключение:
1. В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в Великобритании, Франции, Германии, Южной Кореи и Японии позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, к конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач. Стратегии развития профессионального образования в международном образовательном пространстве обусловлены рейтинговой оценкой стран мирового сообщества.
2. Модернизация профессионального образования в России идет по трем основным направлениям: социально-экономическое (определение стратегических целей профессионального образования, его влияние на национальную экономику, социальную структуру и социальное развитие общества, финансирование системы профобразования, обеспечение социальной защищенности её работников и образовательных учреждений); технологическое (разработка новых педагогических технологий, создание соответствующей учебно-материальной базы и ее инфраструктуры, научно-методическое сопровождение и повышение компетентности работников системы профобразования); педагогическое (решение частных образовательных и воспитательных задач, способствующих раскрытию потенциальных возможностей студентов, их самопознанию, самореализации и самоопределению).
3. Модернизация профобразования как фактор стратегического развития страны является первостепенной задачей для КНР. Образование уже не может ограничиваться «подтягиванием», оно должно работать на опережение. В новых социально-экономических условиях образовательные учреждения все в большей мере реализуют свои права в части академической и хозяйственной автономности, расширяют спектр образовательных и других услуг, предоставляемых населению и предприятиям различных организационно-правовых форм.
4. В поставленной перед системами профессионального образования России и Китая ситуации встает задача поиска оптимальной стратегии их реализации. В этой связи представляется не только целесообразным, но, и необходимым, обратиться к имеющемуся опыту развития и модернизации профессионального образования других стран с развитой рыночной экономикой. Это позволит если не избежать, то минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить собственные политические решения с опытом других и тем самым лучше оценить целесообразность и риски их принятия.
Исследование-сравнение систем образования этих двух стран обусловлено так же тем, что оба государства являются членами блока стран БРИКС, который, по мнению множества политологов мира, возможно, станет в будущем новой экономической элитой мира. Поэтому важно найти черты сходства между ними, и обучаясь на направлении «Педагогическое образование», было интересно заняться изучением именно сферы образования и обучения.
Литература:
1. Андреев A.JL Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / A.JI. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4.-С. 19–27.
2. Анисимов П. Ф. Среднее профессиональное образование в социально-экономическом развитии регионов. Образование в социально-гуманитарной сфере РФ / П. Ф. Анисимов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. — № 2.
3. Анисимов В. В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России: Дис. д-ра пед наук / О. В. Леднева - М., 2003.