Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 6620 раз

Библиографическое описание:

Бузенкова, А. М. Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение / А. М. Бузенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59982/ (дата обращения: 17.12.2024).



В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго отметил, что здания, построенные до изобретения печатного станка, являлись своего рода книгами. Храмовые постройки отражали идеи, мысли и чувства своих современников. Следовательно, сравнение зданий разных культур или эпох может дать представление о различиях не только в предпочитаемых тем или иным народом архитектурных формах, но и в мышлении этих народов.

В данной статье будет рассмотрено явление итальянской готики в архитектуре. Итальянская готика интересна тем, что она заметно отличается от североевропейской.

Проблемой исследования является отражение характера некоторой социальной или политической общности в национальной архитектуре. В результате проведенного исследования предполагается ответить на вопрос, почему национальная архитектура Италии имеет характеристики, отличные от характеристик ортодоксальной североевропейской готики. Предмет исследования — средневековые и возрожденческие готические храмовые постройки на территории Италии.

Цель настоящей работы заключается в выявлении связи между отличительными социальными чертами населения Италии и особенностями итальянской готической архитектуры в Средние века и в эпоху Возрождения. Для этого предлагается решить следующие исследовательские задачи: определить характерные черты классического готического архитектурного стиля; выявить особенности итальянской готической архитектуры; определить социальные причины отличия итальянской готической архитектуры от классического североевропейского готического стиля.

В качестве ключевого метода исследования используется компаративистика: в результате сравнения итальянской и североевропейской готики выявляются характеристики, относящиеся только к итальянской готике; в ходе сравнения традиций и нравов итальянцев и других народов выявляется итальянский национальный характер; затем обнаруживается связь между итальянской национальной исключительностью и особенностями готического стиля в Италии. Данные, используемые в работе, — это архитектурные готические постройки Италии и Северной Европы.

Что такое готика?

Готический стиль возник в XII веке во Франции[1], распространившись затем по Европе и миру. Готика имеет ряд характерных особенностей.

Как было сказано выше, архитектура отражает мысль. Изменение архитектурных тенденций связано с развитием человеческой мысли. К появлению готического стиля привели новые веяния в философии. На рубеже XI-XII веков возникает новый тип религиозной философии — схоластика. Целью схоластики является устранение или сглаживание противоречий между аристотелевской философией и Священным Писанием. Вера в Бога теперь должна была быть подкреплена разумом. На службу этой цели была поставлена и архитектура. Подобно схоластическим философским трактатам того времени, архитектура обязана была отвечать трём требованиям: тотальность, единообразие частей и четкость [1, с.131]. Поэтому в готическом храме, в отличие от предшествующего ему по стилю романского, чувствуется целостность (человеческий глаз не может выделить из здания отдельные объемы), а все своды и башни здесь одного типа.

В рассматриваемое время важное значение приобретает дневной свет. В V веке неизвестный философ, подписавший свое сочинение именем афинского мыслителя и христианского святого Дионисия Ареопагита, написал богословское сочинение, в котором уподобил Божественное влияние дневному свету. Теперь храмовая постройка должна была пропускать максимальный объем дневного света внутрь здания, демонстрируя тем самым присутствие Бога в храме. Так появились витражи и окна-розы. Окна стали делать настолько большими, насколько это позволяли технические возможности времени. Изобретение нервюр, контрфорсов и аркбутанов позволило увеличить размер оконных проемов. Все эти архитектурные элементы призваны облегчить свод и заменить массивные стены с маленькими окнами на сплошные галереи со стрельчатыми арками.

Помимо этого, было решено умножить золотые украшения интерьера храмов. Здесь будет уместно упомянуть еще один эпизод из «Собора Парижской Богоматери»: однажды архидиакон Клод Фролло сказал: «…свет, заливающий мою руку, — золото!». Золото обладает высокими отражательными способностями. Золото, отражая свет, который падает на него из окон, преумножает освещенность интерьера храма. Получается трехсоставная логическая цепочка: божественная энергия — свет — золото. Таким образом, благодаря увеличению количества золотых предметов в храме, увеличивается и божественная энергия. «… насколько же лучше могут говорить мне о божественной причинности такие дивные последствия, как золото и диамант» — говорил в начале 14 века герой книги Умберто Эко «Имя Розы» бенедиктинский монах Аббон.

Готическое здание стремится ввысь к небесам. Две его одинаковые башни расположены над фасадом, над боковыми нефами. Над средокрестием[2] — острый шпиль. Трансепт, как и главный неф, поделен на три части. Здание тяготеет к абсолютной заполненности декоративными элементами — все плоскости стены должны быть заполнены.

Таким образом, классическая североевропейская готическая постройка целостна, имеет две одинаковые башни над боковыми нефами, большие окна с витражами и окна-розы. Несущие функции здесь выполняют аркбутаны, контрфорсы и нервюры, а стены перестают играть важную несущую роль, в результате чего появляется возможность заполнить стены окнами, максимально пропуская свет внутрь здания. Вся постройка имеет вертикальную доминанту, символизирующую стремление здание к небесам. Этому способствуют такие архитектурные элементы как стрельчатая арка и острый шпиль.

Историк искусства П. П. Гнедич называет лучшими памятниками готического стиля Кельнский собор (Германия), Собор Парижской Богоматери (Франция), Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство (Великобритания). Во всех этих зданиях можно увидеть две одинаковые башни фасада, множество контрфорсов по всему периметру здания (за исключением фасада), стрельчатые арки и окна. Кельнский собор и Нотр Дам имеют высокий шпиль. Изобилует объем готических украшений на стенах здания: ставятся статуи в нишах, создаются рельефные узоры на тимпанах[3], масштабно обрамляются порталы. Колонны представляют собой не одну массивную монолитную фигуру, а множество тонких каменных колосков, сплетающихся воедино.

В чем состоит специфика итальянской готики?

Средневековая и возрожденческая итальянская готика имеет ряд архитектурных особенностей. Для того чтобы определить исключительность готической архитектуры Италии, в статье будут рассмотрены готические постройки XIII — XVI веков: Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), собор Вознесения Пресвятой Девы Марии (сиенский Дуомо), дворец дожей (Венеция), Собор Рождества Девы Марии (миланский Дуомо), собор Санта-Кроче (Флоренция).

Прежде всего следует обратить внимание на наличие у итальянских религиозных построек купола — нехарактерного для готики архитектурного элемента. Например, купола имеют флорентийский Дуомо и Сиенский собор.

Вторым фактором, отличающим итальянскую готику, является облицовка зданий разноцветным мрамором. Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи полностью покрыт мрамором зеленого, белого и розового цвета. Белым, черным и розовым мрамором облицован Дуомо в Сиене. Миланский собор и Дворец дожей снаружи беломраморные. У многих итальянских соборов только фасад облицован мрамором: к примеру, Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Мраморная облицовка редко встречается у северных представителей готического зодчества — эти соборы остаются без облицовки, и зритель может видеть бутовый камень, из которого и был построен собор.

Третьей характерной чертой является монументальность и массивность построек. Итальянский учёный, специалист по семиотике и средневековой эстетике Умберто Эко в романе «Имя розы» замечает такую особенность храмов Италии: «… не устремляющиеся головокружительно ввысь к небесам, а накрепко сращенные с почвой, пошедшие в ширину, а не ввысь». Ощущение массивности придает не только ширина построек, но и отсутствие отличающихся изяществом шпилей и башен. Если смотреть на фасад здания северной готики, то высота венчающего главный неф вимперга[4] будет уступать высоте башен двух боковых нефов. У итальянских же готических сооружений конец вимперга над центральным порталом является самой высокой точкой фасада здания.

Другой отличительной чертой итальянской готики можно назвать частое наличие у соборов круглого окна, не являющегося окном-розой. Например, такие окна можно увидеть в сиенском Дуомо и флорентийском Санта-Кроче. Стоит отметить, что готика по своей природе стремится к остроугольным формам, избегая форму круга. Поэтому северные мастера архитектурной готики, используя разные способы, «прятали» круглую форму окна. Прежде всего «сокрытие» круглой формы достигалось за счет расчленения окна фигурным переплетом, что делало окно похожим на цветок, в результате чего такое окно и получило название «окно-роза». Окно-роза может встречаться в некоторых романских постройках, но именно в готической архитектуре оно стало постоянным элементом из-за вышеописанной причины — необходимости сгладить ощущение мягкости формы окна. На службу этой цели были поставлены и другие архитектурные ухищрения. К примеру, в реймсском соборе окно-роза вписано в треугольник стрельчатой арки, а свободные плоскости между кругом и этим треугольником инкрустированы мозаикой, как и само окно-роза. А на южном фасаде трансепта Собора Парижской Богоматери готические узоры между кругом и треугольником представляют собой барельеф на глухом участке стены. Так, круглая форма окон готических соборов, которую итальянские зодчие старались подчеркнуть, у северных мастеров наоборот менее заметна.

Фасад итальянских готических соборов может быть украшен фресками. В Санта-Мария-дель-Фьоре и Санта-Кроче фрески расположены сразу над главным входом. В Сиенском Дуомо фрески заполнили фронтоны над тремя нефами. В Миланском Дуомо и в Санта-Мария-Новелла вместо фресок присутствуют сюжетные барельефы. В классической северной готике эти пространства чаще всего заполнялись окнами или готическими орнаментами.

Итальянским готическим сооружениям не достает той «готичности», которая была охарактеризована в первой главе статьи. Контрфорсы встречаются редко (за исключением Миланского собора). Стены итальянских соборов легко допускают незаполненные пространства и глухие стены. К примеру, верх здания Дворца Дожей в Венеции, расположенный над аркадой, не умеет других украшений кроме плоского орнамента и редких окон. Санта-Мария-дель-Фьоре легко поделить на отдельные объемы, что противоречит готическому принципу целостности архитектурной постройки.

Однако при всем вышеописанном несходстве итальянской готики с готикой классической, итальянская готика остается готикой. Об этом говорят и стрельчатые арки, и готические орнаменты, и встречающиеся окна-розы, и обилие украшений на фасаде, и местами появляющаяся система контрфорсов (Миланский собор, южный и северный трансепты Санта-Мария-дель-Фьоре), и витражи.

Причины особенностей итальянской готики

Для описанной выше специфики итальянской готической архитектуры я вижу две основополагающие причины.

Во-первых — смешение стилей, в разной мере присущее всем рассматриваемым итальянским постройкам. Готика смешалась с романским стилем. Итальянцы не смогли полностью отказаться от архитектурного стиля романики, так как он был порождением их собственной культуры [1, с.170]. Романский стиль, созданный как попытка возвращения к былому величию Римской империи, представлял для итальянцев культурную гордость. Поэтому стены итальянских готических построек не утратили романской массивности, и здания все так же выглядят монументальными. Помимо того, строительство соборов нередко растягивалось на несколько веков[5]. Уже после начала строительства план здания и чертежи неоднократно изменялись, подчиняясь веяниям архитектурной моды. Здания, изначально задуманные как готические соборы, к концу своего строительства приобретали возрожденческие черты, становясь более отвечающими современным тенденциям в архитектуре. Этим объясняется наличие в итальянских соборах куполов и ярко выраженных круглых форм. Например, в Санта-Мария-дель-Фьоре можно увидеть и купол, и похожие на византийские конхи полукруглые перекрытия выступающих частей трансепта, и круглые элементы в дизайне фасада.

Во-вторых, изучая архитектуру отдельно взятого народа, необходимо учитывать его менталитет. На формирование менталитета оказывает влияние климат страны. Шарль Монтескье писал в сочинении «О духе законов»: «В климате чрезмерно жарком тело совершенно лишается силы. Тогда расслабление тела переходит и на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, […], там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою». Если довериться этому описанию южных народов (в числе которых и итальянцы), то можно прийти к заключению, что итальянцам более свойственно чувственное познание, чем рациональное. Как было упомянуто в первой главе, одной из целей готической архитектуры было разумное объяснение веры и религии. Итальянцы скорее были склонны верить чувствам, чем доказывать истинность веры. Поэтому элементы готической архитектуры, призванные североевропейскими мастерами демонстрировать доказательства существования божественной энергии, итальянцам оказались без надобности. Северная природа готической архитектуры не соответствовала южному итальянскому духу. Поэтому классическая северная готика не могла здесь развиваться, не претерпевая изменений. Итальянцы должны были «приручить» готику, приспособить ее природу к своему характеру.

Заключение

Северная ортодоксальная готика в архитектуре предполагает ощущение легкости постройки, достигаемой за счет шпилей, пинаклей, фиалов, стрельчатых арок и окон; избегает круглых форм, единственным круглым элементом остается окно-роза, которую северная готика тоже пытается маскировать.

Итальянская готическая архитектура выделяется сохранившимися с романской эпохи массивностью и приземистостью построек; легко допускает наличие круглых форм помимо окна-розы; во многих случаях облицована мрамором; может быть украшена фреской.

Происхождение этих особенностей имеет во многом социальный характер. Если во Франции готика формировалась под влиянием философских идей, то в Италию она пришла как архитектурная мода, потерявшая философское основание, свой фундамент. Поэтому итальянцы, не понимая изначальных концептуальных причин некоторых правил готики, пренебрегали ими, попутно сохраняя особенности близкой им романской архитектуры.

Литература:

  1. Гнедич Петр Всеобщая история искусств [Книга]. — Москва: Эксмо, 2012.
  2. Кавтарадзе Сергей Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.
  3. Рехт Ролан Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.

[1] Мнение о том, что родиной готики является Германия, ошибочно. Первым памятником готической архитектуры считается здание аббатства Сен-Дени в Париже, строительство которого датируется началом XII века.

[2] Место пересечения главного нефа и трансепта.

[3] Плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом.

[4] Остроконечный щипец над порталом или оконным проёмом готических зданий.

[5] К примеру, строительство Санта-Мария-дель-Фьоре началось в 1296 году, купол был выстроен в XV веке, облицовка собора относится к 1887 году.

Основные термины (генерируются автоматически): итальянская готика, итальянская готическая архитектура, готическая архитектура, готический стиль, Парижская Богоматерь, северная готика, собор, божественная энергия, Миланский собор, Флоренция.


Задать вопрос