Особенности и развитие живописи в России во второй половине XVIII века
Автор: Комиссарова Анастасия Дмитриевна
Рубрика: 3. История культуры
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)
Дата публикации: 02.06.2018
Статья просмотрена: 11035 раз
Библиографическое описание:
Комиссарова, А. Д. Особенности и развитие живописи в России во второй половине XVIII века / А. Д. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14307/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день отношение к культуре как одной из сфер жизни резко изменилось, пришло понимание ее важности и актуальности в современном мире. Культуру начали рассматривать как один из важнейших механизмов развития общества и государства. Она является основной составляющей в историческом процессе, так как несет огромный пласт информации об укладе жизни, мировоззрении, ценностях и нормах людей, живших в определенный период. В свою очередь это помогает формированию культурной преемственности времен, что играет важнейшую роль в нормальном функционировании и динамичном развитии общества. Как пишет русский философ Н. А. Бердяев «культуре дорого увековечивание, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников» [2, С.248–249]. Действительно, хоть со временем в культуре и появляются отличия в мировоззрении, системе ценностей и норм, это не дает основания забывать культуру прошлого, так как это может привести к кризису и упадку, потере социальной памяти.
Культура включает в себя различные формы, одной из которых является живопись. Она как отдельный элемент имеет большое значение, так как также несет в себе перечисленную выше специфику. Искусство, являясь особенной содержательной разновидностью сознания общества, может рассказать об определенном историческом периоде, о его особенностях и характерных чертах. Далее искусство вместе с другими культурными формами участвует в процессе социализации, помогает человеку найти общие интересы и потребности с обществом во всех его многообразных видах с помощью интеллектуально-чувственных отображений жизни в художественных образах. В свою очередь живопись с помощью своей эстетической функции помогает человеку формировать идеалы поведения, действий, так как в ней часто освещаются проблемы общечеловеческого содержания.
В данной статье я хочу рассмотреть русскую живопись второй половины XVIII века, так как этот период характеризуется как первый расцвет, который окажет действие на дальнейшее развитие искусства. Он раскрывает все стороны общественной жизни и сознания России, их существенные изменения.
Предпосылки развития искусства
В Российской империи вторая половина XVIII века характеризуется расцветом абсолютной монархии и ростом влияния дворянского сословия. С другой стороны, в данный период в противовес расцвету системы абсолютизма в стране увеличивается рост крестьянских движений и вольнодумства просвещенных дворян [3, С.78]. На фоне этих общественных изменений происходит взлет русского искусства. Это также обусловлено рядом событий, которые повлияли на развитие общекультурной атмосферы. Во-первых, в начале 1755 года был издан указ об основании Московского университета, идея создания которого принадлежит М. В. Ломоносову и фавориту Елизаветы Петровны И. И. Шувалову. Это событие несло в себе высочайший призыв к просвещению. Во-вторых, в 1762 году был обнародован манифест Петра III «О вольности дворянства», по которому дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы. Данный законодательный акт, как пишет историк искусств М. М. Алленов «увеличил объем культурных потребностей и создал целую сферу приложения благоустроительных, а вместе с ними и художественных усилий» [1, С.62]. Последней, но не менее важной причиной, стало открытие в 1757 году Академии художеств, где инициаторами также выступали И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов. Как первое высшее художественное заведение в Российской империи Академия художеств известна своими выпускниками, величайшими мастерами живописи, скульптуры, графики, ставшие яркими представителями культуры определенных эпох. Позднее при Академии было открыто Воспитательное училище, которому отводилась значительная роль, так как воспитательная деятельность рассматривалась как главным пункт в просветительском классицизме [4, С.87–88]. Данную идею выразил М. В. Ломоносов в своей речи на открытии Воспитательного училища: «...благополучны вы, сыны Российские, что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить перед очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа...» [3, С.79].
Именно данные мероприятия способствовали развитию и совершенствованию культурной сферы общественной жизни России, а также определили путь русской культуры на протяжении всей второй половины столетия.
Особенности живописи
В живописи второй половины VIII в. начинает формироваться несколько новых направлений стиля:
– Классицизм;
– Приближенный к романтизму сентиментализм (предромантизм);
– В то же время оставались представители направления рококо, который к данному периоду переживал упадок.
Классицизм стал ведущим направлением Академии художеств, причиной чему было подражание европейской системе. Для данного стиля характерна тесная связь с просветительскими идеями, с их благородными идеалами, гражданственными идеями служению Отечеству. Всё это присутствовало и в российском искусстве, однако существовали и отличия. Несмотря на высокопатриотические идеи, в русском классицизме отсутствовала идея жесткой власти абсолютного государственного начала над личностью. Это больше приближает русское искусство к традициям искусства античности, чьи идеи выдвигались просветительской философией. В то же время в нем присутствовало обращение к родной истории, национальным традициям [5, С.126]. Наиболее яркими представителями этих идей среди художников были А. П. Лосенко и Ф. С. Рокотов.
Русский классицизм приято делить на три этапа: ранний, зрелый и поздний. Во второй половине XVIII века он проходит первые две стадии в 60-е — первую половину 80-х гг. и во вторую половину 80-х — 90-е годы, вплоть до 1800 г. [3, С. 78].
Причиной распространения идей классицизма стало начало правления Екатерины II, которое было овеяно демократическими преобразованиями как в обществе, так и в государстве. Императрица в глазах подданных была идеалом правителя просвещенной монархии [3, С. 79].
Параллельно классицистическому направлению в русской живописи развивается сентиментализм, который был тесно связан с предшествующим стилем рококо. Главными идеями данного направления были значимая роль отдельной человеческой личности, её неповторимость и эмоциональность, способность к глубоким чувствам. Представленная душевная жизнь человека является основой сентиментализма в России; чувство становится выше разума, главенствующего в свою очередь в классицистическом стиле. Он в своих представлениях значительно отличается от классицизма, хотя бы своей аполитичностью [3, С.79].
Сентиментализм также уходит от прямолинейности классицизма, его строгости и следованию определенным правилам. Основоположниками чувственности в живописи считаются Д. Г. Левицкий и Ф. Л. Боровиковский, создавшие основные черты сентиментализма.
Одной из причин становления сентиментализма как одного из ведущих направлений являются события крестьянской войны 1770-х гг., под впечатлением которых русское дворянство выразило свое мироощущение именно в сентиментальных идеях. Принятие того, что в крепостном крестьянине есть чувствующая индивидуальность стало положительным вкладом сентиментального направления в культуру России данного периода [6, C. 126].
Заключение
Подводя итог всей работе, можно сказать, что XVIII век в российской истории, особенно вторая половина, связан со взлетом образовательной и культурной сфер в общественной жизни империи. Связано это со вступлением России наряду с европейскими странами на путь духовного развития, что дало толчок к развитию просветительских идей. Важным было участие монарха в культурной сфере, проведение мероприятий по совершенствованию и становлению образовательной среды. Так, открытие высших учебных заведений, образование в которых не имело никаких сословных рамок, способствовали воспитанию «новой породы людей», появлению новых деятелей искусства, которые благодаря своим произведениям могли раскрыть все веяния общественной мысли, особенности историко-культурного процесса.
В понимании искусства второй половины XVIII века важно знать, какие идеи Просвещения были главными. Первое, это идеи гражданственности, высоких идеалов и духа патриотизма. В общественном сознании появилось новое понимание «служения Отечеству». В искусстве это больше всего проявлялось в классицистическом направлении, который нашел отражение в исторической живописи и парадных портретах.
Второй проблемой в идеях Просвещения была проблема личности, которая нашла место не только в общественной и философской мысли и самосознании, но и в других сферах культурной жизни, прежде всего в искусстве. Художники стали приходить в написании портретов к стремлению раскрыть глубокий внутренний мир человека, его эмоциональное состояние и чувство. Всё это выразилось в сентименталистском направлении, влияние которого заметно в камерных портретах. Основоположниками чувственности в живописи считаются Д. Г. Левицкий и Ф. Л. Боровиковский, создавшие основные черты сентиментализма.
Исходя из всего вышесказанного, нужно отметить, что искусство как часть культурной сферы несет огромный пласт информации о всех сторонах общественной жизни и сознания России, их существенные изменения, помогает восполнить многие пробелы в изучении прошлого. Поэтому изучение культуры является важной составляющей в понимании истории в целом.
Литература:
- Алленов М. М. История русского искусства, Искусство XVIII-начало XX века, Том 2, 2000 г.
- Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М.: ИМА-Пресс, 1990.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Высшая школа, 2000.
- Лисовский В. Г. Академия художеств. 2-е изд., переработ. и доп. — Л.: Лениздат, 1982.
- Русское искусство XVIII века / Под.ред.Т. В. Алексеевой по материалам конференции 12.1968г. Институт истории искусства МК СССР. — Москва: Наука, 1973.
- Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А. И. Леонова. — М., «Искусство», 1952.