Русская музыкальная культура XVIII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 9005 раз

Библиографическое описание:

Королёва, А. В. Русская музыкальная культура XVIII века / А. В. Королёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107441/ (дата обращения: 17.12.2024).



Русская музыка до XVIII столетия развивалась в трёх направлениях: церковное, светское искусство и фольклор. Музыкальную культуру XVIII века можно поделить на три периода: первая четверть века, связанная с реформами Петра I; эпоха 30–60-х годов, ознаменовавшая дальнейший рост науки и культуры; последние сорок лет столетия, в которые сформировалась русская композиторская школа.

Первый период Петровская эпоха . При Петре I появляются жанры прикладной музыки: военная, застольная, танцевальная. Глава государства выписывал инструменты и иностранных музыкантов для обучения на них. Во время правления Петра I сформировалось много военных оркестров. Военные музыканты исполняли не только полковую музыку, а также выступали на балах, улицах Санкт-Петербурга, на придворных праздниках. Без их участия не обходилось ни одно крупное событие общественной жизни столицы, они формировали придворные оркестры. Танцы петровских ассамблей — менуэт, полонез, англез.

Второй период эпоха 30–60-х годов . В это время музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на профессиональный уровень, но всё еще продолжает подчиняться законам императорского двора. Начинается освоение таких европейских жанров как опера, кантата, соната, сюита. В дворянских семьях обязательным становится музыкальное домашнее образование. Формируются хоровые капеллы, увеличивается количество оркестров, появляются зарубежные оперные труппы. В 1738 году по указу Анны Иоанновны на Украине, в городе Глухов, открывается певческая школа[1]. После окончания выпускников приглашали работать в придворный оркестр и капеллу.

На развитие национальной профессиональной музыки огромное значение оказала опера. Оперный театр появился в послепетровскую эпоху; в 30-е годы XVIII века в Санкт-Петербург были приглашены труппы итальянских оперных артистов. Оперы исполнялись на итальянском языке, зрители следили за спектаклем, держа в руках отпечатанные русские переводы. Впервые опера на русском языке была поставлена итальянским композитором Ф. Арайя «Цефал и Прокрис» (1755 г.), русский текст написал А. П. Сумароков. После Арайи в России работало много приглашённых композиторов: Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Дж. Сарти. Отличительной чертой музыкальной жизни России стало появление в 1751 году рогового оркестра. Каждый рог мог издавать только один определённый звук. В первом роговом оркестре участвовало 36 крепостных музыкантов. Такой тип коллективного музицирования процветал вплоть до 30-х годов XIX века.

Третий период последние сорок лет столетия . В Москве и Санкт-Петербурге возникают театры, куда могут попасть простые люди[2]. Организовываются платные концерты по билетам, в поместьях увеличивается количество крепостных театров и оркестров. Развивается музыкальное образование, нотопечатание, появляются нотные издательства. Возникают первые печатные партитуры, музыкальные журналы, учебники по теории музыки. В 70-е годы в Москве открывается училище музыки, включающее три отделения: для дворян, мещан и крепостных людей, такие училища появляются и в других городах. Только в конце столетия в России начинают творить профессиональные русские композиторы, работающие в разных жанрах: М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин. Данные авторы во многом опирались на стиль западноевропейских композиторов. Народная песня стала главным источником творчества русских композиторов XVIII века, на основе народно-песенного тематизма формировались все музыкальные жанры того времени: опера, камерная музыка, вокальная лирика, духовный концерт.

Огромное значение на развитие классической музыки оказало изучение народных песен . В XVIII веке начинают записывать, разрабатывать, изучать народную песню; к концу столетия появляются первые научные труды о народном музыкальном творчестве русского народа, первые нотные записи народных песен. Первый сборник был составлен литератором М. Д. Чулковым, в него вошли казачьи, солдатские и городские песни. В 70-е годы к собиранию народных песен обратились не только любители, но и профессионалы. В 1776 году В. Ф. Трутовский создаёт «Собрание русских простых песен с нотами»; в 1790 году совместными усилиями И. Прач и Н. А. Львов выпускают «Собрание народных русских песен с их голосами». В сборник вошли: молодецкие, сатирические, скоморошьи, обрядовые, плясовые, свадебные, хороводные, песни народных восстаний, а также романсы. В середине столетия был составлен сборник Кирши Данилова, впервые изданный в 1804 году. В нём представлены былины и исторические песни.

Музыкальные жанры XVIII века

Опера . Первые русские оперы появляются в 70-е годы, в их основу положены комические сюжеты. В спектакле чередовались музыкальные номера с разговорными диалогами, основой музыкального материала являлась народная песня. Первая значимая русская опера — «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779г.); автор либретто — А. О. Аблесимов, обработку народных песен сделал М. М. Соколовский. Ведущими оперными композиторами конца XVIII века были: В. А. Пашкевич и Е. И. Фомин. Оперы Пашкевича: «Несчастье от кареты», «Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санкт-Петербургский гостиный двор», «Скупой». Оперы Фомина: «Ямщики на подставе», «Колдун, ворожея и сваха», «Американцы», «Орфей».

Хоровая музыка : хоровые обработки народных песен, панегирические канты, гимны, кантаты и оратории. В домашнем кругу исполнялись застольные, военно-патриотические, приветственные и поздравительные песни. Большую роль играла официальная, торжественная музыка празднеств. Самым известным примером является полонез О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Данный полонез получил значение государственного гимна. Наиболее популярными жанрами профессиональной музыки являются кант и духовный концерт. Жанр канта сформировался в XVII веке, в то время в его основу составляли духовные тексты. В начале XVIII столетия сочиняются панегирические канты в честь побед Петра и его полководцев. Самым ярким примером является кант, сочинённый на заключение Ништадтского мира (1721г.) «Радуйся, Росско земле!». В XVIII веке появляется жанр духовного концерта (разновидность партесного пения) соединивший в себе черты церковного и светского искусства. Лучшие образцы представлены в творчестве В. П. Титова, М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского. Духовный концерт состоит из трёх или четырёх частей, имеющих темповый контраст. Наиболее яркий пример этого жанра — концерт Березовского «Не отвержи мене во время старости».

Камерные жанры : песня и романс . Сохранился ряд анонимных сборников первых песен, по своей структуре они близки к жанру канта. В 60–80 годы складывается жанр сольной песни с сопровождением, такой жанр получил название российская песня . Первый известный автор песни-романса — Г. Н. Теплов. В 1759 году издан первый сборник его вокальных произведений «Между делом безделье» или «Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса». В сборник вошли 17 песен на слова А. П. Сумарокова, И. П. Елагина и других русских поэтов. Первые русские романсы написаны Ф. М. Дубянским и О. А. Козловским. Наиболее известной является вокальная миниатюра Дубянского «Стонет сизый голубочек».

Камерно-инструментальные жанры. К концу столетия возрастает роль инструментального исполнительства. В то время камерное творчество в целом не выходило за пределы домашней атмосферы. Начальный этап формирования камерно-инструментальной музыки относится к 80–90-м годам. Появляются произведения в жанрах сонаты, вариаций, камерного ансамбля. В 80-е годы фортепиано становится излюбленным инструментом в дворянском быту, оно начинает вытеснять старинные инструменты клавесинного типа. Появляются первые обработки народных песен для фортепиано, позже — вариации на темы народных песен и различные танцы (менуэт, полонез, экосез).

В XVIII веке был сделан огромный скачок в развитии профессиональной музыки в России. Самым главным достижением являлось создание своей творческой традиции и рождение национальной композиторской школы.


[1] Выходцем из нее стал композитор Д. С. Бортнянский.

[2] В 1776 году в Москве открывается Петровский театр, на основе которого впоследствии будет открыт Большой театр. В Санкт-Петербурге театр Книппера (деревянный театр), в 1783 году в столице был основан Каменный театр.

Основные термины (генерируются автоматически): духовный концерт, жанр, песня, конец столетия, Москва, народная песня, опер, Россия, профессиональная музыка, роговой оркестр.


Задать вопрос