В статье автор рассматривает направление реализм в живописи XIX века, с акцентом на творчество таких выдающихся художников, как Илья Репин, Василий Перов и Жан-Франсуа Милле. Реализм, возникший как реакция на романтизм, стремился к объективному изображению жизни, отражая повседневность и социальные проблемы своего времени.
Ключевые слова: реализм, искусство, социальная тематика, бытовая сцена, крестьянская жизнь, образ человека, психология персонажей, цветовая палитра.
Реализм (франц. realisme от лат. realis — вещественный) — один из самых непростых для определения терминов. В широком смысле слова, реализм подразумевает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях.
Термин «реализм» выдвинул французский критик, Ж. Шанфлери, в середине XIX века для обозначения искусства, которое было противоположно романтизму и символизму. Реализм стремился показать реальность такой, какая она есть, без идеализации и преувеличений. Художники-реалисты фокусировались на том, чтобы передать повседневную жизнь обычных людей, отказываясь от чувственных и возвышенных образов.
Лидер романтиков Э. Делакруа считал реализм в искусстве «противоречием в терминах», поскольку всякое творчество субъективно и, следовательно, «делает невозможным реалистичность художественного образа» [1]. Э. Делакруа заявлял, что «реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности», и потому «совершенство художественного образа не зависит от степени подражания» природе, т. е. от натуралистичности изображения [2]. Изначально, реализм отождествлялся с натурализмом и «натуральной школой» французского и русского искусства 1860–1880-х гг. в литературе, живописи и графике.
Начало 1870-х готов предшествовало смене в творчестве русских авторов: ранее остросюжетные мотивы заменили провинциальные зарисовки с психологическим контекстом и множеством деталей. Художники стали задействовать в живописи бытовые сцены и сюжеты из повседневной жизни общества того времени.
Рис. 1. Василий Григорьевич Перов. Дедушка и внучек. 1871
Картина Василия Перова «Дедушка и внучек» стала отражением жизни крестьян России XIX столетия. Автор картины известен своими произведениями о быте и жизни простого народа, жизненных трудностях и преградах, которые крестьянам приходилось преодолевать. Василий Перов стал одним из первых представителей направления реализм в русской живописи. Он старался делать свои картины понятными для людей всех слоев населения. Художник не раз подчеркивал угнетенное положение людей в обществе, показывал стариков и детей, поднимал в своих картинах важные социальные вопросы.
На картине изображена крестьянская изба вместе со всей необходимой утварью. Вдоль стены на веревке сушится изношенная одежда, к потолку прибита незамысловатая детская люлька, также можно увидеть плетеное лукошко, которое служило для сбора грибов и ягод. В левом нижнем углу стоит самодельная деревянная табуретка; на ней расположены корзинки, кувшины, чугунок, решето — вся посуда, которую крестьяне использовали в быту.
Сюжет художественного произведения прост и понятен: дедушка бережно расчесывает курчавые волосы внука гребнем. Есть и другое предположение — дедушка ищет вшей у мальчика в волосах. Во внимательном взгляде старика читается ласка и забота, такой сюжет наталкивает на размышления об «отцах и детях».
Картина нарисована маслом, аккуратные мазки и мягкие переходы придают реалистичности; художник умело передал игру света и теней. Задний план выполнен в темных оттенках, можно прочувствовать, насколько в избе грязно и уныло; в то же время облик дедушки и его внука гораздо светлее, кажется, будто солнечные лучи пробираются сквозь запотевшее от пыли и копоти окошко, аккуратно падают на предметы домашней утвари, колыбельную и обрамляют самих героев. Такой свет придает картине эмоциональной окраски, на душе становится тепло и спокойно. Несмотря на общий фон художественного произведения, который кажется мрачным, работа наполнена любовью.
Рис. 2. Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873
Творчество Ильи Репина в период с 1870 по 1900 годы стало важным этапом в истории русского искусства и отражает реалии своего времени. В его работах ярко проявляются проблемы, с которыми сталкивалась пореформенная Россия. Эти темы нашли свое отражение в живописи, в особенности, в контексте социальной несправедливости и критики политической системы того времени. Стоит отметить, что Репину были близки мотивы народничества. Он хотел быть ближе к простому народу, крестьянам и их непростой участи, которая была напрямую связана с бедностью, безграмотностью и бесправием перед людьми высшего сословия. Именно эта мысль вела художника и стала основой его творчества на ближайшие годы.
Образы в картинах Репина вырастали благодаря его способности пристально наблюдать и как можно более точно передавать детали. Портреты и пейзажи, написанные художником, были правдивыми и яркими. Чуковский писал о Репине: «это не был бесстрастный копировальщик природы, он писал ее восторженно, благодарно и нежно, и я тысячи раз подмечал у него сладострастное и алчное выражение лица, с которым он вглядывался в то, что писал» [3].
В 1869 году душу Репина тронули бурлаки, которые тащили на себе тяжелую грузовую баржу — сцена настолько потрясла художника, что следующие несколько лет он разрабатывал основную идею картины, которую хотел посвятить этому сюжету. Замысел на несколько лет вперед поглотил все мысли художника.
На полотне Репин изобразил простых работяг, угнетенных обществом. Изнеможденные, под жарким летним солнцем, она тянут за собой баржу. Внешний вид тружеников говорит нам о том, что их труд был крайне низкооплачиваемым. Одежда, рваная во многих местах, клочьями свисает с их тел.
Говоря о творчестве художника, необходимо заметить, что он был талантливым портретистом. Автор передал эмоции каждого из бурлаков. Молодые и старые, спокойные и напряженные в своих действиях — их настигла одна участь, а в глазах читается смирение.
Работа вызвала недовольство у критиков и стала одним из ключевых художественных произведений направления реализм. Этим она значима.
Рис. 3. Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857
Вторая половина XIX века ознаменована увеличением социальной борьбы во Франции и множеством картин, передающих атмосферу этой эпохи. Вспыхнувшие сразу в нескольких государствах народные восстания носили антифеодальный характер. Народ боролся за демократизацию общественной жизни, но был подавлен властью. После революционных волнений в Европе в 1848 году на смену романтизма стал приходить реализм, где как можно более точно и детально была переданы социальные неравенства того времени.
Особенно известными на весь мир стали произведения Жан-Франсуа Милле, который на своих полотнах изображал обыденные сцены будничной жизни крестьян, используя приглушенные оттенки. Яркие и броские краски перестали быть актуальны — художник хотел передать природу и человека в их естественном образе. С особой поэтичностью он воссоздавал скромные сюжеты сельской жизни.
Раздольская В. И. говорит, что «В работах Милле образы французских крестьян обретают эпическое величие, а простые сцены их каждодневного бытия — глубокий этический смысл». Так, Милле стал тем человеком, который показал величие повседневности и вдохновил авторов на создание аналогичных работ, ведь «почти все художники, обращавшиеся к изображению крестьянской жизни во второй половине столетия, в той или иной мере отталкивались от его творческих представлений» [4].
Картина «Сборщицы колосьев», которая на тот момент как нельзя лучше олицетворяла жизнь французов низшего сословия, стала кульминацией десятилетней темы собирательниц колосьев. Картина полна символов; рисуя землю Милле хотел подчеркнуть положение французов-бедняков в обществе. Большую часть своей жизни они занимались возделыванием земли и сбора урожая на грядущий сезон зимы. На картине художник изобразил беспорядок, оставшийся после жатвы — он как нельзя лучше показывает нам дух деревенской жизни в Европе. Три женских силуэта, нагнувшись, собирают скошенные колосья. Крестьяне работали в поте лица, но получали скромную плату за свой труд. Милле провел сравнение: крестьяне собирают колосья — их осталось уже скудное количество, но на заднем фоне мы видим несколько крупных стогов сена, которые отправятся к знати. Так особенно хорошо виден контраст богатства и нищеты.
Художник не показывает нам лиц двух женщин, лицо третьей женщины дано лишь в пол оборота. Все внимание сосредоточенно на их грузных руках, которые огрубели под тяжестью труда.
Загорелая кожа крестьянок дает понять, что они много времени проводят на улице под палящим солнцем, работая в поте лица. Сборщицы колосьев одеты просто: рабочее платье, растянутый фартук и косынка. Сама одежда скромных цветов — голубого и коричневого. Есть предположение, что таким образом автор хотел провести параллель с образом Богородицы, которую часто изображали на католических иконах.
Общая атмосферы картины передает дух Франции того времени, когда землю делили между рабочим классом и вассалами.
Рис. 4. Жан-Франсуа Милле. Анжелюс. 1857–1859
Еще одна знаменитая работа Жан-Франсуа Милле «Анжелюс». Полотно было создано по заказу американского художника Томаса Эплтона, который был очарован картиной «Сборщицы колосьев». Однако, по окончанию творческого процесса Милле, Эплтон отказался от покупки. Картину удалось продать через два года. Спустя время «Анжелюс» приобрела сильную популярность, за оригиналом картины охотились многие, репродукция полотна появилась во многих домах Франции того времени. На сегодняшний день картина украшает музей д’Орсе в Париже.
На полотне изображено время вечерней молитвы Angelus Domini, которую католики читают три раза в день. По сюжету картины пара крестьян благодарит Господа за хороший урожай, солнце, которое встает каждый день и молится о здоровье. Крестьянин и его супруга склонили голову, слушая колокол церкви, шпиль которой виднеется на горизонте. На заднем фоне мы также видим очертания города. Многие критики высказывают предположение, что это город Шалли, который расположен неподалеку от Барбизона, ведь именно там Милле работал над картиной «Анжелюс».
О том, что обе центральные фигуры картины относятся к крестьянам нам дает понять их внешний облик и одежда. Одеты они просто: юбка, передник и свободная кофта, с рукавами до запястья, которая перетянута тесемками передника у женщины и штаны, рубаха, сшитая из холстины и короткая куртка.
Мужчина — это грубоватый и неуклюжий крестьянин, который неловко держит шляпу в руках. Его лицо излучает искреннюю веру. Женщина изображена в профиль, она сложила руки на груди и склонила голову. Можно прочувствовать всю жесть труда, который они выполнили в течение рабочего дня, особенно нам об этом говорит сутулость женщины — ее плечи опущены от усталости.
Закатное солнце, которое выполнено художником в розовато-золотистых оттенках обрамляет силуэт женщины и символизирует божественный свет, нисходящий на героев во время молитвы.
Милле с особенной точностью передает структуру вспаханной земли, видно, что она еще сырая, ее комья разбросаны у ног крестьян. Без малейшего романтизма изображены орудия труда крестьян: виллы, корзинка с урожаем, которую женщина опустила на землю, тележка позади крестьян, на которой лежат мешки с зерном.
Картина «Анжелюс» это еще одно из выдающихся художественных произведений эпохи реализма, и она как нельзя лучше демонстрирует нам жизнь простолюдинов, которую многие художники старались избегать.
Подводя итоги, стоит отметить, что картины этих художников отражали действительность того времени. Авторы стремились к объективному отображению мира, делая акцент на деталях, прорабатывая текстуры, они старались как можно более точно изобразить объект. В картинах стал присутствовать эмоциональный подтекст. Характерные черты в художественных произведениях, которые нам удалось рассмотреть — это проникновенность, психологическая глубина персонажей, внимание к социальным проблемам и неравенствам. Художники наделяли героев эмоциями и личностными переживаниями. Картины стали внутренним голосом множества авторов, которые не только изображали внешний мир, но и делились своим мировоззрением и своей философской позицией. Эти полотна, которые сейчас расположены разных музеях по всему миру — это голос крестьян того времени и возможность обратиться к истории, чтобы понять, как жил рабочий класс и с какими трудностями им приходилось сталкиваться.
Литература:
- Делакруа Э. Дневник. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1961, т. 2, с. 343
- Делакруа Э. Мысли об искусстве. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1960, с. 217–218
- Чуковский К. Илья Репин. Воспоминания (1936), с 41.
- Власов В. Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т., 1995, с. 875–880
- Раздольская, В. И. Искусство Франции. Середина — вторая половина XIX века, 2013, с. 10.
- [Электронный ресурс] // Сайт Музеи Мира. URL: https://muzei-mira.com/
- [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki