Образ человека в художественной культуре менялся на протяжении всей истории. В разные эпохи человек воспринимал себя и окружающий его мир по-разному, поэтому менялся и его образ жизни. В определённые промежутки истории художники пытались передать через образ человека мировоззрение людей в те времена. Образ человека был основной значимой единицей восприятия происходящего. Он является отражением мыслей, чувств, эмоций, мнений и отношения художника к миру и событиям в целом. Даже спустя большое количество времени люди пытаются выражать своё мнение через искусство, и чаще всего, через образ человека. Немалую роль в истории художественной культуры сыграли эпохи Средневековья и Возрождения. Поэтому за основу анализа человеческого образа в художественной культуре мы возьмём эти две эпохи. Теоретической значимостью исследования является объединение информации об образах человека в художественной культуре на примере эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. Практической значимостью исследования является использование полученных результатов в образовательных целях.
Цель — проанализировать образы человека в эпохи Средневековья и Возрождения.
Художественной культурой является одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [1].
Художественный образ подразумевает под собой всеобщую категорию художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов [2].
Из определения можно понять, что художественная культура и художественный образ тесно связаны друг с другом, они оба имеют одну задачу — отобразить жизнь и мировоззрение людей. На основе этого, мы рассмотрим две эпохи: Средневековья и Возрождения для того, чтобы понять, как мысли людей и их интересы, в те времена, влияли на образ человека в художественной культуре.
Эпоха Средневековья — это период смутного времени как в истории, так и в искусстве [3]. Господствовавшая форма средневековой идеологии — религия — накладывала свою печать на все области духовной жизни, в том числе и искусства [4]. Бог стал главным для европейского человека. Тело превратилось в рудимент, оковы для бессмертной человеческой души, его считают бренным и ненужным. Люди в средневековье считали, что если Иисус страдал ради них на кресте, то мы должны страдать через укрощение своего тела, чтобы очистить душу. Человек рождается и живёт в грехе, поэтому всю оставшуюся жизнь должен стараться искупить его, чтобы попасть в Небесное царство. Он обречен на страдания: тяжкий физический труд для мужчин и муки деторождения для женщин, на стыд перед наготой и на вечную смерть [6].
Основываясь на этой информации, мы можем понять, как в средневековье изображали человека. Художники считали, что если тело настолько недолговечное, то нет смысла его красиво изображать [3]. Постепенно стали отходить от жестких правил и каноничности романской живописи в сторону реалистичного представления мира [9]. Стали изображать не духовный, а материальный мир. Человек был маленьким и ничтожным. В эпоху раннего Средневековья не знали, что такое перспектива. Поэтому, чтобы подчеркнуть главенство какой-либо фигуры, её изображали больше в размерах. Большинство портретов выглядело нелепо, а лица казались непропорциональными, и чаще всего изображались без эмоций.
Эпоха Возрождения полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Большое значение в формировании культуры Возрождения имело обращение к великому реалистическому наследию античности [5]. Общество становится более светским из-за послабления власти церкви [3]. Для человека эпохи Возрождения характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества [8]. Эпоха Возрождения основывается на идее о том, что Бог пребывает не в отрыве от реального мира, а непосредственно в самих материальных предметах (природе, вещах, человеке и т. д.) [7].
Главными персонажами на картинах Возрождения становятся известные аристократы, меценаты, библейские и мифологические герои. Благородный человек мог испытывать только благородные эмоции и совершать только благородные деяния. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Обожествление человеческого тела — одно из особых требований в изобразительном искусстве Возрождения. Следует отметить, что мастера Ренессанса не стремились изображать обнаженную натуру в эротическом контексте. В данном случае тело изображалось как великое божественное творение [7].
Изучив детальные образы человека в эпохи Средневековья и Возражения, можно выделить сходства и различия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эпоха Средневековья |
Эпоха Возрождения |
|
Восприятие мира |
Главная форма идеологии — религия. Тело считается бренное и ненужное. Человек — грешен и обречён на страдания. Стыд перед наготой и вечная смерть. |
Обращение к античности. Ослабленная власть церкви. Светское общество. Идея о том, что бог находится в природе, вещах, человеке. |
Образы человека |
Человек изображался маленьким и ничтожным. Непропорциональные формы лица без эмоций. |
Главные персонажи на картинах — это аристократы, меценаты, библейские и мифологические герои. Обожествление человеческого тела. |
В заключении отметим, что, несмотря на то, что эти две эпохи имеют множество различий, они играют важную роль в художественном мире. Эпоха Средневековья, в которой человек был ничтожен и жил ради мучений. Эпоха, где художники не считали важным рисовать человека правильно и красиво, где главным направлением искусства была религия и образ обычных крестьян, их жизни и заботы, переродилась в эпоху Возрождения, где богом был сам человек. В эпоху Возрождения художники посвящали свою жизнь наукам, изучающим человека. Они пытались передать всю точность и красоту человеческого тела, лица и мимики. Обожествляли человеческий образ, делали его идеальным. Две эти эпохи дали большое количество открытий и имён, которые мы слышим, по сей день.
Литература:
- Б. И. Кононенко. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 509с.
- Словарь по культурологии https://gufo.me/dict/culturology/ %D0 %A5 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7
- «Образ человека в истории мировой художественной культуры» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/soumi_rossi_sama/post313874256
- Б. В. Веймарн, Ю. Д. Колпинский. Всеобщая история искусств. ИСКУССТВО Москва ВИИ том 2 Искусство средних веков.1960. 754с.
- Б. В. Веймарн, Ю. Д. Колпинский. Всеобщая история искусств. ИСКУССТВО Москва ВИИ том 3 Искусство эпохи Возрождения. 1960. 895с.
- «Средневековый человек как историко-культурный тип» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/246/42246/files/r1.pdf
- «Ренессансный образ человека и особенности его изображения в искусстве» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61447
- «Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://medium.com/dana-markova/эпоха-возрождения-проторенессанс-раннее-высокое-и-позднее-возрождение-335f6b9422ec
- «Средневековая живопись» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://artrue.ru/articles/srednevekovaya-zhivopis.html