В этой статье автор выявляет те человеческие факторы, которые подвергают цивилизованное общество самообману, спекуляции и слепой вере в антинаучные феномены по сей день.
Ключевые слова: миф, мифологические сознание, образ, реальность, мышление.
Мифологическое сознание
Мифологическое сознание возникло из-за необходимости объяснить странные бытовые явления. И так как раньше знания о мире были гораздо уже, вера в мифических персонажей была четко закреплена в человеческом видении мира. Российский философ Алексей Лосев отмечал, что мифологическое мировоззрение неразрывно связано с религией, а сами мифы существуют и в искусстве, и в науке, и в обыденной жизни. И несмотря на развитие науки, технологий, мифы по-прежнему являются частью культуры.
Чем отличается мифологическое сознание:
— Оно всегда дает готовые ответы, в отличие от рационального мышления, которое ставит проблемные вопросы;
— Оно предполагает воспроизведение эмоционально-чувственных образов;
— В нем нет противоречий — все сюжеты ясны.
«Каждый цвет, каждый звук, каждое вкусовое качество уже несомненно обладает мифическим свойством. Так, краски кажутся холодными, теплыми, жесткими, мягкими, звуки — острыми, тяжелыми, легкими, задушевными, строгими». — Лосев А.Ф [1, п.6; c].
По мнению Лосева, в отличие от схемы, аллегории и символа, миф получил иное значение: предмет или явление определяется через мифологическое сознание. Так, например, волосы, когда их выметают со всем сором в парикмахерской, и волосы как символ и амулет — ничем не отличатся по своей фактической реальности: в обоих случаях волосы — просто вещь. Но волосы как символ, как носители души и жизненных сил, получают совершенно новую идею. Этот процесс и определяет миф как личностную форму.
Когда мы воссоздаем те или иные истории объекта, мы упускаем из виду многие детали. По мнению советского философа А.Ф Лосева, каждый человек является мифотворцем, мы все создаем свои определенные представления о мире, даже о своей собственной истории мы рассказываем, основываясь на мифологических конструктах.
Почему мы до сих пор верим в мифы? Один из главных пессимистов в истории культуры немецкий философ Артур Шопенгауэр в своем трактате «мир как воля и представление» говорил, что каждый человек вынужден жить в плену своих представлений об окружающем мире [2]. На самом деле, каждый из нас обречен все время находиться в своей голове, поэтому о каждом предмете, который есть в этом мире, мы создаем свое собственное мнение — свое личное восприятие, которое, к огромному сожалению, ни коем образом не согласуется с тем, что происходит вокруг нас. Все потому, что человек не в силах выйти из своего сознания и отделиться от мира его представлений.
«Миф — это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением» (К. Юнг) [3]. Также очевидно, что, несмотря на научно-технический прогресс современного мира, у человека присутствует архаичная склонность к ритуализации своей жизни, к созданию так называемых «современных мифов». Так в чем же причины их возникновения и присутствия на современном этапе общества?
Мифы в современном контексте
Принимая новые формы воплощения в различные периоды, сохраняет свою значимость на всем протяжении человеческой истории до настоящего времени. Поскольку наука развивалась быстрыми темпами, мифологии пришлось перестраиваться. Из-за этого образовались новые виды мифов: научные, политические, социальные, художественные, литературные, интернет мифы и другие.
Спустя много веков некоторые элементы мифологического сознания, которые прочно укрепились в нашей голове как бессознательное, прекрасно продолжают сочетаться с рациональным мышлением. В первую очередь это подтверждается существованием современных мировых религий, где мифы, ставшие директивой, широко используются для внедрения и поддержания религиозного сознания. Мифологическая составляющая так же находит применение в политической сфере — это идеи о превосходстве, богоизбранничестве народов, о харизматичных лидерах и вождях, которых ведет высшая сила.
Рассмотрим пример того, что происходило с советским государством. С одной стороны, советское государство полностью отрицало религию в своей основе и говорила о том, что от нее нудно отказаться. Тем не менее советское государство выстраивает новый миф, в основе которой фигура В.И Ленина. Для него будет построен мавзолей, сам Ленин станет объектом чуть ли не религиозного культа. Все это будет сделано прежде всего для того, что бы людям стало проще понимать определенную идеологию. Всем нужны свои символы, всем нужны свои образы. Однако такой рукотворный миф чаще всего так же легко и умирает, что и произошло на примере культа личности В.И Ленина. Если еще в начале XX века фигура Ленина воспринималась как иллюстрация настоящего вождя, то сегодня такого отношения к нему уже нет и вряд ли когда-то будет. Все потому, что этот миф изжил себя, он изначально был рукотворен и имел не так много адептов. Поэтому, когда постепенно начала рассыпаться вся идеология, за ней, рассыпался и миф, как ее основа.
Заключение. В современной феноменологической трактовке, мифы следует воспринимать как базовую универсалию культуры, присущую человеку и обществу на всех этапах их развития. В этом смысле мифы есть воплощённая в образно-символической форме значимая для человека реальность, формирующая схожее отношение к вещам, отношениям, идеям и символам общества. Взаимодействуя со средой, мифы создают поле значимых смыслов, в рамках которого люди мыслят свою жизнь, сверяя с нею свои действия и обеспечивая через неё то внутреннее согласие, без которого функционирование и процветание социума невозможно.
Выстроенные в соответствии с мировоззрением людей мифы определяют тот порядок в головах, который затем проецируется на человеческую жизнь, воплощаясь в определённом поведении и обеспечивая стабильность в обществе, что характерно для любого периода развития человечества.
Мифологическое сознание корнями уходит в мышление наших античных предков и не покинет нас, скорее всего, никогда. Последние столетия, ознаменованные техническим и научным прогрессом, как может показаться, развеяли большое количество легенд и небылиц, однако общество по сей день склонно верить в простые, прекрасные идеи о будущем или вовсе смотреть на настоящее через призму волшебных или, в крайнем случае, нереальных явлений. Существование этой призмы может быть слабым местом или рычагом давления для чересчур восприимчивого человека. Тем не менее мифологическое сознание — это тот самый производитель великого искусства.
Литература:
- «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев — М.: Правда 1819. — Источник: Шопенгауэр. Полн. собр. соч. — М., 1910.
- Бену А. «Символизм сказок и мифов народов мира. Человек — это миф, сказка — это ты», 2011