Мифы о памяти | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Рязанова, А. А. Мифы о памяти / А. А. Рязанова, Т. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 182-186. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4112/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-интернат». В работе представлены результаты исследования и анализ полученных данных.

Популярные мифы о памяти

  1. Амнезия — это полная потеря памяти?

Амнезия популярная тема для книг, фильмов и сериалов. Со стороны наблюдать за человеком, который преодолевает трудности и всячески пытается вспомнить все, очень интересно. Однако, в реальности такое состояние встречается довольно редко. О том, что такое амнезия, о её видах и о том, как этот процесс работает на самом деле нам и предстоит узнать.

Вот какие мифы, связанные с памятью, встречаются в литературе и практике:

  1. Амнезия означает полную потерю памяти, которая не может восстанавливаться со временем.
  2. Амнезия может быть вызвана ударом по голове, и повторный удар является триггером для возвращения воспоминаний.
  3. Личность человека после амнезии кардинально меняется.

Мифы о том, что амнезия — это всегда полная потеря памяти, о том, что амнезию может вызвать удар по голове или о том, что повторный удар может являться лекарством. Миф также подпитывается поп-культурой — герой, страдающей амнезией обычно в результате инцидента полностью теряет память о своем прошлом, но при этом свободно общается с окружающими и весьма неплохо соображает. На самом же деле амнезия может проявляться разными способами, и описанный выше — далеко не самый распространенный.

Амнезия бывает двух видов: ретроградная и антероградная . При ретроградной амнезии человек теряет воспоминания о своем прошлом, теряет доступ к информации, которая была получена в прошлом. При этом механизмы памяти не повреждены, у человека не возникает трудностей при изучении новой информации. А антероградная амнезия — это неспособность человека создавать новые воспоминания после события, которое вызвало амнезию. При таком проявлении амнезии человек не может вспомнить недавнее прошлое, а вот события, произошедшие с ним задолго до аварии, остаются нетронутыми. Зачастую оба этих вида амнезии возникают из-за алкоголизма, инфекций, нейрохирургии и различных болезней.

Тем не менее после сильного удара действительно можно забыть, но разве что сам удар, никак не свою семью и личность. Такие провалы в памяти могут быть следствием только очень серьёзных травм. Следовательно, чем серьёзней травма мозга, тем больше воспоминаний мы забываем. Конечно, автобиографическая память у человека может пропасть на многие годы, но всё же очень редко в результате амнезии человек забывает всю свою жизнь. Обычно это лишь некоторые эпизоды нашей жизни, воспоминания о которых, как правило, возвращаются спустя время, за исключением конечно самого момента получения травмы.

Однако, то самое состояние, которое часто показывается в фильмах действительно существует, но называется оно вовсе не амнезией.

Диссоциативная фуга — это как раз то, что обычно в фильмах называют амнезией. И это прежне всего острое психическое расстройство, которое развивается на фоне неблагоприятных событий, происходящих в жизни человека. Это редкое состояние ещё иногда называют «бегство от себя». В качестве примера можно привести такую историю: «Предположим, вы близко общаетесь с однокурсником, проводите время вместе вне учёбы. И он вдруг исчезает без всяких причин, а через некоторое время, вы отправляетесь на каникулах в другой город и вдруг встречаете его там, но он вас не узнает и не помнит того, что вас связывало».

Так вот суть этой патологии в том, что память полностью блокирует воспоминания прошлого, стирает из сознания всех знакомых людей, обстоятельства, предпочтения и так далее.

Проще говоря наш мозг как будто, создаёт новую личность. И эта новая личность принимает совершенно новые качества, которые не были присущи прошлой личности. Так жизнь человека может кардинально измениться. К примеру, обычный офисный работник вполне может начать успешный бизнес, а медийная личность может стать интровертом и закрыться от мира в своей комнате.

С точки зрения психологии это состояние объясняется тем, что человек, пытаясь убежать от самого себя, настолько убеждает своё сознание отказаться от прошлого, что действительно всё забывает.

Несмотря на то, что человек буквально теряет свою личность, все его умения и навыки сохраняются.

Причины возникновения Диссоциативной фуги.

Когда психика не справляется с душевными переживаниями, включается естественный защитный механизм — блокировка памяти. Так, например, дети быстро забывают травмирующие события и всё, что ним связано. При диссоциативной фуге происходит тоже самое, но блокируются ещё и некоторые черты характера, личности. [1, 2]

  1. Фотографическая память — это способность «помнить все»

Существует термин «фотографическая память» — это когда человек способен запоминать какое-либо событие или информацию как картинку, почти не осмысливая. В нужный момент эта картинка/информация в точности воспроизводится. «щелк» глазами и все, что нужно, запечатлелось в памяти.

По сути, этот миф основан на также ложном представлении о том, что человеческая память непрерывно записывает все, что человек видит вокруг себя. Этот миф довольно устойчив в современной культуре и часто используется в кино или книгах.

На самом деле явления «фотографическая память» не существует. Наш мозг не способен работать по принципу фотоаппарата и не держит в образе точные картинки со всеми деталями. Скорее всего, она работает как большой пазл и дорабатывает картинку по кусочкам.

Чтобы это доказать можно провести небольшой мысленный эксперимент. Если кажется, что вы обладаете четкой фотографической памятью, можете легко проверить себя: назовите 4 снизу цвет радуги. Нет, не начинайте вспоминать «напоминалку» про фазана и охотников или просто проговаривать про себя цвета один за другим, а именно воспроизведите картинку радуги в памяти и назовите цвет. Сложно? Да, потому что мозг наш так не работает. Поэтому даже сведений о том, что есть люди с подобным видом памяти, крайне мало или почти нет.

Откуда же пришёл этот миф?

Самый близкий термин к «фотографической памяти» — эйдетизм. Эйдетизм — это вид памяти, основанный на зрительных впечатлениях. Эйдетики могут удерживать и воспроизводить в деталях образ увиденного ранее предмета или явления. В голове возникает полный образ события со всеми деталями: звуками, запахами, красками, мельчайшими подробностями.

Однако, это не совсем зрительная память, как можно подумать. Сохраненная в мозге картинка со временем теряет детали, обрастая подробностями, которых не было. Именно поэтому очень заблуждаются те, кто считает, что им достаточно посмотреть на картинку и все запомнить, а возвращаться к повторению не нужно. В итоге все, что запомнилось, постепенно стирается. Даже эйдетикам сложно сходу отмотать память на нужное место и воспроизвести его: для этого нужна предельная концентрация и ряд дополнительных ассоциаций.

Исследования показали, что среди эйдетиков в основном дети. И с возрастом способность запоминать «объемные» изображения пропадает. Уже среди подростков эйдетиков всего от 2 до 10 %. Поэтому эйдетизм считается уникальным и довольно редким видом памяти.

Существует ещё одно явление, которое можно принять за фотографическую память.

Гипермнезия — это явление, при котором механизм запоминания позволяет мозгу фиксировать всё, что происходит в жизни, заставляет помнить каждый момент, каждую мелочь из прошлого.

При гипермнезии человек помнит всё, что с ним происходило в мельчайших подробностях. Даже через много лет воспоминания остаются такими же ясными, как будто событие случилось вчера. Проще говоря это, идеальная автобиографическая память. Именно автобиографическая. Не следует путать гипермнезию с эйдетикой. В первом случае человек помнит все автобиографические события, только то, что касается его самого. Люди с эйдетикой обладают способностью запоминать всё, что видят, то есть имеют хорошую фотографическую память.

Например: «Спросите у человека с этим диагнозом какого цвета на нём был свитер в этот же день несколько лет назад, и он без проблем вам ответит. Однако, стоит начать задавать такому человеку, например, исторические вопросы, он тут же начнёт путаться и делать ошибки».

Несмотря на то, что это звучит здорово и похоже на суперспособность, гипермнезия считается болезнью. Это состояние диагностируется крайне редко и сейчас данный диагноз поставлен меньше, чем 100 людям. Это не фотографическая память, эти люди помнят всё только о себе и у них тоже есть ложные воспоминания.

Точные причины возникновения пока не установлены. Однако, ученые предполагают, что существует связь между гипермнезией и ОКР. Чем лучше память у страдающих гипермнезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Ведь люди с ОКР способны разложить собственные воспоминания по полочкам особенно тщательно. Но заявлять о чем-то точно еще рано. [1, 3, 4]

Исследовани е мифов и заблуждений в области памяти (на примере учеников ГАУ КО ОО ШИЛИ)

Участники и результаты исследования

В данной главе представлена практическая часть исследовательской работы, направленная на выявления самых частых заблуждений у школьников в области нашей памяти и её механизмов. Практическая часть включает в себя проведение исследования среди школьников и обработку полученных данных.

В исследовании приняли участие 61 ученик ГАУ КО ОО ШИЛИ. Каждый получил бланк с 10-ю вопросами и заполнил его. Их ответы были проанализированы, а результаты занесены в диаграммы.

Цель исследования: выяснить уровень понимания учениками механизмов нашей памяти, узнать частые заблуждения в этой области.

Задачи исследования:

  1. Изучить феномены, связанные с памятью и составить тест для проведения исследования.
  2. Провести исследование среди учеников школы.
  3. Проанализировать полученные данные, занести их в диаграммы.
  4. Сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: Автор предполагает, что ученики могу неверно понимать механизмы работы такого явления, как амнезия, и верить в миф о фотографической памяти. Так же предполагается, что они не знакомы с такими феноменами как «гипермнезия, диссоциативная фуга и эйдетизм».

Результаты исследования представлены в диаграммах:

Результаты ответа на вопрос: 80 % считают правдой то, что амнезия может быть вызвана ударом по голове. 20 % ответили на это утверждение отрицательно.

Результаты ответа на вопрос 2: 13 % опрашиваемых верят в то, что повторный удар по голове может вылечить амнезию. 87 % уверены, что это миф.

Результаты ответа на вопрос 3: 80 % учеников не верят в то, что амнезия является полной и безвозвратной потерей памяти.

Результаты ответа на вопрос 4: 36 % считают правдой то, что после амнезии личность человека может кардинально изменится. Больше половины принявших участие в исследовании (64 %) не повелись на очередной миф.

Результаты ответа на вопрос 5: 23 % принявших участие знают, что такое «Диссоциативная фуга» и указали в качестве источников различные ресурсы. Самыми частыми источниками оказались книги и видео в интернете. 77 % не знакомы с данным феноменом.

Результаты ответа на вопрос 6: только 12 % опрошенных не верят в данный миф. 88 % верят в то, что наш мозг работает как фотоаппарат, запоминает любую информацию как картинку и потом без проблем в точности её воспроизводит.

Результаты ответа на вопрос 7: Эйдетизм оказался самым непопулярным феноменом. О существовании «эйдетиков» не знают 88 % опрошенных. Всего 12 % ознакомлены с этим явлением и указали несколько разных источников. Книги и фильмы/сериалы самые популярные.

Результаты ответа на вопрос 8: 72 % не знакомы с понятием «гипермнезия». 28 % знают об этом феномене. Фильмы/Сериалы и книги—самые популярные источники.

Выводы по результатам исследования:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что ученики, принявшие участие в опросе хорошо просвещены в области механизмов нашей памяти. Достаточно малый процент людей верит в распространённые мифы о амнезии. Однако, подавляющее большинство верят в миф о фотографической памяти. Также с редкими феноменами, связанными с работой нашей памяти, знакомы очень немногие. В среднем около 20 % опрошенных знакомы с такими явлениями как «гипермнезия, диссоциативная фуга и эйдетизм».

Заключение

В ходе исследования были выявлены основные мифы о памяти, в которые верят ученики школы. Мифы о фотографической памяти и о кардинальных изменениях в личности человека после амнезии оказались наиболее распространенными среди участников исследования. Также было обнаружено, что о различных редких феноменах, связанных с памятью, ученики узнают в основном из книг и фильмов и сериалов.

Литература:

  1. https://habr.com/ru/companies/spbifmo/articles/459082/
  2. https://www.b17.ru/article/395698/
  3. https://www.b17.ru/article/407508/
  4. https://blog.fenix.help/zalipatelnaya-nauka/fotograficheskaya-pamyat-dejstvitelno-li-ona-sushhestvuet-i-kak-ee-razvivat


Похожие статьи

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Проект «Герб моей семьи»

В статье автор описывает реализацию проектной деятельности с детьми средней группы при поддержке родителей воспитанников на тему: «Герб моей семьи».

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования мотивационн...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся

Статья раскрывает инновационный опыт реализации проектных технологий в техническом творчестве учащихся на базе учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара.

Интернет-реклама как инструмент продвижения компании по производству видеоконтента

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования в сфере интернет-рекламы. Был произведен полный цикл реализации рекламной кампании в данной сфере, также были рассчитаны показатели и продемонстрированы результаты.

Имитационная модель системы высшего образования России

В статье автор предлагает имитационную системно динамическую модель высшего образования в России на уровне бакалавриата. Одним из основных результатов исследования является выявление целесообразности использования данного подхода в России, а также ва...

Похожие статьи

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Проект «Герб моей семьи»

В статье автор описывает реализацию проектной деятельности с детьми средней группы при поддержке родителей воспитанников на тему: «Герб моей семьи».

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования мотивационн...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся

Статья раскрывает инновационный опыт реализации проектных технологий в техническом творчестве учащихся на базе учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара.

Интернет-реклама как инструмент продвижения компании по производству видеоконтента

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования в сфере интернет-рекламы. Был произведен полный цикл реализации рекламной кампании в данной сфере, также были рассчитаны показатели и продемонстрированы результаты.

Имитационная модель системы высшего образования России

В статье автор предлагает имитационную системно динамическую модель высшего образования в России на уровне бакалавриата. Одним из основных результатов исследования является выявление целесообразности использования данного подхода в России, а также ва...

Задать вопрос