О творчестве Микеланджело Буонарроти | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №7 (81) июль 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Козлова, А. Р. О творчестве Микеланджело Буонарроти / А. Р. Козлова, О. А. Киселева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 7 (81). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/young/archive/81/4567/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор исследует творчество одного из величайших художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти на примере его живописных работ.

Ключевые слова: художники, Возрождение, Микеланджело, живопись, фрески.

Как и много веков назад, искусство в современном мире играет важную роль. Это один из важнейших аспектов нашей жизни, окружающий нас повсюду. Оно выражает жизненно важные людям смыслы и ценности, которые не могут быть выражены никаким другим способом. Искусство помогает людям добиться гармонии с самим собой и социумом.

Живопись — наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства. Для художника это лучший и самый простой способ выразить себя, поэтому месту живописи в современном мире отведена огромная роль — с помощью картины отображать ценности культуры и эпохи.

Данная статья посвящена Микеланджело Буонарроти, его развитию как творца и влиянии живописи на его жизнь.

Согласно источникам, Микеланджело Буонарроти (полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) был разносторонне развит, много занимался искусством и нашел себя в архитектуре, живописи, архитектуре, поэзии и даже философии. Потомки называют его не иначе как универсальным гением, воплощением человека эпохи Возрождения. Он также известен как отец барокко.

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento, от лат. renasci — рождаться заново, возрождаться) — одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры (также Раннее Новое время) [1]

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело. Деталь. Ок. 1545

Рис. 1. Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело. Деталь. Ок. 1545

Творчество Микеланджело Буонарроти оценивали и продолжают оценивать как величайшее явление в искусстве всех времён. Его работы являются символами вечности и красоты, они олицетворяют силу человеческого творчества и страстей.

Микеланджело работал во многих видах и жанрах искусства и отличался своей творческой энергией. Он был одним из первых художников, осознанно стремящихся создавать реалистичные фигуры и выражать глубокие эмоции через свою работу. Буонарроти создавал шедевры, посвященные в основном человеческой красоте, как духовной, так и физической, и они были переполнены скрытой страстью. Его скульптурным и живописным произведениям присущи драматизм, пластичность, но в то же время сложность поз и образов персонажей, многоплановость и монументализм. В поэзии Микеланджело обращался к таким философским темам как любовь, счастье, одиночество, смерть, творчество и т. д. Его произведения были глубокими и эмоциональными, отражая его взгляды на жизнь, искусство и человеческую природу. За всю свою долгую и нелегкую жизнь Буонарроти создал множество скульптур, картин и других работ. Его знали влиятельные люди того времени и обращались к нему с заказами. [3]

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе, небольшом городке недалеко от Флоренции. Он стал вторым ребенком в семье банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Его мать скончалась, когда Микеланджело исполнилось всего 6 лет, и отец повторно женился, отдав мальчика на воспитание деревенской паре по фамилии Тополино. С юных лет талантливый Микеланджело проявлял свои способности в работе с глиной.

Творческий путь Микеланджело начался, когда его отец отправил его в мастерскую на обучение к флорентийскому художнику Доменико Гирландайо, полное имя — Доменико ди Томмазо Бигорди, который научил его азам живописи. В свое время он учился у Донателло, имевшего авторитет во Флоренции. Доминико был шокирован мастерством юного художника. Так же он не принимал микеланжеловское изображение нагих людей, говоря, что это непрофессионализм и непристойность, часто упрекал его. Спустя год из-за того, что подростка больше интересовала скульптура, он поступил в школу ваяния Бернольдо ди Джованни, которой покровительствовал Лоренцо де Медичи — глава Флорентийской Республики и истинный покровитель искусств. Лоренцо выделил Микеланджело среди других учеников Бернольдо, взяв его под особое покровительствование. Впечатленный мальчиком Лоренцо Медичи решил поселить его со своей семьей, взяв под защиту во дворец Медичи для дальнейшего обучения. В 1492 году Лорецо умирает, после этого для Микеланджело начинается период скитаний и поиска себя, и он вынужден вернуться домой. [5]

Потолок Сикстинской капеллы. 1508–1512

Рис. 2. Потолок Сикстинской капеллы. 1508–1512

Микеланджело Буонарроти был великолепным мастером не только скульптуры, но и живописи, особенно много времени он уделял фрескам и рисунку. Художника всегда интересовали объем и форма, поэтому он часто делал зарисовки отдельных деталей, искал сложнейшие ракурсы и жесты. Когда он изучал римскую архитектуру, то сделал с натуры 280 рисунков архитектурных деталей. Одна из наиболее известных работ художника — это потолочная роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. Он потратил более четырех лет на ее создание, изображая сцены из Библии, но результат превзошел все ожидания заказчиков. Разнообразие персонажей, их драматизм и детализация делают эту работу уникальной и непревзойденной.

Сотворение Адама. Роспись потолка Сикстинской капеллы. 1508–1512 Сотворение Адама. Роспись потолка Сикстинской капеллы. 1508–1512

Рис. 3. Сотворение Адама. Роспись потолка Сикстинской капеллы. 1508–1512

Также Буонарроти одержимо изучал строение человеческого тела. Пытаясь понять его устройство, он не только постоянно делал наброски с натуры, но и следуя примеру Леонарно да Винчи, присутствовал на анатомических вскрытиях. Микеланджело даже удалось убедить настоятеля Санто-Спирито дать ему ключи от морга, благодаря чему у него появилась возможность вскрывать трупы преступников и нищих, изучая тайны человеческого тела. Художник был настолько сильно увлечен своей работой, что мог не спать несколько дней подряд, и ложась на три, максимум четыре часа, он не снимал одежды и обуви, чтобы не тратить время утром.

Стоит отметить, что Микеланджело был одним из первых художников, который подходил к своим работам как к творческому процессу, а не просто выполнению заказа. Он рассматривал свое искусство как средство выражения своих эмоций и идей, а также передачи глубокого значения и символики. Это вдохновило многих последующих художников на свободное выражение своих собственных концепций и взглядов.

Возможно, что Микеланджело оставлял на своих картинах анатомические особенности человеческого тела в виде символики. Ученые считают, что он оставил на фресках Сикстинской капеллы 124 подлинные анатомические зарисовки: например, и мозг человека, и мозговой ствол изображены на шее бога «Отделение Света от Тьмы».

Отделение Света от Тьмы. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. 1508–1512

Рис. 4. Отделение Света от Тьмы. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. 1508–1512

Это не единственное изображение внутренних органов человека. Терапевт Фрэнк Мешбергер в 1990 г. сообщил, что фреска «Сотворение Адама» — это изображение головного мозга. Другая важная работа художника — статуя «Давид», хранящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, которая считается идеальным изображением человеческого тела. В художественных школах по сей день изучают пропорции лица по ней.

Христос и Мария. Фрагмент фрески «Страшный суд». 1536–1541

Рис. 5. Христос и Мария. Фрагмент фрески «Страшный суд». 1536–1541

Из этого сложился фигурный стиль Микеланджело. Он менялся, со временем художник все меньше уделял внимания внешней привлекательности, а сосредоточился на передаче душевных переживаний и эмоций. Это хорошо заметно, если сравнить «Страшный суд» с росписью свода Сикстинской капеллы [2, 3].

Великий скульптор и живописец постоянно стремился понять себя, записывая и анализируя свои действия. В дневниках Микеланджело часто встречаются обращения к своему внутреннему миру, к душе. Можно выделить его обращение к окружающим, городскому интерьеру, природе и религии, библейским мотивам. Он часто находит вдохновение в повседневности. Другим стимулом развития художника является конкуренция. «Уверен, что мой Вакх нисколько не будет походить на своих античных собратьев. Постараюсь как следует накачать его вином, и в этом будет главное отличие от греческих образцов. У греков это всего лишь аллегория наслаждения ароматом спелого винограда, и я вправе назвать свою работу “Подвыпивший Вакх”» — писал художник. В его работах нередко проявляется политический настрой, приверженность республиканских взглядов. К тому же Микеланджело стремится к постоянным изменениям и не терпит торможения в работе. Среди отсылок автора к явлениям, побуждающим к творчеству, самое важное место занимает красота. Характерной особенностью творчества Микеланджело является то, что он находит вдохновение в своих ранее созданных произведениях. Также художник часто говорил о смерти, как об источнике вдохновения для своих творений. [4]

Таким образом, Микеланджело оставил свой след в истории как великий творец. Трудолюбие, нескончаемая энергия и сила воли позволили Буонарроти стать выдающимся художником и новатором еще при жизни. Сегодня миллионы людей вдохновляются его творчеством и жизненным опытом, а многие даже пытаются повторить его художественный язык.

Литература:

  1. Возрождение. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Возрождение (дата обращения: 06.06.2024).
  2. Иванова, А. В. Анатомическая безупречность в работах Микеланджело / А. В. Иванова, А. М. Мазлов // Ломоносов обнял все стороны просвещения: материалы межвузовской научно-исследовательской конференции с международным участием, посвященной 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711–1765), Астрахань, 21 мая 2021 года. — Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2021. — С. 122–124. — EDN ETDEBY.
  3. Лим, А. А. Творчество Микеланджело Буонарроти // Теория и практика современной науки. 2023. № 2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-mikelandzhelo-buonarroti (дата обращения: 06.03.2024)
  4. Осипова, М. В. Микеланжджело Буонарроти: источники творческого вдохновения / М. В. Осипова // Европа в Средние века и Новое время: Общество. Власть. Культура: Материалы VI Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых, Ижевск, 04–05 декабря 2018 года. — Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований, 2019. — С. 168–175. — EDN QTSFCV.
  5. Элен, Фисель Микеланджело Буонарроти / Фисель Элен. — Москва: Эксмо, 2012. — 320 c. — Текст: непосредственный.


Ключевые слова

В статье автор исследует творчество одного из величайших художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти на примере его живописных работ
Задать вопрос