Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв. / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Технические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 78-84. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/88/4711/ (дата обращения: 17.12.2024).

Следы христианства на территории будущего Древнерусского государства и в сопредельных землях восходят к апостольскому времени. [1,с.37] Канонически подчиненные Константинопольской Церкви, в Северном Причерноморье образовывались епархии, способствовавшие интенсивному распространению православной веры начиная с IVв.

Археологические памятники, частично сохранившиеся, Зеленчукские и Архызские храмы, возведенные в Xв. напоминают о раннем периоде существования христианства на Северном Кавказе. В 1910г. известный историк Ф. А. Щербина в своих трудах упоминает об этих культовых сооружениях: «Лучшими свидетелями прошлого местной церковной истории служат многочисленные исторические памятники древнего христианства, разбросанные по Кубанской области. В ущельях р. р. Зеленчука и Теберды и близ Хумаринского укрепления сохранились до нашего времени древнехристианские храмы и развалины от них». [2, с.580] Относительно причин, касающихся угасания христианской веры в пределах рассматриваемой территории, в итоге, замещенной исламом, существуют правдоподобные, но пока только предположения окончательно не прояснившие этот вопрос.

«Таким образом, между древнем христианством, несомненно имевшим место в Кубанской области, и последующим его появлением, вместе с появлением здесь русского населения, не было ничего общего и какой-либо связи. Черноморские казаки, занявшие край, принесли с собой христианскую религию и обычаи и должны были заново строить храмы, обители и обзаводиться духовенством» — подчеркивает Ф. А. Щербина. [2,582]

Запорожье, организованное по принципу независимой автономной области, признававшей только внутреннее казачье самоуправление, деструктивно влияло на идею абсолютизма самодержавной власти императрицы Екатерины II, результатом чего становится полное разрушение Запорожской Сечи в 1775г. Через несколько лет сложная военно-политическая обстановка в Российской Империи способствует возрождению казачества. Будущее Черноморское войско было основано на базе войска верных казаков, сложившегося из части бывших запорожцев и вольнонаемных лиц, атаманом которых особым указом назначается Сидор Белый в 1788г.

Православное казачество начинает осваивать Кубанские земли в конце XVIIIв. Параллельно с черноморцами в 1794г. донские казаки, мелкими общинами, начинают заселять так называемую Старую Линию Кубанской области, при основании станиц предпочитая децентрализованный способ поселения. Кубанский казачий полк, организованный из трех тысяч донских и волжских казаков, по среднему течению реки Кубань основывает шесть станиц. Выходцы с Дона, расселяясь на территориях Волги, Терека, Урала привносили на новое место уже сформировавшийся уклад казачьей жизни и свои характерные строительные приемы.

А.Лазарев в своих исследованиях на тему деревянных храмов в Подонье ставит вопрос о существовании «донского стиля» основываясь на выведенных им закономерностях. Этот автор утверждает, что в основе формирования архитектурного образа самобытного типа южного деревянного храма, окончательно сложившегося к концу XVIIв. лежит политическая независимость региона, заселенного донскими казаками, внешние дипломатические вопросы которых решались через Посольский приказ, когда внутренние, в том числе касающиеся строительства православных храмов, ограничивались местным самоуправлением.

«Очевидно, вначале шел подбор новых конструктивных материалов. В этом качестве выступает древесина, запасы которой в предгорьях Кавказа, на Кубани, в южной части Приазовья и в Подонье были велики» — пишет А.Лазарев. [3, с.70]

В книге кубанского историка Ф. А. Щербины встречается следующее описание: «Иным характером отличались отношения властей и населения к тем угодьям, которые имелись у войска в ограниченном количестве. К числу таких угодий принадлежали леса. Черномория была чисто степным краем; лесов в ней почти не было и, очевидно, и население, и начальство должно было дорожить этим видом угодий. Второго марта 1794г. войсковой атаман З. А. Чепига, после объезда края по Кубани, нашел леса опустошенными, требующими охраны и строгого контроля вырубки». [2, с.563]

Относительно характеристик «донского стиля» А.Лазарев в своей статье опирается на следующие выводы:

-          Основным строительным материалом при возведении деревянных храмов в станицах, расположенных вдоль Дона и его притоков, становится древесина дуба в виде пластин (расщепленный надвое круглый лес).

-          В отличие от срубленных церквей северной и северо-восточной территорий России, деревянные церкви в Подонье имели каменный фундамент, для которого нередко использовались известковые каменные блоки, обтесанные до формы правильной прямоугольной призмы.

-          В объемно-планировочном решении, помещения храма последовательно размещались вдоль вытянутой продольной оси, расположенные друг за другом в строго соответствующем христианским канонам порядке. По характеру организации внутреннего пространства, срубленные церкви, устроенные по принципу крестово-купольной схемы, являлись бесстолпными, так как деревянные конструкции перекрытий не требовали дополнительных опор.

-          В архитектурном облике храмов Подонья встречаются отступления от классического построения здания по продольной и поперечной осям, в виде ассиметричного решения алтарной части сооружения.

Тот же автор отмечает нетипичный подход донских зодчих в композиционных приемах, использованных при формировании объемно-пространственного облика здания. Подчиняясь иерархии объемов по габаритным параметрам и назначению помещений, центральной доминантой становится молитвенный зал, представленный башней, сложенной из трех, четырех и пяти «восьмериков», поставленных друг на друга ступенчатой формой пирамидальной конструкции с уменьшающимися вверх массами, эффектно организуя силуэтную линию храма вдоль ее вертикальной оси. Общая площадь восьмерика в сравнении со стандартной квадратной конструкцией, имевшей в среднем площадь 36–40 м2, давала преимущество в дополнительных 50–60м2. Объемно-пространственная композиция, скомпонованная из нескольких восьмериков вдоль продольной оси восток-запад, предоставляла возможности в сторону увеличения общей площади застройки, когда как форма восьмигранника обеспечивала оптимальные аэродинамические качества необходимые в условиях сильных ветровых нагрузок степной зоны.

Переведенными на Кубань казаками Хоперского полка в 1799 -1802гг., в «донском стиле» возводился войсковой кафедральный собор во имя Воскресения Господня крепости г.Екатеринодара. В краеведческих исследованиях, проведенных В. П. Бардадымом, определены некоторые факты, касающиеся строительства войскового деревянного храма: «Выстройка сей церкви говорилось в договоре, заключенном с подрядчиками, — должна быть крестообразно мерою с алтарем в длину, ширину и в вышину 50 аршин, с колокольней в длину и ширину по 18, а в вышину сколько по пропорции и архитектуре потребуется». Храм должен быть построен «самой искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. [4, с.3]

В статье В. В. Бондаря отмечено: «Храм во имя Воскресения Господня был деревянным, сложенным из сосновых бревен и «ощелеванным», столпным, шестиглавым, составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов выполнен трехъярусным, верхние ярусы которых отделялись от нижних сомкнутыми сводами, покрытыми железной кровлей. На сводах верхнего яруса помещались железные главки луковичной формы, увенчанные крестами. Между собой столпы были связаны на уровне первого яруса. Строительство храма велось под руководством сотников Войска Донского Степана Николаева и Федора Гусельщикова». [5, с.271]

Для качественного освещения помещений церкви было предусмотрено прорубить 73 оконных проема. В средней стене молитвенного зала храма были устроены хоры. На первоначальном этапе строительства деревянного войскового собора во имя Воскресения Господня не был заложен каменный фундамент.

Архивный документ, помеченный февралем 1864г. касается итогов освидетельствования состояния войскового собора во имя Воскресения Господня, простоявшего на тот момент в г.Екатеринодаре уже 62 года. В контексте акта упомянуто: «Екатеринодарской крепости Воскресенский деревянный сборный храм, имеет три придела и примыкающую к церкви колокольню. Длина и ширина храма 17 2/3 саж., а колокольни 6 1/6 саж., высота средней части от горизонта земли до маковки креста 19 саж. План храма представляет изображение греческого креста; постройка рублена из сосновых бревен толщиной в 4 вершка на дубовом основании, положенном под стенами и полами в два ряда, а под серединою крестообразно, на бревенчатых стульях. Среди многих обветшавших конструкций и деталей храма, требующих немедленной замены, комиссией выявлено: наружные стены значительно осели, как и деревянные стулья, на которых основано здание храма. В связи с чем, было сделано предложение, подвести под капитальные стены собора каменный или кирпичный фундамент». [6, с.241] Окончательно обветшавшее храмовое здание во имя Воскресения Господня разобрали в 1879г.

Историк В. В. Бондарь определяет стиль, в котором выстроен войсковой деревянный храм во имя Воскресения Господня, как распространенный в храмовом зодчестве Малороссии и Дона в ХVII-XVIIIвв. яркий пример «украинского барокко», проведя параллели между екатеринодарским Воскресенским собором и храмом во имя Воскресения Господня старой столицы донских казаков — Черкасске (1719г.), Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (1781г.), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIIIв). [5, с.270–271]

В основе стилистики украинского барокко, господствовавшей в архитектуре Южной и Западной Украины в конце XVII — первой половине XVIIIвв., использованы мотивы западноевропейского барочного зодчества и ренессанса совмещенные с традиционными приемами русского православного храмового строительства, выработанного веками.

Описание: D:\Аспирантура 10.12\Иллюстрации для деревян.зодчества Кубани\Войсковой собор.jpg

Рис. 1. Войсковой собор во имя Воскресения Господня в крепости г.Екатеринодара

Рождение украинского барокко принято связывать с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его приемниках. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались куполам, придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, на монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор. [8, с.2]

Несмотря на то, что схема церковного здания, заимствованная с христианством, претерпела на русской земле значительные изменения, прототипом являлся византийский тип храма, историческая преемственность которого связана со стилистикой украинского барокко.

В. В. Бондарь обозначив стиль екатеринодарского войскового кафедрального собора во имя Воскресения Господня, построенного донцами, как «украинское барокко», предопределяет византийскую модель архитектурного влияния, делая ее неизменным ядром в формировании самобытного стиля деревянной архитектуры южного региона России в конце XVIII — XIX вв.

Проследить возникновение и развитие на Руси искусства весьма трудно: исторически слагалось дело так, что постоянно мешало то или иное политическое положение мирному процветанию искусств, то на нас влияли норманны, то византийцы, то татары, то поляки. [7, с. 269]

Исследователь А.Лазарев, введя термин «донской архитектуры» для храмов южной части российских территорий, итогом исторической подосновы зарождения стиля, определяет завоевание русских земель монголами, обосновав причину произошедшего обновления строительных решений, в том числе, для культового зодчества у местного христианского населения естественным для этого этапа ослаблением традиционных связей с южными славянами. В результате, византийский тип храма утратил свое господствующее положение на этой территории в период XIII — XVIIвв. А.Лазарев выполнил сопоставительный анализ между возведенными одновременно храмовыми постройками в Приазовье и Подонье — с одной стороны, и в городах Московского государства — Киеве, Пскове, Новгороде, Твери, Суздале, Владимире, Рязани — с другой, позволивший ему как потвердеть самобытность зодчества в исследуемой территории, так и утверждать о существовании «донского стиля», зарождению и становлению которого, невольно способствовала Золотая Орда. [3, с.74]

Описание: D:\Аспирантура 10.12\Иллюстрации для деревян.зодчества Кубани\Лазарев.jpg

Рис. 2. Храмы в «донском стиле» из иллюстраций к статье А.Лазарева

Первые временные церкви, построенные на землях Черноморского казачьего войска, возводились в большинстве деревянными зданиями, устроенными на каменном фундаменте. К 1831г. было возведено 49 церквей и 9 молитвенных домов.

В 1799г. одной из первых была построена деревянная церковь во имя Трех Святителей в Уманском куренном поселении (станица Ленинградская Краснодарского края). Для строительства за неимением лучших строительных материалов, испытав дефицит строевого леса и камня, была использована древесина тополя, вербы и осокори — малопригодных пород деревьев для проведения подобных работ. С обветшанием прежней церкви в 1827г. казаками подано прошение о строительстве второго храмового здания во имя Трех Святителей, которое было удовлетворено. В этот раз церковное здание с одной главкой было возведено на каменном фундаменте, стены срублены из соснового леса с обшивкой сосновыми досками. [9, с. 10] В 1845г. к церкви пристраивают колокольню, которая сгорает вместе с храмом в 1898г.

Кубанская область с центром в Екатеринодаре была образована указом императора Александра II от 8 февраля 1860г. Только в период 1860–1862гг. было основано 38 новых станиц. В начале XX в. в Кубанской области насчитывалось уже 363 храма (каждый четвертый из них был построен каменным или кирпичным). [6, с. 152]

В архивных документах, относящихся к тому периоду, встречаются следующие факты:

-          В контракте, заключенном поздней осенью 1861г., купцом первой гильдии Н. Н. Плотниковым с войсковым правлением Кубанского казачьего войска на постройку трех новых деревянных церквей на каменном фундаменте и цоколе в станицах Отрадной, Попутной и Бесскорбной, отмечено: «Окончить строительство храмов в 1864г. Постройку упомянутых церквей произвести из годного леса местных пород дерева. По плану храмы должны быть следующих размеров: 9 арш. в квадрате, длина трапезной 15 арш., ширина 9 арш.; в алтаре длина 9 арш., ширина 6 арш.; в приделах длина 9 арш., ширина 4 ½ арш. и сени под колокольнею длина 9 арш., ширина 5 ½ арш. с лестницею: высота стен церкви от цоколя со щипцом 30 арш., работы должны быть производимы во всем согласно с сметою и планами». [6, с. 230]

Исключением среди церквей того периода, в основном, возводимых деревянными на каменном фундаменте, в границах территории современного Отрадненского благочиния, являлся храм в честь Архангела Михаила, построенный в станице Надежной в 1861г. на деревянном фундаменте и церковное здание в станице Передовой, воздвигнутое на деревянных столбах, пространство между которыми было заложено камнем.

-                   Весной 1868г. жителями станицы Северской Абинского полка войска Кубанского подается прошение о строительстве здания церкви, в котором упомянуто, что на совместно оговоренных условиях, мещанин И. К. Попов обязуется построить академической работы церковь из местных пород леса соснового или дубового, на указанном месте, согласно проекту и утвержденной сметы. [6, с.274]

-                   В отчете о состоянии церквей 13-го благочинного округа Кубанской области от 22 февраля 1908г. станицы Лабинской сказано: «Кирпичных церквей три: Успенская в станице Лабинской, Покровская в станице Владимирской и Евдокиевская, приписанная к станице Каладжинской. Остальные церкви деревянные. Станичные церкви строились в период 1855–1886гг. с пособием от Кубанского казачьего войска в 9000 руб., на каждую церковь почти по одинаковому плану». [6, с.289] В подобном же отчете 12-го благочинного округа, представленного от станицы Курганной, помеченным февралем 1916г., встречается упоминание о приходских храмах, построенных в 1865–1869гг. местными обществам с дотацией деньгами в 9000 рублей от войска Кубанского. [6, с.318]

«Близь станицы Белореченской случайно были открыты в 1869г. развалины древнего христианского храма» — пишет Ф. А. Щербина [2, с.580] Православное казачество также внесло свой вклад, построив на землях ныне МО Белореченского района, четыре деревянных храма в проектном отношении идентичных друг другу. Три церковных здания сохранились до наших дней. В 1860г. была построена деревянная крестообразная по плану церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Гурийской. В настоящий момент, чтобы предотвратить полное разрушение деревянных стен храма, их обшили шифером. Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Пшехской построена в 1871г.[1] Выразительным объемно-планировочным приемом и декоративной особенностью восточного фасада скромного и небольшого здания является пятигранная апсида с арочными окнами, прорезанными на каждой грани. В плане имеет форму вписанного креста. В 1882г. был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Бжедуховской. Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Великовечного была сожжена после революции 1917г.

Описание: D:\Elements\статьи-1\белореченск, вознесенская, лабинск\ХРАМ1.jpg

Рис. 3. Проект реконструкции деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской

Со времен переселенцев, деревянные храмы возводились по всей территории Черноморского казачьего войска, а позднее Кубанской области, от многих ничего не сохранилось, но чудом уцелевшие являют собой ценные архитектурно — исторические свидетельства и образцы деревянного зодчества южного региона середины XIX — начала XXвв. Деревянная церковь, посвященная христианскому празднику Богоявления Господня, станицы Калининской — один из таких сохранившихся храмов.

Из 38 запорожских куреней, пришедших на Кубань из Приднестровья в составе Черноморского казачьего войска в конце XVIIIв., бывший Поповичевский курень определен исторической подоплекой зарождения станицы Калининской Калининского района Краснодарского края. В связи со складывающейся военной ситуацией, несколько раз территориально изменяя месторасположение Поповичевского куреня, в 1807г. его окончательно размещают на р. Понуре, где спустя два года (в 1809г.) возводится деревянная церковь во имя Богоявления Господня с колокольней. Положением о Черноморском казачьем войске в 1842г. было закреплено три округа на территории войсковой земли, куренные поселения преобразовали в станицы. В этот период Поповичевский курень становится станицей Поповичевской, спустя много лет, осенью 1957г. переименованную в Калининскую.

В южной части станицы, на месте прежнего храма, в 1855г. возводится на каменном фундаменте новая деревянная церковь во имя Богоявления Господня.

Современный архитектурный облик деревянного храма во имя Богоявления Господня сформировался в три этапа. Периоды существования храма подробно изучались в момент историко-архитектурных исследований церкви во имя Богоявления Господня, проведенных под руководством архитектора-реставратора И. Г. Семеновой. Первоначально храм был квадратный в плане с пятигранным алтарем и трехъярусной колокольней. В 1878г. к церкви пристроили правый придел во имя апостола Матвея, а в 1900г. — появился левый во имя Святого Великомученика Пантелеймона. Все здание было обшито тесом и под него подведен кирпичный цоколь. В интерьере пяты арок опирались на литые чугунные столбы, которые декорировались капителями композитного ордера. Колокольня, алтари, восьмигранные световые барабаны и приделы храма завершались шатрами, увенчанными маковками. Оконные проемы с трапециевидной конфигурацией в их верхней части обрамлялись деревянными наличниками с резным очельем. Отдельно от церкви была построена деревянная сторожка. В архивном документе, приложенном к авторским записям И. Г. Семеновой, упомянуто, что в июле 1910г. специальной комиссией освидетельствована церковь во имя Богоявления Господня станицы Поповичевской: «Богоявленская церковь — деревянная, на кирпичном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской, такою же краской окрашена и внутри, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краской. Длина церкви, считая и колокольню, одиннадцать саженей и два аршина (около 25м), наибольшая ширина одиннадцать сажень и один аршин (около 23, 5 м.), высота до верха карниза две сажени и один аршин (около 5 м.). На церкви имеются три больших главы и одна малая (над алтарем). Окон больших двадцать семь, дверей: наружных — четверо, внутренних — пять. Колокольня в три яруса, общей высотой от верха карниза четыре сажени и два аршина (около 10м.) (РГИА, ф.799, оп.33, д.1879, л.53)

Интересно отметить, что в имеющихся описаниях, связанных с церковью во имя св. апостола Иоанна Богослова села Вольного, построенной в 1911г. в территориально ином благочинии, сказано, что храм сооружен по типу большинства прочих церковных зданий этого округа, деревянным на каменном фундаменте с такой же колокольнею, снаружи обшит тесом и окрашен масляной краской.

В формирующемся комплексе храма во имя Богоявления Господня станицы Поповичевской, в 1884г. была устроена сторожка, расположенная справа от входа в церковь, и представленная образцом деревянного сруба круглого дома не характерного для западной части Кубани в конце XIXв. Постройка, сложенная из пластин, соединенных по углам в замок, возвышающаяся на кирпичном цоколе, имела в длину 8,52 м., ширину 5 м. и высоту 3 м. Деревянное сооружение, в котором прорубили три двери и семь окон, опоясывала с трех сторон, кроме западной, традиционная для кубанской хаты галерея, крытая большими, опирающимися на деревянные столбцы свесами четырехскатной крыши с металлической кровлей.

В 1895 г. была построена церковно-приходская школа, сруб которой, устроенный на каменном фундаменте, выполнили из полуторавершковой еловой доски и обложили снаружи кирпичом. При здании школы, габаритные параметры которой составили в длину 15 м, ширину 8,52 м. и высоту 3,55 м., устроили сарай, стоявший на деревянных столбах, обшитый досками и покрытый камышом. По такому же принципу еще в 1859г. была построена деревянная церковь в станице Передовой; храмовое сооружение, поставленное на деревянные столбы, покрыли камышом.

В настоящее время церковь во имя Богоявления Господня станицы Калининской имеет сложную композиционную структуру, сформированную непосредственно самим зданием храма, состоящего из нескольких одноэтажных объемов: кафоликона, двух приделов, алтарного помещения и примыкающей к ней четырехъярусной деревянной колокольней. Со стороны каждого из четырех фасадов храмового здания имеются входы. Фундаменты церкви и колокольни — ленточные, выполнены из глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, глубина заложения которого находится в пределах 1м. от уровня планировки грунта подвала. В основании фундаментов храма и колокольни залегает лессовидная порода черного дерева. Наружные стены церкви бревенчатые, окантованные с внутренней и наружной стороны, имеют толщину 20–22см. С наружной стороны здание храма обшито досками со скошенными гранями толщиной 3см. Под всеми помещениями церкви имеется подполье, над которым выполнены деревянные полы по балкам — лагам из бревен, опирающемся на стены и промежуточные кирпичные столбики. Кровля церкви и колокольни выполнена из листовой оцинкованной стали по дощатой обрешетке.

Описание: D:\Аспирантура 10.12\Иллюстрации для деревян.зодчества Кубани\храм.jpg

Рис. 4. Деревянный храм во имя Богоявления Господня ст. Калининская[2]

Строительные приемы южных мастеров, использованные в поиске оптимального решения устройства здания храма, опирались как на особые природно-климатические условия, характерные для данного региона, так и на стремление к творческим идеалам, отвечающим исключительно казачьему укладу жизни.

Литература:

1.         Православная энциклопедия: Русская православная церковь /Архим. Макарий (Веретенников), И. С. Чичуров// II. Христианство в Причерноморье и на Кавказе/. — Москва, 2000.

2.         Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего войска. В 2-х т.-/Репринтное воспроизведение/. — Екатеринодар, 1910.

3.         Христианство и христианская культура в степях Предкавказья и на Северном Кавказе / А.Лазарев // Деревянные храмы в Подонье/.

4.         Бардадым В. П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар, 2002.

5.         Дело мира: очерки истории культуры и православия Кубани/ науч.ред. О. В. Матвеев/. — Краснодар, 2009.

6.         Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX вв.) Сборник документов/Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001.

7.         П. П. Гнедич. История искусства. Зодчество. Живопись. Ваяние // т.3 Искусство Западной Европы эпохи Возрождения. Русское искусство/. — Москва, 2004.

8.         Украинское барокко — Википедия.

9.         Павлоградская Л. Д. Храм Трех Святителей станицы Уманской (Ленинградской). Краснодар, 2008.

10.     Авторские материалы исследований церкви во имя Богоявления Господня станицы Калининской ТМ под руководством И. Г. Семеновой. Москва, 2004.



[1] Указывается еще одна дата строительства церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской Белореченского района — 1862г.

[2] В статье использованы иллюстрации из фотоальбома И.Платонова «Кубань Православная-Первозванная». (Деревянный войсковой собор в г. Екатеринодаре и церковь в ст. Калининской).

Основные термины (генерируются автоматически): имя Воскресения, каменный фундамент, деревянная церковь, имя Богоявления, церковь, Кубанская область, храм, станица, колокольня, Пресвятая Богородица.

Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв.

Особенности взаимоотношений союзов сельских общин Южного Дагестана с феодальными образованиями (XVIII-нач. XIX вв.)

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Формирования донского купечества из казачьей среды II половины XIX - начала XX вв. (из истории российского предпринимательства)

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Совершенствование правового и организационного аспектов обеспечения царской и императорской охраны в России в XVII-XVIII вв.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв.

Особенности взаимоотношений союзов сельских общин Южного Дагестана с феодальными образованиями (XVIII-нач. XIX вв.)

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Формирования донского купечества из казачьей среды II половины XIX - начала XX вв. (из истории российского предпринимательства)

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Совершенствование правового и организационного аспектов обеспечения царской и императорской охраны в России в XVII-XVIII вв.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)