Село Адербиевка расположено в горной долине реки Адербы и, в настоящее время, относится к Дивноморскому сельскому округу муниципального образования город — курорт Геленджик Краснодарского края.
Поселение Адербиевка возникло в 70-х годах XIX века, на месте ранее существовавшей станицы Адербиевской Шапсугского берегового батальона, который базировался на побережье Черного моря в первые годы после окончания Кавказкой войны. [1,c.3] После расформирования полка в 1870 г. статус населенного пункта изменился, став деревней, а затем активно заселяемым селом.
В начале XX века, во время бурного развития поселка, состоятельные жители на собранные средства в 1906 г. построили великолепную каменную церковь, посвященную Святому Николаю Чудотворцу, взамен утраченного первоначально деревянного храма, сгоревшего при ударе, попавшей в него молнии, в результате чего, на сходе сельчан, решено было построить новую церковь Святого Николая Чудотворца из камня.
Первый Отец-настоятель Дмитрий был грек, и вел службу на греческом языке. В этническом составе села начала XX века преобладали греки, которых было порядка 60 %, остальные 40 % составляли русские. И греки, и русские казаки, как глубоко православные люди, имея разную культуру и традиции, объединенные единой верой, единогласно решили возвести каменный храм.
В 1906г. в церкви Святого Николая Чудотворца состоялась первая божественная Литургия.
Храм в селе Адербиевка среди других сельских церквей, на тот момент, отличался красотой декоративного убранства, отделкой, росписью, внешним видом, техническим обеспечением. На территории, рядом со зданием церкви, была расположена церковно-приходская школа, в которой занимались с 1-го по 4 класс.
В Черноморской Епархии, выделенной из состава Сухумской в конце мая 1919г., по Богослужению, уставу, своей архитектуре храм являлся передовым для своего времени.
В годы советской власти храм Святого Николая Чудотворца был фактически разрушен, и восстановление здания церкви в селе Адербиевка выполнялось на основании сохранившихся фотодокументов и рассказов очевидцев.
По сведениям настоятеля храма Отца Алексея, архивные документы, относящиеся к строительству церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начала XX века, были безвозвратно утрачены в 1990-х гг. во время военных конфликтов в Абхазии. В 1885г. при разделении Кавказкой Епархии приходы Черноморского округа отошли образованной Сухумской Епархии, документы, относящиеся к Епархии, хранились в Абхазском Государственном архиве города Сухуми, который был уничтожен в грузино-абхазскую войну.
Предположительно имя архитектора церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка не сохранилось. Вероятно сооруженный храм, не имел аналогов в проектах других церковных зданий, но существуют «два родственника», немного раньше в 1894–1896гг. был построен храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Прасковеевка и, одновременно со строительством церкви в селе Адербиевка, в 1906 г. возвели храм Святого Николая Чудотворца в поселке Архипо — Осиповка.
По характеру технологии кладки стен и ее облицовки все церковные здания имели определенную идентичность друг с другом. По первоначальному виду фасадов храма Святого Николая Чудотворца в селе Архипо-Осиповка и церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начала XX века, возможно, предположить, что возведением трех культовых сооружений занимались одни и те же рабочие-строители, под авторским надзором одного архитектора. Храмы имели отличие в архитектурном силуэте внешней формы зданий и, в настоящее время, храм Святого Николая Чудотворца в селе Архипо-Осиповка восстановлен с использованием красного кирпича в значительной мере. Церковь Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начали восстанавливать в 1997г., когда храм, запечатленный на старинных фотографиях, представлял собой руины.
На основании документальных источников, сохранивших изображение церкви Святого Николая Чудотворца, в Геленджикском управлении по архитектуре и градостроительству, были подготовлены необходимые мероприятия по проведению восстановительных работ архитектором А. В. Криштопчиком и инженером-конструкторм В. П. Попандопуло.
Красивое каменное здание церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка с колокольней выполнено в неовизантийском стиле, в т. ч. интерпретации русско-византийского направления характерного для эволюции стиля конца XIX –начала XX вв. [2,c.219]
Во второй четверти XIX века попытки возрождения национального направления в архитектуре, живописи и прикладном искусстве обозначаются словом византийское, византийский стиль. В нем содержится указание на европейские корни русской национальной культуры (Византия — прямая наследница античной Греции), но сам термин содержит указание на то, что существенно отличает русскую культуру от западноевропейской — на ее принадлежность к византийскому кругу и восточной разновидности христианства — православию. [3,c.84]
Храм Святого Николая Чудотворца села Адербиева был полностью восстановлен, с сохранением своего изначального облика на 97 %.
Над компактным основным объемом храма Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка возвышается восьмигранный световой барабан, опоясанный непрерывной лентой полуциркульных окон с выступающими из стены над ними архивольтами полукруглой формы. Декорирует верхнюю часть барабана высокий карниз, пластично связывающий его с главой луковичной формы. Подоконное пространство декорировано непрерывным по всей длине карнизом примерно ½ меньше высоты верхнего.
Центральную главу окружают низкие декоративные барабаны, увенчанные малыми главками: пятиглавие отвечало православному греческому канону. Металлическое покрытие луковиц, имитирует черепицу, применение которой использовалось в византийских строительных традициях. Пять позолоченных глав завершаются золоченными православными восьмиконечными крестами. При сохранении признаков наиболее распространенных в провинциальном сельском зодчестве архитектурной композиции — пятиглавие, сочетании компактного главного объема и колокольни над западным притвором — соотношение между объемами главного и боковых куполов, высоты колокольни и центральной главы, массы храма и объема колокольни выглядит гармонично. Форма силуэта храма удачно воспринимается с разных сторон, его силуэтную линию дополняют луковичные главки, которыми увенчаны купола храма и колокольни, прием который редко встречается в произведениях византийского стиля. [4,c.37]
Общая высота храма составляет около 21,5 м. В плане бесстолпная церковь по своим пропорциям напоминает латинский крест, имея общую длину по оси Запад — Восток порядка 20,5 м. и ширину 15 м. Однако, согласно конфигурации расположения выступающих частей церкви в плане: полуциркульной апсиды в восточной части здания и трех притворов с западной, северной и южной сторон, она условно приближена к греческой форме равноконечного креста. Скошенные углы главенствующего куба, к которым примыкают дополнительные объемы, создают необходимый переход между прямолинейными и криволинейными формами.
Фасады стен южного и северного притворов завершаются фронтоном, обрамленным по всему треугольному периметру карнизом.
К немногочисленным декоративным деталям экстерьера храма Святого Николая Чудотворца относится использование, распространенных в конце XIX — начале XX вв. в московском зодчестве XV — XVII вв. формы килевидных очертаний. Фасады храма украшают перспективные порталы с килевидным завершением, окна с наличниками килевидной формы. В облицовке гладкой поверхности стен храма использован плинф, выполненный из тесаного известняка цвета охры, церковь Святого Николая Чудотворца лишена характерной полосатой кладки, отличающей византийские постройки.
Объем храма членится по горизонтали непрерывным по длине подоконным карнизом и бордюром — валиком по линии цоколя здания. Декоративный элемент «сухарики» присутствует в отделке карнизов основного объема здания и фасадов трех притворов храма.
Церкви в византийском стиле часто сооружались с колокольнями — свободно стоящими или составлявшими единое целое с храмом. Тип шатровой колокольни представлял собой многоярусную композицию из поставленных друг на друга прямоугольных и восьмигранных в плане объемов. Верхние ярусы (или ярус) с открытыми арками звона и венчание в виде шатра — восьмигранные.
Над западным притвором храма Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка расположена трехъярусная колокольня с внутренней винтовой лестницей, ведущей на второй ярус. На параллелепипед первого яруса поставлен кубик звона над которым расположен восьмигранник третьего яруса, так же предназначенный для развески колоколов и прорезанный арочными окнами по стилевому приему, использованному в теме основного объема церковного здания. Колокольню венчает высокий шатер, завершенный позолоченной главой на восьмигранной шее с православным крестом.
После восстановления храм претерпел некоторые изменения по сравнению с первоначальным обликом: угол наклона кровли был незначительно увеличен, увеличилась высота шатра над колокольней, четыре декоративных барабана вписаны в общий стиль здания характером дублирующего декора центрального барабана.
Современные полы храма выполнены из белого мрамора с использованием технологии «теплый пол».
Внутри, интерьер церкви Святого Николая Чудотворца оштукатурен известковой штукатуркой под росписи.
Здание храма Святого Николая Чудотворца на улице Октябрьской, имеет для села градообразующие значение, доминируя в панораме села и отмечая вертикалью своего сооружения, центр поселка и основную дорогу.
Село Архипо-Осиповка расположено на берегу Черного моря и входит в состав муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края.
Рис. 1. Храм Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка
Рис. 2. Храм Святого Николая Чудотворца Архипо-Осиповка
Название селу дано в честь рядового русской армии Архипа Осипова, совершившего героический подвиг самопожертвования в 1840 году при обороне укрепления Михайловского, стоявшего на месте нынешнего поселения.
Достопримечательностью села является памятник архитектуры XX в. — храм Святого Николая Чудотворца, построенный и освященный в 1906 году. По сведениям настоятеля храма, Отца Василия, до 1930 года храмовый комплекс церкви Святого Николая Чудотворца занимал обширную территорию, примыкавшую к фруктовому саду, и включал в себя пять зданий. Решение о строительстве церкви Святого Николая Чудотворца было принято в 1903 году по просьбе местных казаков, ходатайствовавших перед Николаем II о выделении необходимых денежных средств на сооружение храма в честь Святого Николая Чудотворца. Девять тысяч рублей, ассигнованных для возведения культового сооружения, не поступили в полном объеме, что послужило причиной искажения изначально задуманного облика церковного здания, приведя к уменьшению общей площади храма Святого Николая Чудотворца и постройки невысокой колокольни, не превышавшей высоты трех метров.
В 1930 году храм Святого Николая Чудотворца в селе Архипо — Осиповка был закрыт, затем разграблен и с течением времени подвергся сильному обветшанию.
Восстановительные работы начали проводиться с 1992 года, тогда была возведена новая колокольня и сооружен центральный купол над основным объемом церковного здания. Мероприятия по восстановлению храма Святого Николая Чудотворца и, в частности, его проект были подготовлены при участии геленджикского архитектора И. В. Моргунова.
Каменное здание храма Святого Николая Чудотворца в селе Архипо — Осиповка расположено на естественном возвышении рельефа, вследствие чего, приподнятое над жилой застройкой хорошо просматривается со всех сторон.
В архитектурном стиле храма Святого Николая Чудотворца использованы черты византийской модели, широко распространенной в провинциальном строительстве в конце XIX — начала XX веков. Культовое сооружение возводилось в четко структурированном и лаконичном силуэте, стены которого выполнены из красного рядового кирпича и местного камня песчаника, уложенного на известковом растворе. Цоколь — серый пиленый песчаник.
В 1995 году, при реконструкции храма Святого Николая Чудотворца, с северного и южного фасадов церкви, примкнув к апсиде полукруглой формы, из красного кирпича, сооружены угловые абсидолы, из которых северная — занята под ризницу. [5,c.15]
При проектировании современных церквей необходимо учитывать правильный отвод части общей площади здания под помещение для размещения алтаря, так как тенденция ее сокращения, усложняет проведение надлежащего обряда богослужения, что впоследствии, после завершения строительства храма, приводит к необходимости внесения дополнительных изменений в проект и вмешательства в архитектуру культового сооружения.
Изначально план храма Святого Николая Чудотворца условно представлял форму вытянутого латинского креста, лишившись чистоты восприятия, впоследствии устроенных позже дополнительных апсид, изменивших первоначальный вид плана. Общая длина храма Святого Николая Чудотворца составляет при ориентации запад — восток 21 200 м., ширина храмового сооружения 11 600 м.
Здание храма имеет пирамидальную композицию, свойственную византийскому стилю, хорошо просматриваемую с западного фасада, общая высота которой около 24 м. Храм Святого Николая Чудотворца венчают 7 глав луковичной формы с крестами, изготовленными в Волгодонске, позолоченное покрытие которых имитирует черепицу. Система двухъярусного барабана, поддерживает центральный купол здания, на основном мощном восьмигранном барабане диаметром 6020 м, опоясанном по периметру окнами полуциркульной формы с ленточными наличниками, расположен дублирующий его цилиндрический барабан вдвое меньшего диаметра, завершающийся конструкцией состоящей из восьмигранного шлемовидного купола несущего световую шею и венчающую ее главку. Помимо светового барабана с центральной главой, на основном объеме здания по диагоналям от главного купола размещены четыре меньших луковичных главки на глухих шеях. Отдельный купол на глухом цилиндрической формы барабане венчает конху алтарной апсиды.
Одним из основных декоративных элементов фасадов храма Святого Николая Чудотворца являются окна наборные наличники, которых декорированы подвесной аркой, оконные проемы с перемычками треугольной формы, пилястры стен, прямоугольные ниши поверхностного углубления, создающие гармонию вертикальных членений наравне с тягами окон, использование орнаментального мотива — сухарики и поребрика. Наружные стены северного и южного фасадов основного объема здания завершаются полуглавиями, акцентированных размещением в центре их полукружий архитектурной деталью по типу филенчатой конструкции — арка полукруглой возвышенной формы с малым полем выделения на плоскости стены.
Над западным притвором возвышается трехъярусная колокольня восьмигранной конструкции ступенчатого построения из кирпича, узкие окна полуциркульной формы с ленточными наличниками опоясывают грани первого и цилиндрический по форме третий ярус, связав между собой восьмигранник открытого яруса. В притворе размещена лестница для подъема на колокольню и хоры.
Колокольня, имея два яруса звона, оснащена девятью именными колоколами, отлитыми в Воронеже в 1999 г. на средства, пожертвованные депутатом Государственной Думы РФ С. Н. Шишкаревым.
В перспективном портале западного фасада входа в здание использован архивольт с условной опорой на полуколонки, выполняющие исключительно декоративную функцию. Для защиты от атмосферных осадков над порталом здания сооружен металлический козырек, усложненный элементами орнаментальной ковки. Над входной группой, отделенной от нее, двумя рядами гзимзов, расположены три оконных проема, выполненных по принципу тройного окна, с перемычками треугольной формы и архитектурными деталями в виде крестов. Под двускатной кровлей западной стены имеется венчающий карниз сложного профиля и орнаментальный поясок поребрика, который декорирует и ярусы колокольни. Конструкция стены имеет угловые архитектурные элементы, выполненные по типу декоративного консольного выступа. Горизонтальная структура экстерьера здания поддерживается цоколем темного цвета, поясками и карнизами.
Вход в храм Святого Николая Чудотворца со стороны северного фасада не является действующим, с южной стороны вход в здание осуществляется через дьяконник.
По характеру организации внутреннего пространства храм Святого Николая Чудотворца относится к бесстолпному типу. Поиск возможности обойтись без внутренних столбов в небольших храмах велись издревле, причем основой для них служила все та же крестово-купольная система. По существу в таком сооружении за основу принимают ядро крестово-купольного храма, несущие столбы которого располагались в углах здания, а проемы между ними закладывались стенами. Выступы, образуемые при пересечении стен здания храма Святого Николая Чудотворца, создают четыре мощных вертикальных опоры, соединенных между собой арками, несущими своды. Они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. К центральному кубическому объему примыкают рукава четырех прямоугольных параллелепипедов, перекрытых цилиндрическими сводами и ориентированные по сторонам света.
Восточный конец здания завершается полукруглой нишей (апсидой), в которой находится алтарь. В 1997 г. хоры, сооруженные из бетона, разделили западное крыло храма Святого Николая Чудотворца на два уровня, которое имеет общую высоту, приближенную к 7 метрам. Пол в здании церкви деревянный. Стены декорируют живописные панно на евангелистские сюжеты, выполненные в академической манере конца XVIII-XIX вв. известным краснодарским художником-реставратором В. С. Сухоруковым. Резной позолоченный пятиярусный иконостас изготовлен резчиком Ю. И. Федченко. Изящное золоченое паникадило доставлено для храма из Софрино в 2000г.
Храм Святого Николая Чудотворца является доминантой архитектурного комплекса, в состав которого входит церковная лавка, в прошлом сторожка, и восстановленное прекрасно оборудованное трехэтажное здание церковно-приходской школы, бывший дом дьякона в 1909–1910гг. Архитектурный комплекс храма Святого Николая Чудотворца в селе Архипо-Осиповка акцентирует не только исторически сложившийся общественный центр поселка, но и является средоточием духовной жизни прихожан.
Литература:
Топонимика Геленджика и его окрестностей: Сборник. Вып 3. Населенные пункты / сост. Т. Г. Мигун. Геленджик, 2008.
Геленджик: 180 лет исторического пути / Адм. муницип. образования г.- курорт Геленджик; рук. проекта В. А. Хрестин; сост. е.Д. Курс и др. Краснодар, 2011.
Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиция древнерусского и народного искусства XVIII- начало XX века. М.,1997.
Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX — начало XX века. СПб., 2005.
Партина А. С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. М., 2001.