Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.11.2019

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Огузов, В. Б. Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР) / В. Б. Огузов, А. М. Огузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64314/ (дата обращения: 17.12.2024).



Реалии сегодняшней действительности показывают, а научные исследования многих ученых отмечают важность традиционных культур народов в век компьютеризации и новых технологий. Система обучения детей не только пользованию бытовыми вещами, но и непосредственное участие юных исследователей в создании и изготовлении элементов предметного мира совместно с взрослыми становится все актуальнее. Необходимо, чтобы такая созидательная деятельность вызывала у них чувство сопричастности в возникновении нового и значимого. Возможности декоративно-прикладного искусства в большом многообразии воспитательных потенциалов видов искусства огромны, в особенности на современном этапе и в этнорегионах.

Народы Карачаево-Черкесии, ведущие традиционный образ жизни, который основан на разведении скота и ведении сельского хозяйства, сохранили многие элементы традиционной культуры, в первую очередь — материально-предметной. Широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались (и поныне пользуются) эти народы, по праву можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. В их жизни данные предметы имеют особое значение, которое не исчерпывается утилитарными нуждами. Полагаем, что именно декоративно-прикладное искусство наряду с магической, культово-обрядной, ритуальной практикой (и генетически связанной с ней игрой) в традиционных культурах выступало тем универсальным видом деятельности, в котором члены общности находили источники для своего личностного роста. В исторических описаниях развития социально-бытовых условий народов, виды деятельности декоративно-прикладного характера относятся к древнейшим типам развивающих социальных практик, в которых принимали участие и взрослые и дети.

Наш интерес к декоративно-прикладным видам искусства абазин — не просто дань уважения к культурным традициям и духовным ценностям, а это обращение к виду деятельности, в котором скрыт мощнейший источник всестороннего развития ребенка, его становления, как субъекта культуры конкретного этноса. Он должен оперировать смело и уверенно возможностями языковой культуры, трудовой деятельности, музыкальной культуры, фольклорных сюжетов, различных видов игровой деятельности и т. д. Именно через такой перечень составляющих жизнь и быт народа развивается язык и культура, как дефиниции. Языковая культура дает возможность четко определить развитость и духовное богатство каждого представителя народа. Владение терминологией, развитость понятийного аппарата в языке — вот на что мы хотим сегодня обратить внимание молодого поколения, которое чувствует большой дефицит общения на родном абазинском языке. Рассмотрим все вышеобозначенное на возможностях декоративно-прикладного искусства абазин.

Одним из самых распространенных видов прикладного искусства абазин, как и соседствующих народов, было кузнечное ремесло. Абазинские кузнецы изготовляли простые, но изящные, доведенные до совершенства, изделия из металла (айха): цепи и крюки для подвешивания котла и мяса, щипцы, вертела, различные по назначению ножницы (псарт), стремена (щк1ла), подковы (наль) и другие части конской сбруи. Они также чинили косы (тшбыг), серпы (хьщрып) и другие предметы домашнего быта. Кузнец (жьи) был почетным и уважаемым мастером. Каждая община имела своего кузнеца. Максимум выдумки и мастерства кузнецы вкладывали в железные штампы — тавро (дамыгъа), — применявшиеся для метки скота. Точность довольно сложного рисунка была обязательной, так как некоторые тамги отличались друг от друга небольшими изменениями формы отдельных элементов. Некоторые кузнецы славились изготовлением по заказу ажурно сплетенных кроватей (чвартаг1вы), детских люлек (гара), традиционных кованых ограждений могил (хъальаг1вына). Мастера металла славились умением от начала и до конца изготавливать тачанки, линейки, ковали кинжалы и ножи с изображением фамильной или родовой тамги.

Обработкой шерсти (ласа) и изготовлением из нее предметов бытовой утвари и одежды (чг1выча) занимались женщины. Мастерицы обладали изысканным вкусом, чувством цвета (чвапш) и орнамента (тхьыпхь). Они делали войлочные изделия (ц1г1вып1а), пряли нитки (рахъвахыхара), изготовляли сукно высокого качества и т. д.

По орнаментальному украшению войлочные ковры (къадаба) абазинских мастериц отличались от изделий соседних народностей зооморфным орнаментом в сочетании с растительным. Узор на войлоке мог быть вшитым (тадзахра), валяным (тарышвра) или исполненным в технике аппликации (акврышвра, аквыдзахра)). Цветовой колорит был сдержанным: черный (квайч1ва), серый (г1вабджьа)ибелый (шк1вок1ва), т. е. натуральные цвета. Кроме того, вводились элементы из крашенной шерсти, для чего использовали отвар коры (ац1ла ачва) и корней (щайдза) различных пород деревьев (ц1ла жла) ирастений (г1айыра).

Производство войлока требовало больших усилий целой группы людей. Бурки (уап1а) абазинских мастериц отличались белизной и чистотой материала, аккуратностью и плотностью сбитой шерсти. Изготовление сукна требовало от мастериц более тщательной обработки шерсти, тонкого прядения и изнурительного процесса сбивания ниток. Сукна делились на различные виды и сорта в зависимости от назначения.

Абазинские мастерицы из сукна изготовляли черкески вымжвы), башлыки (башлыкъ), суконные рубахи (асы), атакже штаны (айква). Наиболее известными изделиями из шерсти были бурки (уапа), тонкое сукно (чуха), белое грубое сукно (шарбал), войлочные ноговицы (уабчвамсы), шляпы (уабчвахъылпа), кошма гвыпа), потники для седел вдыруапа)и т. п.

Из дерева делалась всевозможная домашняя утварь. Использовалась в основном древесина крепких пород деревьев, таких как бук, груша, клен, чинара, вишня и т. п. Лучшие тонкостенные чаши вырезали из твердых наплывов древесины с последующим вывариванием в котле с корой вишни, что придавало им различные сочные оттенки. Долбленая чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш по своей пластике были индивидуальными произведениями искусства мастеров. Изделия не всегда снабжались дополнительными украшениями в виде резьбы или насечки. Роспись вообще не применялась, изящно оформлялись кружки и цельновырезанные глубокие чаши, ручки которых делались часто в виде стилизованных бараньих голов. На внешней стороне чаши иногда вырезались тамги почетных гостей, которых угощали кислым молоком или другими напитками. Гордостью служили чаши с наибольшим количеством тамг. Принадлежность посуды определялась изображением метки на ручке. Для изделий абазин были характерны легкие резные украшения в виде геометрических орнаментов и волнистых линий.

Абазинские мастера по дереву очень искусно изготавливали диваны, шкафы, детские люльки, зимние санные упряжки. Было хорошо развито бондарное дело, изготовление ведер, корыт, крупорушек, сельхозинструментов, колес для бричек, амбаров для хранения зерна и других продуктов. К разновидности использования древесины относится и такой вид прикладного искусства, как плетение (алапара) орешника и хворостины для строительства дома или кормушки (лухъара) и загона для скота (х1амач), а также амбаров для хранения зерна. Каждый мастер по-своему украшал изделия, вплетая узоры из более крупных или тонких хворостин, а также с помощью различных уплотнений рядов плети. Специфическим орнаментом украшались верхние части подпорных столбов внутри жилищ; нижняя часть этих столбов обязательно обрабатывалась специальным раствором и закапывалась в землю.

Изготовленные из рога (тш1г1ва) и крепких пород древесины газыри (х1азыр) ручки кинжалов (къама хва), приклады ружей (швокь щхъва) были неотъемлемой частью украшения одежды горцев. Кроме того, из этих материалов изготовлялись многие элементы украшения предметов быта и внутренняя часть жилищ.

Умение вышивать (тыдзахра) особо ценилось у горянок. Платья отличались богатым орнаментом вышивки. Узоры на одном платье не были похожи на другие. Вышивкой украшались и ниши для газырей на черкеске, воротники мужских рубах, наволочки, детские пеленки, женские платки. Годами вышивали подарочный набор девушке к свадьбе. Элементы вышивки применялись и на войлочных изделиях. Особыми видами плетения из ниток делались бубоны и подвески на головные уборы женщин и мужчин. Было распространено узорное, нежное, воздушное зашивание куриного или голубиного яйца (тадзахра). Это искусство становилось своеобразным конкурсом при выборе невесты.

Некоторые элементы шорного ремесла выполнялись также женщинами. Они умело кроили хорошо подготовленную кожу (щамакъчва), резали и раскатывали кожаные нитки, шили принадлежности седла (к1вдыр), хомута; необычно теплыми были набитые соломой или кошмой кожаные ноговицы (гванчрыкъв), телогрейки и т. п. Женщины занимались также крашением (шра) идублением (рч1вра). Славились мастера шорного дела. Для сшивания изделий из кожи применяли еще и сухожилия (адаш) крупного рогатого скота. Кстати, такие сухожилия применялись в качестве струн некоторых музыкальных народных инструментов.

Абазинские мастера внесли свой творческий вклад в изготовление народных музыкальных инструментов: скрипок (апхарчакь), дудок ыжкыж), свирелей (ацарпына), трещоток (апхарчакь). Все эти инструменты украшались орнаментами в технике выжигания либо инкрустацией из цветных пород древесины или костяных пластин.

Народные мастера художественной резьбы (тыхтш1ыхра, тапкъра) украшали и изделия из камня (х1ахъвы). Резьбой по камню украшались элементы жилищных строений, надмогильные камни (син), жернова мельниц (х1ахъвдзылу). На надмогильных камнях изображались фамильные тамги, кинжал или ножницы, по которым определялся пол умершего. Из цельных глыб камней делались ступы (тасга), в которых сбивали шелуху с предварительно замоченных зерен кукурузы (нартыхвцыра), крупорушки (хърыг1вга), точильные камни (макьа) и т. п.

Таким образом, именно декоративно-прикладное искусство являлось в традиционных культурах универсальным видом деятельности, в котором члены общности находили источники для своего личностного роста и развитие социально-бытовых условий.

Литература:

  1. Тхайцухов М. С. Очерки истории абазин конца 18–19 вв.- Сухум, 1992., с.94.
  2. Тугов В. Б. Царакуж Я.(на абазинском языке)-Черкесск, 1987., с.32–52.
  3. Чикатуев М. Х. Абазинские всадники. (на абазинском языке). Черкесск. 1969., 112 с.
  4. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, "Эль-Фа”-1999., 347 с.
  5. Смыр Л. Х. Абазинско-русский словарь названий растений..Черкесск.1999., 95с.
  6. Лафишев П. И. Абазинско-русско-латинский биологический словарь.Черкесск. 2000.,334 с.
  7. Бежанов М. Х., Шебзухова Л. К. Нравственное воспитание через возрождение национальных традиций. Черкесск. 2000., 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, изделие, вид, вид деятельности, камень, личностный рост, универсальный вид деятельности, хранение зерна, член общности, языковая культура.


Похожие статьи

Развитие и анализ потенциала народных промыслов финно-угорского пространства (на примере Республики Мордовия)

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное развитие

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Фольклор Арзамасского края и историческая действительность

Традиции русского устного народного творчества в рок-поэзии

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области

Паразитарные заболевания и новые подходы борьбы с гельминтозами (на примере Бухарской области)

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Похожие статьи

Развитие и анализ потенциала народных промыслов финно-угорского пространства (на примере Республики Мордовия)

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное развитие

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Фольклор Арзамасского края и историческая действительность

Традиции русского устного народного творчества в рок-поэзии

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области

Паразитарные заболевания и новые подходы борьбы с гельминтозами (на примере Бухарской области)

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Задать вопрос