Декоративно-прикладное искусство в дизайне современного интерьера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Нурудинова, А. М. Декоративно-прикладное искусство в дизайне современного интерьера / А. М. Нурудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119774/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьера, связь прошлого и современного. Возможность сохранения традиционной культуры в новом прочтении.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, изделие, керамика, орнамент, интерьер.

Декоративно-прикладное искусство неразрывно связанно с историей человечества, сопровождая человека на протяжении веков оно не только украшало быт, но и являлось выражением культурного кода народа, иллюстрацией, зашифрованной в символах.

Декоративно-прикладное искусство занимает большой пласт в деятельности людей и охватывает собой большое разнообразие утилитарной и творческой деятельности человека. Оно направленно на создание изделий отвечающим сразу нескольким запросам, от конкретной (утилитарной) деятельности, до эстетической обоснованности.

К декоративно-прикладному искусству относиться большое количество разнообразных изделий. Это и ковры, различные по применению ткани, ювелирные украшения, изделия из дерева и камня и многое другое. Часть этих изделия является самостоятельными предметами быта, а часть только декором.

Керамика считается одним из древнейших видов деятельности человека и так же одним из самых древних и распространённых по всему миру видом декоративно-прикладного искусства.

Керамикой называются обожженные изделия из глины с разными минеральными примесями. Термин образовался от греческого κέραμος — «глина» — и κεραμική τέχνη — «гончарное искусство». Согласно самой распространенной версии, в Древней Греции это слово произошло от названия афинского района Керамик, где селились гончары [4].

Уже древние мастера начинают работать не просто с глиной, а подбирают смеси из различных пород глины.

Древнюю глиняную посуду ученые нашли и в Восточной Азии: в Китае обнаружилась керамика возрастом около 20 тысяч лет, в Японии — около 13 тысяч лет. Позже гончарный промысел расцвел в Месопотамии и Египте и особенных высот достиг в Древней Греции: многие музеи хранят знаменитые греческие вазы амфоры с тонкой росписью [4].

Разнообразие видов керамики как в виде материала, так и в виде изделий и их предназначения приводят к тому, что, как и жилища древнего человека так и современные интерьеры наполнены различными видами керамических изделий. Так керамика, становиться ярким примером интеграции декоративно-прикладного искусства в интерьер на всех этапах развития человечества. К примеру, азиатские вазы, кочующие из века в век из интерьера в интерьер в неизменном виде технологии производства и способа, стиля декора.

Чайный сервиз «Любава». Автор росписи: Анастасия Рязанцева. Фото Объединения «Гжель»

Рис. 1. Чайный сервиз «Любава». Автор росписи: Анастасия Рязанцева. Фото Объединения «Гжель»

Декоративно-прикладное искусство начиная с древних времен получило широкое распространение, но в век промышленной революции привел к угасанию изделий, выполненных ручным способом. Так Уильям Моррис в своем «Движении искусств и ремесел» выдвинул идею превосходства ручного труда над машинным производством. Он считал, что вещи, созданные машинами, не отвечают эстетическим и духовным ценностям, более того такие безликие изделия пагубно воздействуют на психику человека и на подрастающее поколение.

Моррис рассуждал так: «…все, что делается человеческими руками, имеет форму либо прекрасную, либо уродливую: прекрасную, если она гармонирует с природой и соответствует ей; уродливую, если она не соответствует природе и извращает ее…» [5].

Он настолько был поглощён идеей создания идеального интерьера, соответствующего всем его запросам, что построил дом, отвечающий его идеологии. В этом доме все было создано и спроектировано самим Моррисом и его друзьями и коллегами. Действительно сохранившийся дом и интерьеры выражают характер владельцев, личные художественные вкусы, он уникален благодаря индивидуальным изделиям, наполняющим его. Моррис создавая интерьеры своего знаменитого красного дома продумывает весь интерьер и все изделия, более того буквально создает всю обстановку красного дома.

Таким образом, можно приди к выводу, что интерьер может отвечать не только современным тенденциям, но и с помощью грамотного наполнения изделиями декоративно-прикладного искусства характеризовать взгляды или культурную принадлежность хозяев. Интерьер, его предметы могут буквально «воспитывать» в человеке хороший вкус, любовь и уважение к ручному труду, умение отличить действительно качественный продукт от плохого, плохо сконструированного и исполненного изделия.

В современной истории главенствует разнообразие в художественных вкусах и некоторая эклектика, конечно это касается в первую очередь и интерьеров.

Унцукуль — насечка серебром на дереве

Рис. 2. Унцукуль — насечка серебром на дереве

В современном мире существует запрос на порядок и в то же время на эстетическую наполненность окружающего человека пространства, это касается не только жилых помещений, но и общественных и рабочих пространств.

Понятие академического стиля требует от дизайнера следовать канонам того или иного стиля. Эклектика же в свою очередь подразумевает грамотное и цельное смешение различных стилей и эпох. Тенденции современного общества показывают, что человек все больше желает изучить и погрузится в культуру народа. Изучить тенденции развития декоративно-прикладного творчества, его символы и послания.

Массовость и «одинаковость» словно «приедается» и на первый план начинает выходить индивидуальность, но не кричащая и не заявляющая о себе мебель в виде нестандартных форм или ярких, кислотных цветов, а то, что связывает человека с культурой народа с его многовековой историей, в связи с чем изделия декоративно-прикладного искусства становятся вновь актуальными, появляется запрос не в слепом использовании изделий декоративно-прикладного искусства, а в создании на их основе, новых, современных форм.

Те тенденции, которые уходят от нас нельзя назвать плохими, но человеку свойственна смена деятельности, смена выражения окружающей среды.

Изделиями выполненными в ручную по старым образцам и канонам, изделиями декоративно-прикладного искусства можно менять интерьер несколькими способами первый из них это интеграция в уже существующий интерьер таких изделий для изменения его визуального восприятия и эмоциональной отдачи.

Второй вариант, когда сами изделия диктуют стилистику и образ будущего интерьера, становятся его отправной составляющей.

Важным становиться понимание не только красоты изделий декоративно-прикладного искусства, но и смысловой нагрузки, которую они несут в себе.

Жестовский поднос в интерьере. Фото из сети Интернет

Рис. 3. Жестовский поднос в интерьере. Фото из сети Интернет

Также интересна и другая тенденция, когда в ар-объекты или детали интерьера встраиваются не сами изделия декоративно-прикладного искусства, а способы их изготовления или элементы декора, например резьбы или росписи. К примеру, орнамент традиционный для какого-либо вида росписи по керамике применяется для изготовления панно или отделки стены.

Есть также и различное понимание декоративно-прикладного искусства в концепции интерьера. Если речь, к примеру, идет о жилом интерьере, то на первый план выступает комфорт и уют, позитивная эмоция, связывающая владельца с историей и таким связующим звеном как раз может вступись изделие декоративно-прикладного творчества.

В том случае, когда мы говорим об общественном интерьере, то изделие декоративно-прикладного искусства может нести иную, функцию, украшения, информативную, подчеркивания колорита места и его культурной составляющей.

Таким образом декоративно-прикладное искусство в современном интерьере не просто получает новый виток развития и применения, но и возвращает нас к исходному началу творчества давая возможность для нового развития.

Литература:

  1. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Власов В. Г. —. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012 — с.11–14 c.
  2. Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII-первой половины XIX века [Текст] / Пронина И. А. —.М: Изобразительное искусство, 1983–311 c.
  3. Герасимова А. А. Цветоведение: колористические возможности при проектировании художественных изделий из металла: учебно-методическое пособие / Герасимова А. А. —. — Магнитогорск: ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 2017.
  4. Керамика. Культура.РФ https://www.culture.ru/s/slovodnya/keramika/?ysclid=m3a4fg2ruw636253220
  5. Уильям Моррис. «Величайшая сторона искусства — это искусство будничной жизни»... dzen.ru https://dzen.ru/a/Y-e1sAROAUfamRcu
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, изделие, интерьер, декоративно-прикладное творчество, Древняя Греция, культура народа, ручной труд.


Похожие статьи

Задать вопрос