Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Ядгаров, Н. Д. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана / Н. Д. Ядгаров, Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49386/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения.

Ключевые слова: Абр, кашкар — балдок, палак, гулкурпа, зардевор, кирпеч, икат, румча, колиб, палак, шокоса, сандалпуш.

Истоки декоративно-прикладного искусства Узбекистана уходят далеко в глубь веков и отличается самобытным и эксклюзивным творчеством народных мастеров и ремесленников, которые передают свое умение из поколения в поколение. В создании уникальных образцов изделий, они вкладывали в каждую вещь частичку своей души. Среди них драгоценные ювелирные изделия бухарских мастеров, которые отличались своей превосходностью, украшение жилища, неповторимая абровая ткань, домашняя утварь и множество других изделий народно прикладного искусства.

Тесно связанное с обычаями, традициями и жизнью народа, они были самым массовым видом прикладного искусства.

Современные ремесленники, бережно сохраняя традиции в декоративно-прикладном искусстве, в течении многих лет творчески развивали и обогащали виды этого искусства.

Изготовленные изделия этих мастеров отличаются разнообразием, богатством творческой фантазии и технических приемов. В каждом произведении отражается поэтическая душа узбекского народа, его мудрость, талант и, стремление к прекрасному.

Каждый прибывший в нашу солнечную страну гость, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и о ее жителях. Изделие прикладного искусства, выполненное руками мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой Узбекистана.

Путешествия по Узбекистану, «золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, остается незабываемое впечатление и добрая память от архитектурных памятников Бухары, Самарканда, Шахризабза и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия».

Гончарное искусство в течении многих веков являлось самым развитым видом ремесла в Узбекистане. Поливная и неполивная керамика, отличалась большими особенностями, которая проявлялась в неповторимости форм орнаментального декора и колорите. Недалеко от Бухары, в городке Гиждуван из рук керамиста в шестом поколении Алишера Назруллаева, создаются разнообразные керамические блюда, вазы, шокосы, и чаши. В его произведениях мы часто встречаем национальные ритмические узоры «абр», которые якобы, предохраняют от недоброго глаза.

Сегодня они отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией смелой фантазии, удивительным волшебством орнаментального решения и тонким чувством стиля в выборе цвета.

Высококачественными исполнениями отличаются изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью. Тонкость и богатство узоров, инкрустация роспись, присущи медной чеканки бухарских мастеров. Бухарские мастера прошли школу известного народного мастера усто Салима Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре еще в 60-х годах.

При использовании традиционной формы изделий декора и технологий, мастера ведут поиск новых средств художественного выражения. Часто в оформлении подносов и блюд, изображаются исторические памятники древней Бухары. Благодаря нарядности декора и изяществу формы, эти изделия стали прекрасным памятным сувениром для гостей.

Любители национальных женских украшений не оставят без внимания изделия ювелиров Бухары и Самарканда — традиционные серьги кашгар-балдок и серьги — куполки, позванивающие подвесками, браслеты и кольца с излюбленными на Востоке камнями — жемчугом, рубином, бирюзой.

Любители узбекской ручной вышивки — «каштачилик» знают, что каждый элемент узора, вышитый на одежде или сюзане, имеет древнее магическое значение и служит оберегом. В Узбекистане почти во всех регионах изготавливали и красили шелк природным способом для вышивки. Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышитой вручную сюзане. Интерьер украшали такими прекрасными изделиями, как «палак», «гулкурпа», «зардевор», «чойшаб», «кирпеч» и другие. Кроме того, такие предметы быта, как «сандалпуш», «жойнамоз», покрывало для зеркала, чехлы для расчесок, жакеты, подол платья и воротники, также украшались вышивкой.

В искусстве вышивки различается исполнительское мастерство каждого региона. Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставляет незавершенным один завиток — по народному поверью, полностью законченная вышивка может положить конец жизни женщины. Бухарские вышивальщицы в своих изделиях предпочитали швы «босма», «дол», «ироки». К числу традиционных центров вышивания сюзане, чаще всего относятся Бухара, Нурата, Шахрисабз, Самарканд и Ташкент.

Бухарское золотошвейное искусство славиться во всем мире. Мастера золотыми нитями вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары. Традиционный центр этого вида ремесла — Бухара, который по сей день популярен среди молодёжи. Мастера производят продукцию, выполненную в лучших традициях бухарского золотого шитья.

Наконец, подлинная жемчужина в ожерелье ремесел узбекского народа — это ткани ручной выделки. Уже в середине I тысячелетия ткачи Самарканда и Ферганской долины ткали из шелка-сырца, привезенного из Китая, драгоценные ткани. В семьях ткачей выкармливали гусениц тутового шелкопряда, а затем, на домашних станках, ткут разнообразный адрас, полушелковый атлас, шои, полушелковый полосатый или однотонный бекасам. Очень славятся в Узбекистане ручные абровые ткани, вытканные из шелковых нитей. Название полученного таким способ узора «абр», переводится как «перевязанное облако».

Икат — это оригинальная техника, представляющая собой особый способ поэтапного окрашивания пучков нити в определенном цвете. Для изготовления рисунка использовалась пряжа разной толщины и плотности и являлась сложнейшей технологией ткачества, которая выполняется вручную. Само слово «икат» происходит от малайского глагола mengikat и означает «связать и обвить все вокруг». Только опытные и профессиональные мастера умели создавать оригинальные ткани-икаты. Технике обучались с раннего детства, причем секреты этого искусного ремесла передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.

В Узбекистане существовали разные школы и направления создания икатов, над которыми трудились целыми династиями. В XIX веке важнейшие центрально — азиатские города-оазисы, лежавшие на Великом Шелковом пути и ныне расположенные на территории современного Узбекистана, были центрами по созданию и изготовлению элегантных и неповторимых по узорам икатов.

Национальная одежда узбекского народа имеют свои самобытные, неповторимые черты, сегодня современный халат уже не то одеяние, каким оно было сто лет назад. Мужской чапан, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует о его архаичности. Шили чапан без подкладки, с тонкой и тёплой подкладкой, в зависимости от времени года. Воротник, подол и края рукавов обшивали вручную связанной тесьмой. Пошив женского халата отличался покроем и тканью. Воротник женского халата довольно открытый и широкий, рукава короче, но свободнее и шире. Среди жителей Бухары и Самарканда были очень распространены лёгкие халаты «румча», которые слегка прилегали в области талии.

Национальные вышитые головные уборы — тюбетейки, украшали всех — и седину мудреца, и косу невесты, и младенца. Тюбетейка — «дуппи» или «калпок» — это круглый или островерхий головной убор, покрытый ручной вышивкой или тканым узором.

Многие мастера резьбы по дереву изготовляют из абрикосового дерева «колиб» — штампов для традиционной ручной набойки тканей. Ташкентский мастер А.Рахимов, используя более десяти колыбов одновременно, создает уникальные орнаментальные композиции дастарханов для сервировки стола и для украшения интерьера. Да, наши предки умели украшать свой быт. Необычной красоты резные ганчовые стены, двери, украшенные резьбой по дереву, деревянная утварь, стены, покрытые изысканно вышитым «сюзане» и «палаком». Неотразимые, высококачественные изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью, славятся далеко за пределами нашей страны.

Тонкость и богатство узоров присуще посуде бухарских мастеров чеканщиков. Многие бухарские чеканщики прошли школу известного народного мастера усто Салима Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре. Наряду с использованием традиционных форм изделий, декора и технологий мастера чеканщики ведут поиск новых средств художественного выражения.

Шаг за шагом мы идём к вершинам мастерства и влечём за собой нашу молодёжь, убеждая, что красота, которая нас окружает — дело наших рук, было бы желание, терпение и любовь ко всему прекрасному.

Литература:

  1. Д. В. Нестерова Рукоделие: Энциклопедия М.:АСТ, 2007.-158с.
  2. Б.Курбонов, Э.Эрназаров «Прикладное искусство Узбекистана» Ташкент 2003, ООО “Dizayn Poligraf”; СП “SM-PRINT” -195с.
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Узбекистан, изделие, мастер, прикладное искусство, Самарканд, узбекский народ, женский халат, известный народный мастер, художественное выражение.


Ключевые слова

икат, Абр, палак, гулкўрпа, зардевор, кирпеч, колиб, шокоса, кашкар — балдок, румча, сандалпуш

Похожие статьи

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Похожие статьи

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Задать вопрос