Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 2667 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39477/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — торевтике.

Ключевые слова: торевтика, бодом, кошбодом, кандакори, чизма, шабака, калям, ранда, маскал, ислими, наккош

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят далеко в глубину веков. Современные умельцы и мастера, бережно сохраняя и продолжая традиции декоративно-прикладного искусства, творчески развивали его, обогащая новыми композиционными идеями, воплощенными в металле до совершенства. Их работы отличались разнообразием художественных форм, богатством творческой фантазии и техническими приемами. В каждом произведении отражена мудрость, поэтический порыв, душа народов Узбекистана.

В богатом и многоликом прикладном искусстве Узбекистана важное место принадлежит торевтике — искусству рельефной обработки художественных изделий из металла. Когда речь идет о торевтике Узбекистана древнего и средневекового времени, подразумевается производство художественных изделий из металла в то время в городах Средней Азии, которые располагались на территории современного Узбекистана.

D:\гулнора\Амалий санъат материал\мис буюмлар расми\4.JPG

Рис. 1.

Чеканка — художественная обработка меди, которая считается одним из древнейших видов народного искусства, и была издавна популярна среди местного населения. Ценились их декоративные качества, чеканная медная посуда выставлялась на нишах, как часть декоративного убранствах. Центрами производства орнаментированных изделий из меди, считалась Бухара, Хива и Коканд. Узбекская чеканка представляла собой различные приемы гравировки, более глубокая гравировка носит название — кандакори. Менее глубокая, чистая гравировка — чизма, так же употреблялась прорезная чеканка — шабака. Вместе с чеканкой, гравировкой и тиснением, часто применяли чернь, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни, цветные стекла и сургуч. Всю поверхность обрабатываемого предмета, покрывает геометрический и растительный орнамент. Самыми популярными и часто используемыми на старых изделиях элементами декора, были надписи, которые выполнялись арабским шрифтом, а порой буквы в различном сочетании. Наибольшей известностью пользовались чеканные изделия бухарских и хивинских мастеров, которые отличались красотой и пластичностью форм, строгостью мотивов орнамента и глубиной чекана.

В орнаменте современных мастеров — чеканщиков, начали появляться новые изобразительные элементы, в виде бодом (миндаль), кошбодом (двухсторонний миндаль), стилизованные коробочки хлопка и множество других национальных орнаментов.

Торевтика по числу уникальных образцов, своего рода шедевров различных эпох, по тематическому обилию мотивов и разнообразию художественно- технических средств и приемов торевтика Узбекистана значительно превосходит другие отрасли художественных ремесел. Благодаря непрерывности, которая развивалась на протяжении многих веков традиции в торевтике, выработались свои эстетические каноны, и достигло высокого совершенства мастерство исполнения. Произведения торевтики, чаще всего становились источниками распространения новых художественных изделий, так как изделия из металла пользовались большим спросом в торговле.

Вглядываясь в путь исторического развития торевтики народов Узбекистана, мы видим сочетание самых разнородных традиций. Среднеазиатским произведениям из металла всегда было присуще художественное своеобразие стиля.

Местные мастера — чеканщики по меди, создавали свои произведения из различных металлов: золота, серебра, меди, бронзы и латуни. Торевтика античности и раннего средневековья представлялась изделиями из серебра с позолотой, а начиная c XI века в Средней Азии и на всем Среднем и Ближнем Востоке, главной продукцией ремесленников — торевтов становятся изделия из меди и ее сплавов. В течение многих веков вырабатывались художественные каноны и совершенствовались приемы технического исполнения.

D:\гулнора\Амалий санъат материал\мис буюмлар расми\27.JPG

Рис. 2.

Множество коллекций медных чеканных изделий Узбекистана находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте. Уникальные образцы чеканки узбекских мастеров XIX- XX веков, хранятся в музее прикладного искусства в Ташкенте, в Самарканде, в краеведческих музеях Хивы, Бухары, Коканда и во многих городах. Имеются ряд частных коллекций в Узбекистане и за рубежом.

Особой популярностью среди них пользовались богато декорированные, инкрустированные изящные кувшины для воды, которые имели разные наименования и различались по своим силуэтам и формам. В коллекциях были всевозможные чашеобразные сосуды для воды и других жидкостей, различные бытовые изделия, сосуды для хранения всяких мелочей, шкатулки, приборы для курения, табакерки, письменные наборы из пенала и чернильниц, множество светильников, охотничьи барабаны и другие.

Не менее популярными в декоре золотых и серебряных изделий были и культово-мифологические сюжеты древнеиранского, эллинского и чаще местного среднеазиатского происхождения. Они включают образы мифологических и эпических героев, различных божеств, изображения фантастических существ и реальных птиц и животных.

D:\гулнора\Амалий санъат материал\мис буюмлар расми\8.JPG

Рис. 3.

О том, как развивалась торевтика в XVI — XVII века, можно судить по сведениям письменных источников того времени и изображениям на миниатюрах. До нас сохранилось славившееся в ту пору среднеазиатское вооружение. Убранные богатым чеканным узором и накладными украшениями из драгоценных металлов щиты, шлемы, сабли и кинжалы. Широкие пояса предназначались для знатных вельмож и полководцев. Ведущими центрами изготовления оружия и доспехов были Бухара, Самарканд, Хива и города Ферганской долины. В музейных коллекциях широко и наиболее полно представлена художественная чеканка Узбекистана XVIII — начало XX веков.

Приемы нанесения узора были повсеместно одинаковыми и сводились к следующим видам: чеканному, гравированному и ажурно-прорезному. Часто богато орнаментированная металлическая утварь, служила украшением интерьера зажиточных горожан, являясь показателем состоятельности ее владельца. Изделия медной чеканки создавались мастерами трех специальностей, медники изготовляли формы, лудили, литейщики отливали сосуды и части форм, то есть ручки сосудов, куполки на крышках, кончики носа и шарниры, чеканщики украшали изделия тонкой чеканкой и гравировкой.

Чеканка — тонкая ручная работа, которая выполняется довольно простым инструментом — калямом. Виды калямов очень разнообразны и применялись в зависимости от характера орнамента и техники нанесения узора. Вместе с этим в наборе инструментов имеется молоток и предметы для шлифования поверхности изделия после чеканки (ранда и маскал — тип напильников). Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия, опытные мастера чеканщики знающие множество узоров, не прибегая к предварительному нанесению очертаний, наносили узор сразу зубилом. Распространенным мотивом узбекского орнаментального мотива является «ислими» и его разновидности, которые состоят из вьющихся стеблей, узоров, из цветов и листьев. Узорами «ислими» заполнялись медальоны, розетки, геометрические фигуры, разнообразные фризы и каймовые полосы.

D:\БМИ все\БМИлар\БМИ2014\Фото\мухсинова\IMG_2370.jpg

Рис. 4. Медный поднос, оформленный росписью. Бухара. С. Мусинов

Геометрический орнамент несет в чеканке чаще всего служебную нагрузку, так как большинство геометрических узоров взято из арсенала мотивов архитектурного декора. Это было связано с тем, что в прошлом существовали специальности художника по орнаменту «наккоша», составляющего узоры как для зодчих, так и для чеканщиков.

Общий процесс развития стиля среднеазиатской чеканки, сопровождался одновременно и образованием ее локальных школ, полностью сложившихся в XIX веке. Особенно славились в ту пору чеканные изделия Бухары. Изделия мастеров чеканщиков Бухары, отличались сдержанным изяществом форм, классической уравновешенностью пропорций и устойчивостью орнаментальных мотивов. В изделиях этих школ ощущается строгость системы, которая свидетельствует о глубоких и богатых традиций. Чеканка Бухары подверглась меньшим изменениям, чем другие школы, и сохраняла многие старинные формы и традиционные узоры. В начале XX века мастера Бухары начали выделывать новые по форме изделия из серебра в подражании привозным фабричным изделиям: вазы для фруктов, сахарницы, чайники и множество других изделий быта. Бухара считалась крупнейшим центром региональной чеканки.

C:\Users\777\Desktop\IMG_20170206_185457.jpg

Рис. 5. Усто Содик Мусинов

Многое сделали для развития художественной чеканки в Бухаре знаменитые и опытные мастера, плодотворной была потомственная династия чеканщиков семьи Хамидовых. Абдусалам Хамид, сын известного чеканщика уста Хамида. Он был одним из первых узбекских мастеров, который начал вводить в композиции чеканных изделий изображение архитектурных памятников Бухары, животных, птиц и портретов известных людей. Его сын Салимджан Хамидов продолжил дело отца и обучал древнему искусству молодых чеканщиков созданных в 1968 году в Бухаре.

Одним из приемников уста Салимджана Хамидова, был уроженец города Бухары, мастер чеканщик седьмого поколения Мусинов Содик. Мусинов Содик родился в 1955 году в семье служащего. Ремесленная династия началась с прадедов, усто Содик с раннего детства обучался ремеслу чеканки по меди у своего дяди, заслуженного художника Узбекистана Салимджона Хамидова.

С 1967 года стал работать в чеканной мастерской имени С.Хамидова и принимал активное участие во множественных выставках, как у себя на родине, так и за ее пределами. В 1972 году со своей медно-чеканной коллекцией принимал участие в Москве на ВДНХ, где был награжден почетной грамотой, а так же в 1973 году в Сирийском городе Дамаске.

В 2006 году участвовал на международной выставке в США в штате Санта-Фе. С 1980 года начал обучать молодое поколение, секретам чеканного мастерства, работая преподавателем художественно-графического факультета Бухарского государственного университета. Уста Содик Мусинов, как мастер и наставник, по сей день учит секретам этого прекрасного и тончайшего мастерства своих последователей.

Художественный металл — древнейший промысел Узбекистана, прошелший долгий и сложный путь. Сегодня древнее искусство постепенно обретает новую жизнь. Главной ценностью узбекской чеканки считалось то, что ее лучшие образцы отражают богатство души создателей, их поэтические чувства и представление об окружающем мире, природе и красоте, складывавшиеся веками в народном мировоззрении...

Литература:

  1. Абдуллаев. Д. Фахретдинова. А. Хакимов. “Песнь в металле” Народное искусство Узбекистана. Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, Т.1986 год.
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, изделие, декоративно-прикладное искусство, мастер, Азия, Коканд, прикладное искусство, Самарканд, Ташкент, узбекская чеканка.


Ключевые слова

торевтика, бодом, кошбодом, кандакори, чизма, шабака, калям, ранда, маскал, ислими, наккош

Похожие статьи

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Похожие статьи

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Задать вопрос