Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — торевтике.
Ключевые слова: торевтика, бодом, кошбодом, кандакори, чизма, шабака, калям, ранда, маскал, ислими, наккош
Истоки декоративно-прикладного искусства уходят далеко в глубину веков. Современные умельцы и мастера, бережно сохраняя и продолжая традиции декоративно-прикладного искусства, творчески развивали его, обогащая новыми композиционными идеями, воплощенными в металле до совершенства. Их работы отличались разнообразием художественных форм, богатством творческой фантазии и техническими приемами. В каждом произведении отражена мудрость, поэтический порыв, душа народов Узбекистана.
В богатом и многоликом прикладном искусстве Узбекистана важное место принадлежит торевтике — искусству рельефной обработки художественных изделий из металла. Когда речь идет о торевтике Узбекистана древнего и средневекового времени, подразумевается производство художественных изделий из металла в то время в городах Средней Азии, которые располагались на территории современного Узбекистана.
Рис. 1.
Чеканка — художественная обработка меди, которая считается одним из древнейших видов народного искусства, и была издавна популярна среди местного населения. Ценились их декоративные качества, чеканная медная посуда выставлялась на нишах, как часть декоративного убранствах. Центрами производства орнаментированных изделий из меди, считалась Бухара, Хива и Коканд. Узбекская чеканка представляла собой различные приемы гравировки, более глубокая гравировка носит название — кандакори. Менее глубокая, чистая гравировка — чизма, так же употреблялась прорезная чеканка — шабака. Вместе с чеканкой, гравировкой и тиснением, часто применяли чернь, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни, цветные стекла и сургуч. Всю поверхность обрабатываемого предмета, покрывает геометрический и растительный орнамент. Самыми популярными и часто используемыми на старых изделиях элементами декора, были надписи, которые выполнялись арабским шрифтом, а порой буквы в различном сочетании. Наибольшей известностью пользовались чеканные изделия бухарских и хивинских мастеров, которые отличались красотой и пластичностью форм, строгостью мотивов орнамента и глубиной чекана.
В орнаменте современных мастеров — чеканщиков, начали появляться новые изобразительные элементы, в виде бодом (миндаль), кошбодом (двухсторонний миндаль), стилизованные коробочки хлопка и множество других национальных орнаментов.
Торевтика по числу уникальных образцов, своего рода шедевров различных эпох, по тематическому обилию мотивов и разнообразию художественно- технических средств и приемов торевтика Узбекистана значительно превосходит другие отрасли художественных ремесел. Благодаря непрерывности, которая развивалась на протяжении многих веков традиции в торевтике, выработались свои эстетические каноны, и достигло высокого совершенства мастерство исполнения. Произведения торевтики, чаще всего становились источниками распространения новых художественных изделий, так как изделия из металла пользовались большим спросом в торговле.
Вглядываясь в путь исторического развития торевтики народов Узбекистана, мы видим сочетание самых разнородных традиций. Среднеазиатским произведениям из металла всегда было присуще художественное своеобразие стиля.
Местные мастера — чеканщики по меди, создавали свои произведения из различных металлов: золота, серебра, меди, бронзы и латуни. Торевтика античности и раннего средневековья представлялась изделиями из серебра с позолотой, а начиная c XI века в Средней Азии и на всем Среднем и Ближнем Востоке, главной продукцией ремесленников — торевтов становятся изделия из меди и ее сплавов. В течение многих веков вырабатывались художественные каноны и совершенствовались приемы технического исполнения.
Рис. 2.
Множество коллекций медных чеканных изделий Узбекистана находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте. Уникальные образцы чеканки узбекских мастеров XIX- XX веков, хранятся в музее прикладного искусства в Ташкенте, в Самарканде, в краеведческих музеях Хивы, Бухары, Коканда и во многих городах. Имеются ряд частных коллекций в Узбекистане и за рубежом.
Особой популярностью среди них пользовались богато декорированные, инкрустированные изящные кувшины для воды, которые имели разные наименования и различались по своим силуэтам и формам. В коллекциях были всевозможные чашеобразные сосуды для воды и других жидкостей, различные бытовые изделия, сосуды для хранения всяких мелочей, шкатулки, приборы для курения, табакерки, письменные наборы из пенала и чернильниц, множество светильников, охотничьи барабаны и другие.
Не менее популярными в декоре золотых и серебряных изделий были и культово-мифологические сюжеты древнеиранского, эллинского и чаще местного среднеазиатского происхождения. Они включают образы мифологических и эпических героев, различных божеств, изображения фантастических существ и реальных птиц и животных.
Рис. 3.
О том, как развивалась торевтика в XVI — XVII века, можно судить по сведениям письменных источников того времени и изображениям на миниатюрах. До нас сохранилось славившееся в ту пору среднеазиатское вооружение. Убранные богатым чеканным узором и накладными украшениями из драгоценных металлов щиты, шлемы, сабли и кинжалы. Широкие пояса предназначались для знатных вельмож и полководцев. Ведущими центрами изготовления оружия и доспехов были Бухара, Самарканд, Хива и города Ферганской долины. В музейных коллекциях широко и наиболее полно представлена художественная чеканка Узбекистана XVIII — начало XX веков.
Приемы нанесения узора были повсеместно одинаковыми и сводились к следующим видам: чеканному, гравированному и ажурно-прорезному. Часто богато орнаментированная металлическая утварь, служила украшением интерьера зажиточных горожан, являясь показателем состоятельности ее владельца. Изделия медной чеканки создавались мастерами трех специальностей, медники изготовляли формы, лудили, литейщики отливали сосуды и части форм, то есть ручки сосудов, куполки на крышках, кончики носа и шарниры, чеканщики украшали изделия тонкой чеканкой и гравировкой.
Чеканка — тонкая ручная работа, которая выполняется довольно простым инструментом — калямом. Виды калямов очень разнообразны и применялись в зависимости от характера орнамента и техники нанесения узора. Вместе с этим в наборе инструментов имеется молоток и предметы для шлифования поверхности изделия после чеканки (ранда и маскал — тип напильников). Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия, опытные мастера чеканщики знающие множество узоров, не прибегая к предварительному нанесению очертаний, наносили узор сразу зубилом. Распространенным мотивом узбекского орнаментального мотива является «ислими» и его разновидности, которые состоят из вьющихся стеблей, узоров, из цветов и листьев. Узорами «ислими» заполнялись медальоны, розетки, геометрические фигуры, разнообразные фризы и каймовые полосы.
Рис. 4. Медный поднос, оформленный росписью. Бухара. С. Мусинов
Геометрический орнамент несет в чеканке чаще всего служебную нагрузку, так как большинство геометрических узоров взято из арсенала мотивов архитектурного декора. Это было связано с тем, что в прошлом существовали специальности художника по орнаменту «наккоша», составляющего узоры как для зодчих, так и для чеканщиков.
Общий процесс развития стиля среднеазиатской чеканки, сопровождался одновременно и образованием ее локальных школ, полностью сложившихся в XIX веке. Особенно славились в ту пору чеканные изделия Бухары. Изделия мастеров чеканщиков Бухары, отличались сдержанным изяществом форм, классической уравновешенностью пропорций и устойчивостью орнаментальных мотивов. В изделиях этих школ ощущается строгость системы, которая свидетельствует о глубоких и богатых традиций. Чеканка Бухары подверглась меньшим изменениям, чем другие школы, и сохраняла многие старинные формы и традиционные узоры. В начале XX века мастера Бухары начали выделывать новые по форме изделия из серебра в подражании привозным фабричным изделиям: вазы для фруктов, сахарницы, чайники и множество других изделий быта. Бухара считалась крупнейшим центром региональной чеканки.
Рис. 5. Усто Содик Мусинов
Многое сделали для развития художественной чеканки в Бухаре знаменитые и опытные мастера, плодотворной была потомственная династия чеканщиков семьи Хамидовых. Абдусалам Хамид, сын известного чеканщика уста Хамида. Он был одним из первых узбекских мастеров, который начал вводить в композиции чеканных изделий изображение архитектурных памятников Бухары, животных, птиц и портретов известных людей. Его сын Салимджан Хамидов продолжил дело отца и обучал древнему искусству молодых чеканщиков созданных в 1968 году в Бухаре.
Одним из приемников уста Салимджана Хамидова, был уроженец города Бухары, мастер чеканщик седьмого поколения Мусинов Содик. Мусинов Содик родился в 1955 году в семье служащего. Ремесленная династия началась с прадедов, усто Содик с раннего детства обучался ремеслу чеканки по меди у своего дяди, заслуженного художника Узбекистана Салимджона Хамидова.
С 1967 года стал работать в чеканной мастерской имени С.Хамидова и принимал активное участие во множественных выставках, как у себя на родине, так и за ее пределами. В 1972 году со своей медно-чеканной коллекцией принимал участие в Москве на ВДНХ, где был награжден почетной грамотой, а так же в 1973 году в Сирийском городе Дамаске.
В 2006 году участвовал на международной выставке в США в штате Санта-Фе. С 1980 года начал обучать молодое поколение, секретам чеканного мастерства, работая преподавателем художественно-графического факультета Бухарского государственного университета. Уста Содик Мусинов, как мастер и наставник, по сей день учит секретам этого прекрасного и тончайшего мастерства своих последователей.
Художественный металл — древнейший промысел Узбекистана, прошелший долгий и сложный путь. Сегодня древнее искусство постепенно обретает новую жизнь. Главной ценностью узбекской чеканки считалось то, что ее лучшие образцы отражают богатство души создателей, их поэтические чувства и представление об окружающем мире, природе и красоте, складывавшиеся веками в народном мировоззрении...
Литература:
- Абдуллаев. Д. Фахретдинова. А. Хакимов. “Песнь в металле” Народное искусство Узбекистана. Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, Т.1986 год.