Методическая разработка мероприятия (занятия) духовно-нравственного направления для старших дошкольников на тему «Подвиг и вера князя Александра Невского»
Авторы: Евдокимова Галина Сергеевна, Костина Марина Сергеевна, Иванова Людмила Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.
Дата публикации: 04.01.2023
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Евдокимова, Г. С. Методическая разработка мероприятия (занятия) духовно-нравственного направления для старших дошкольников на тему «Подвиг и вера князя Александра Невского» / Г. С. Евдокимова, М. С. Костина, Л. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7911/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: воспитание нравственности через раскрытие образа Святого Благоверного Князя Александра Невского и ознакомление с историей и культурой нашей Родины.
Задачи:
— Продолжать развивать интерес детей к историческим личностям и событиям через подвиги православных святых.
— Расширить знания детей об умении Александра Невского вести бой с противником, который превосходит в силе.
— Расширить знания детей о воинском облачении и оружии русичей и шведов.
— Воспитать чувство патриотизма к родине и ее истории.
— Обогатить словарный запас детей понятиями: побоище, дружина, доспехи, конница, всадник, стяг.
Материалы и оборудование: Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, мультимедийная презентация, игровое оборудование (лошадки на палочке) — 2 шт., шлем богатырский детский маскарадный — 2 шт., конусы пластиковые — 10 шт.
Содержание работы:
Организационный момент.
Беседа с просмотром презентации «Ледовое побоище».
Физкультминутка «Разминка богатырей».
Подвижная игра «Русские всадники».
Рефлексия.
Ход организованной образовательной деятельности (ООД):
Звучит мелодия “Моя Россия”.
Входят дети, садятся на стулья.
Воспитатель:
Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”!
(автор: Сергей Васильев)
Ребята, мы с вами продолжаем разговор о защитнике нашей Родины князе Александре Невском. На одном из прошлых занятий мы узнали о жизни князя, его детстве, его обязанностях. Сегодня я расскажу вам о ледовом побоище, одной из самых известных битв в истории России, и об участии в ней князя Александра Невского. Побоище — значит битва, сражение, бой.
Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. В то время у Руси было очень много врагов. С юга на Русь наступали войска хана Золотой Орды, а с северо-запада шли войной рыцари-тевтонцы, немцы и шведы. Именно с ними сражался князь Александр в ледовом побоище, сражении на льду.
Как вы думаете, раз сражение ледовое, когда оно произошло?
Предполагаемые ответы детей: зимой или ранней весной.
Воспитатель: в апреле на северных землях снег сходит поздно, реки и озера еще покрыты льдом. Но лед уже местами тонкий и велика опасность провалиться под воду. Войско вражеских рыцарей расположилось на берегу Чудского озера.
Кони и сами рыцари были закованы в тяжелые защитные доспехи, одежду из железа, которая защищала от ударов стрел и мечей. Посмотрите на экран:
Слайд 1: Тевтонский рыцарь в доспехах.
Рыцари носили рогатые шлемы для устрашения противников и тяжелые доспехи.
Слайд 2: Конь в доспехах.
Доспехи лошади из железа были достаточно тяжелыми и хорошо защищали ее тело.
А теперь предлагаю взглянуть на всадника князя Александра.
Слайд 3: Русский всадник.
Вопрос к детям: — Кто из воинов лучше защищен? Кто сможет выиграть сражение?
Предполагаемые ответы детей: рыцарь лучше защищен и его нелегко победить.
Воспитатель:
В ближнем бою русскому всаднику не одолеть закованного в железо рыцаря, да и отряд князя не так велик, как войско тевтонцев.
Но знал князь Александр, что Родину защищать — дело правое! Неужели Господь не поможет?! Обратился он с просьбой в молитве ко Христу Спасителю и Пресвятой Богородице, чтобы вразумили, как одолеть врага.
Верили русские богатыри в помощь Божью и в то, что князь придумает военную хитрость. Стали готовиться к бою, решили размяться. Предлагаю и нам с вами поддержать русских воинов и тоже размяться.
Физкультминутка «Разминка богатырей»:
Богатырь — вот он каков! (показывают силача)
Он силён, он здоров! (по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял. (имитируют движения стрельбы из лука)
Метко палицу бросал, (имитируют движения)
На границе стоял, (встают, ноги на ширине плеч)
Зорко-зорко наблюдал. (рука над бровями, поворот туловища из стороны в сторону)
Подрастём и мы, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель:
Вышел к своим воинам князь Александр и сказал: — «Братья! Не убоимся множества врагов. Они хотят взять нашу землю, нас обратить в свою латинскую веру. Не убоимся рыцарей. Не в силе Бог, но в правде!». Поднялись русские воины и двинулось войско к Чудскому озеру.
Слайд 4: Русское войско со стягами.
Воспитатель: Дети, что вы видите на картине, над головами русских воинов?
Дети: флаг, знамя.
Воспитатель: Это необычный флаг. Это стяг. Он размещался на высоком деревянном шесте и был виден всем издалека. К нему стягивались воины и быстро собирались в отряды. Кто изображен на стягах?
Предполагаемые ответы детей: Бог, икона, святые люди.
Воспитатель: Кто догадается, почему русские воины помещали на своем стяге изображение Самого Бога?
Предполагаемые ответы детей: они верили в помощь и защиту Бога.
Воспитатель: Не напрасной была их вера. Князь приказал коннице заманить рыцарей на лед, на самую середину Чудского озера.
Как вы думаете, зачем князь заманил немецкое войско на берег озера?
Предполагаемые ответы детей: на льду опасно, враги могли провалиться под лед.
Воспитатель: Верно. Воинская смекалка подсказала князю Александру, что под тяжестью рыцарских и конских доспехов лед треснет и потонет войско вражеское в воде. А русская конница была без доспехов, богатыри сняли тяжелые кольчуги по приказу князя, чтобы не уйти под лед.
Конница — это отряд воинов, скачущих на лошадях. Таких воинов называли всадниками.
Предлагаю и нам с вами превратиться во всадников-разведчиков и помочь князю Александру и его коннице проскакать по льду и не попасть в полыньи.
Подвижная игра «Русские всадники»:
Дети (всадники) строятся в две колонны (конные отряды). Используя игрушечных коней на палке и надев богатырские шлемы, передвигаются зигзагообразно среди конусов, имитируя движения всадника-разведчика, прокладывающего путь войску по льду, огибая полыньи. Обогнув крайний конус, всадник возвращается по прямой, передает коня и шлем следующему члену команды.
Цель игры — закрепление умения детей быстро двигаться по заданной траектории, не сбив ни одного конуса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы разведали и проложили безопасный путь войску князя по льду. Сработала хитрость Александра, завидев малочисленную русскую конницу и желая сходу догнать ее и разбить, вступили рыцари в железных доспехах на лед Чудского озера. Возле берега озеро промерзло до самого дна, а ближе к середине лед уже стал слабым, вот туда и заманили наши всадники врагов. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями и пошли они ко дну вместе с конями.
Слайд 5: Ледовое побоище.
Воспитатель: Перед Вами на экране развернулось ледовое побоище. Вот как описал поэт Константин Симонов этот исторический момент:
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал.
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
(автор: К. Симонов «Ледовое побоище»)
Воспитатель: Помогли ли доспехи шведским рыцарям выиграть сражение?
Предполагаемые ответы детей: нет, наоборот, доспехи помешали рыцарям.
Воспитатель: Да, побеждать можно не только силой, но и мудростью, военной смекалкой.
Ребята, скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?
Предполагаемые ответы детей: Нет. Ему помогали другие воины, друзья, Бог.
Воспитатель: Конечно. Вспомним пословицу: один в поле не воин. Князю помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? На какое слово похоже слово «дружинник»?
Предполагаемые ответы детей: На слово дружба, дружить. Дружинники защищали свою родину дружно, вместе.
Воспитатель: Верно, дружинники –воины Древней Руси. Они отличались особой доблестью, силой. Их объединяла дружба, любовь к Родине и вера православная!
Князь Александр Невский был причислен Русской Православной церковью к лику святых. Святой — это человек, посвятивший свою жизнь Богу и православной вере. Святой, это значит сильный духом и чистый душой, защищающий правду и борющийся со злом.
Много веков прошло с того времени, но как только надвигается беда на Россию, сразу вспоминаем мы князя Александра, молимся ему, просим помощи. И он помогает нам. Ведь не смогли никакие враги завоевать нашу Родину. А народ наш чтит и помнит подвиги Святого Благоверного Князя Александра Невского, недаром в честь него были воздвигнуты храмы в разных городах.
Именем князя Александра Невского назван военный орден. Его вручают воинам, защитникам Родины за особо опасные и хорошо выполненные задания.
Слайд 6: Орден Александра Невского.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? О ком мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что вас удивило? Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю нам вместе поблагодарить Бога за то, что он заботится о нас и посылает на нашу Русскую землю святых своих угодников, таких как Святой Благоверный Князь Александр Невский, который своим жизненным примером учит нас быть верными Богу, любить и защищать наш народ и нашу Родину.
Дети: — «Слава Богу за всё!»
Последующая работа:
Коллективная творческая аппликация с элементами конструирования из бумаги (оригами) «Княжеская дружина».