Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани: историко-архитектурный аспект изучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани: историко-архитектурный аспект изучения / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 576-579. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6784/ (дата обращения: 17.12.2024).

На берегу реки Протоки в дельте Кубани раскинулся один из городов Краснодарского края, известный как Славянск-на-Кубани. Истокам возникновения населенного пункта, способствовали генуэзские купцы, обосновавшиеся на этой территории еще в XII в.

В период Российской Империи, на месте бывшей турецкой крепости Копыл, образовалось казачье поселение, получившее в 1856г. статус станицы и наименование Славянская, присвоенное в честь Славянского гусарского полка, проходившего здесь пограничную службу в 1774–1778 гг. Весной 1958г. станицу, изменив ее название, преобразовали в город Славянск-на-Кубани, который динамично развивается вплоть до настоящего времени.

Согласно сложившейся традиции в Кубанской области, глубоко чтимой русскими казаками, на момент основания поселения, при возможности, сразу строилось здание православного храма, изначально часто сооружавшееся небольшим и деревянным. Тем не менее, уже дореволюционные авторы связывали возведение величественных храмов в кубанских станицах с особой казачьей религиозностью. [1, с.283] О строительстве старых церквей на Кубани, протоиерей Отец Никита (Гаврильчик), построивший два храма в городе Славянск-на-Кубани и возводящий третий в поселке Совхозный, сказал: «Раньше всю работу делали с особой молитвой, каждый кирпич при строительстве церкви клали с верой в душе, потому и место, где воздвигалось храмовое здание и сам храм, были необыкновенными, намоленными, невероятной силой обладали».

С обветшанием прежних церковных построек и увеличением роста населения в поселениях Кубанской области на конец XIX — начало XX вв. пришелся пик строительства каменных храмовых зданий, по сути, определивших самобытную стилистику культовых сооружений Краснодарского края.

За время существования станицей, в городе Славянске-на-Кубани возвели три храма, первый из них, разобранный в 1936г., был деревянный, освященный в честь Святого великомученика Пантелеймона Целителя и возвышался в центре станицы. В начале XX в. началось строительство двух каменных церквей, посвященных Святому Николаю Чудотворцу и православному празднику Успения Пресвятой Богородицы. В годы Великой Отечественной Войны каменное здание храма Святого Николая Чудотворца, находившиеся в центральной части станицы, сильно пострадало, в результате чего, было принято решение его снести. По сведениям протоиерея Отца Никиты (Гаврильчика), на северо-восточной окраине станицы, при сельском погосте, в 1907г. произвели закладку храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место под строительство храмового здания, выбиралось старейшинами поселения, как особое, расположенное на естественном возвышении рельефа. Сообразно с древним обычаем совершать на кладбищах богослужения, и в настоящее время при кладбищах устраиваются церкви и часовни, — писал выдающийся архитектор Н. В. Покровский. [2, с.577] Великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигли в 1912г. согласно проекту городского архитектора А. П. Косякина. Александр Петрович много строил не только в Екатеринодаре, но и в кубанских станицах. [3, с.50] Тот же проект был положен в основу строительства храма во имя Святой Троицы, расположенный в станице Казанской, так как архитектор получил заказы на сооружение церквей одновременно.

С 1930г. храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы, отданное под зернохранилище, было недоступно прихожанам, но его значение для православных верующих восстановили, открыв храм в 1943г. во время Великой Отечественной войны. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном состоянии, принял Отец Никита (Гаврильчик), став его неизменным настоятелем с 1970г., под его руководством начались работы по восстановлению здания храма. В течение длительного времени, понадобившегося для воссоздания утраченного облика храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все практические решения, необходимые при проведении архитектурно-строительных мероприятий, принимались протоиереем Отцом Никитой (Гаврильчиком) самостоятельно. Благодаря усилиям настоятеля, сейчас воздвигнут храмовый комплекс в составе четырех зданий — собственно храма, здания православной библиотеки (трапезной), крестильного храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенного первым[1] на Кубани, и воскресной школы. Занимая одну из наиболее выгодных точек городского рельефа, общая высота центрального четверика (включая барабан с куполом и крестом) храма в честь Успения Пресвятой Богородицы равна 32 м., определив своей четкой вертикалью средоточие комплекса, расположенного на благоустроенной территории, вымощенной тротуарной плиткой, среди пешеходных зон которой, высажены сосны и фруктовые деревья.

Стилистический образ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы представлен версией русского стиля, основанной на мотивах византийского зодчества и русской архитектуры XVII в., без акцентирования византийского влияния, в большей мере присущего внешнему облику храма во имя Святой Троицы станицы Казанской. Несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественной композиции экстерьера храмового здания Успения Пресвятой Богородицы, которая впечатляет торжественно оригинальным декором входов, оконных наличников и самих стен, основой является предельно лаконичная объемно-пространственная структура.

Общий объем церковного здания Успения Пресвятой Богородицы, вытянутого вдоль своей продольной оси, составляет в длину около 34м., отмечая разницу длины 6м. в сторону увеличения, по сравнению с однотипным храмом во имя Святой Троицы в станице Казанской. В поперечном направлении ширина храмового здания Успения Пресвятой Богородицы ограничена пределами размера 20,7м, опередив на 3,4м. тождественный храм. Оба церковных здания имеют существенный проектный недостаток, в них не предусмотрены хоры для певчих.

Из кирпича выполнены стены храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, которые опираются на ленточный фундамент толщиной около 2м. Цоколь стен церковного здания облицован натуральным необработанным (диким) камнем.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, имея несоответствие в размерах с храмовым зданием во имя Святой Троицы в станице Казанской, сохраняет черты идентичности общих проектных приемов, использованных в объемно-планировочном и архитектурно-художественном облике церквей. Композиции храмов выстроены пирамидально.

Основная кубическая масса храма в честь Успения Пресвятой Богородицы покрыта двухъярусной кровлей, первый уровень которой венчают четыре граненых позолоченных шатра с крестами, стоящих на невысоких восьмигранных барабанах декорированных полукруглыми кокошниками, расположенных по краям диагоналей куба. Второй ярус представляет параллелепипед меньшего размера, в углах которого находятся сложно декорированные глухие шеи, увенчанные главками луковичной формы с крестами. Возвышающийся над ними центральный цилиндрический световой барабан, поддерживает купол луковичной формы, завершенный крестом, в подножии которого устроен полумесяц. На позолоченных покрытиях шатров и куполов имитирована черепица. Изящный высокий барабан, поддерживающий центральную главу, декорирован полуколонками в интерпретации с византийскими кубоватыми капителями, оканчивающимися полукруглыми завершениями, представляя замкнутую ленту своеобразных арок, внутри которых находятся полуциркульного очертания оконные проемы. Для глухих шей, несущих малые главки, декор продублирован, но в облегченном варианте. В отличие от очевидной восьмигранной формы главного барабана церкви во имя Святой Троицы в станице Казанской, цилиндрическим по внешнему виду барабанам храма Успения Пресвятой Богородицы, способствует оптический эффект, выраженный в сильном нивелировании углов этих объемов. У основания, сохраняя многогранник, граненые формы, набирая высоту, к своему завершению полностью теряют интенсивность, поглощаясь чистым объемом цилиндров, в которые они интегрируются. Белые оштукатуренные стены храма Успения Пресвятой Богородицы, с мягким выделением на них декоративных деталей с помощью охристых и коричневых оттенков цветового колорита, смягчают грани чередующихся форм, создавая монолитный силуэт целостного здания, выглядящего легким и вытянутым ввысь. Фасады церковного здания декорированы выступающими элементами фигурного кирпича, который использовался в наличниках окон, обрамлении входов, устройстве карнизов и декоративном убранстве подкарнизных пространств. Среди примененных орнаментальных мотивов сухарики, арочные и с ширинками пояски, кресты греческой и латинской конфигурации, широкий пояс из греческих борозд.

В центральной части северного и южного фасадов использованы угловые лопатки, декорированные ширинками, которые подчеркивает оригинальная центральная композиция надоконного карниза с трехчастным окном, обрамленным полуколонками с кубоватыми капителями, выдержанными в общем стиле церковного здания Успения Пресвятой Богородицы, завершает целостность образа большой кокошник, по краю которого проходит бороздчатый пояс.

Из восточной стены храма в честь Успения Пресвятой Богородицы выступает граненая апсида, поддержанная параллелепипедами угловых ячеек, очевидно выраженных в планировочной структуре здания, в отличие от храма во имя Святой Троицы в станице Казанской. В боковых гранях алтарного выступа прорезаны оконные проемы полукруглой формы. Декоративная ниша полуциркульного очертания занимает центральную часть стены, завершенную полукруглым кокошником.

Звонницу трехъярусной колокольни, надстроенной над западным притвором, составляют двенадцать колоколов. Расстояние, отодвинутой от главного четверика храма Успения Пресвятой Богородицы почти на 6,5 м. колокольни, компенсировано рукавом, соединяющим два объема в целостную объемно-планировочную структуру здания. В отделке наружных стен, как западного притвора, так и восточных угловых ячеек, использованы лопатки, копирующие выступы центрального четверика, декорированные ширинками по всей высоте. Венчает колокольню купол луковичной формы с крестом.

С каждой из четырех сторон к храму в честь Успения Пресвятой Богородицы примыкает крыльцо с парапетом. Парадная западная лестница, шириной почти 4,5м, ведет на вместительную площадку седьмой ступени, к входу, выполненному с полукруглой вырезкой для двери, представляющей тип веерного окна. Стилистика, в которой выполнен перспективный портал, декорированный сдвоенными колонками со стилизованными византийскими кубоватыми капителями, выполненными в антитетической композиции и, имеющий круглый медальон, с живописной фреской на христианскую тему Успения Пресвятой Богородицы над старинной входной дверью, как и колокольня церковного здания гармонично соответствует центральному объему храма, повторяя основные элементы декоративного убранства.

По характеру организации внутреннего пространства храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы относится к типу четырехстолпного крестово-купольного храма, но с особенностью образования второй пары вертикальных опор, путем выступов, при пересечении продольной и поперечной стен. Они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами, поддерживающими выполненное по типу усеченного купола нижнее опорное кольцо барабана, набранного из восьми трапециевидных сегментов, что соответствует объемно-планировочному решению, примененному в церкви во имя Святой Троицы в станице Казанской. Разновеликие рукава четырех прямоугольных параллелепипедов, перекрытых цилиндрическими сводами и ориентированных по сторонам света, примыкают к центральному кубическому объему храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. При присоединении западного крыла к южному и северному рукавам, посредством «ступенчатого» пересечения продольной и поперечной стен образуются дополнительные угловые выступы экстерьера, объемы которых внутри храма в честь Успения Пресвятой Богородицы имеют плоский потолок, образуя параллелепипеды, что выявляет несовпадение с планировочной структурой храма во имя Святой Троицы в станице Казанской. В храмовом сооружении Успения Пресвятой Богородицы, западный притвор перекрыт плоской плитой, за дверью одного из его вспомогательных помещений, расположенных в антитетической композиции, скрыта лестница, ведущая в звонницу колокольни.

Интерьер храма в честь Успения Пресвятой Богородицы почти ничего не имеет от первоначального убранства, за исключением частично сохранившегося деревянного пола идентичного дощатому покрытию в храме во имя Святой Троицы станицы Казанской и входных дверей западного притвора. Изящное позолоченное паникадило доставлено из Софрино в 2007г. Для храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в 2007г. из твердых пород дерева: бука, липы, платана и дуба был выполнен трехъярусный резной иконостас, толщиной 50 мм алтарная преграда с обратной стороны зашита деревянными планками и расписана живописными панно на евангелистские сюжеты. Искусный белорусский мастер, работавший над иконостасом, изящно декорировав его витыми позолоченными колонками с капителями и богатым орнаментом, продолжил традицию украинских и белорусских резчиков, услугами которых пользовался еще патриарх Никон. В Россию искусство ажурной барочной резьбы попало вместе с мастерами из Украины и Белоруссии виртуозно овладевшими новыми приемами техники работы по дереву (флемской резьбой), пришедшей из Голландии и Фландрии. С левой и правой стороны от алтарной преграды расположены деревянные резные клиросы, выполненные по типу иконостасов.

Рис. 1. Иконостас в интерьере храма в честь Успения Пресвятой Богородицы

Рис. 2. Подвижник храмового строительства. Протоиерей Отец Никита (Гаврильчик)

Навсегда утрачены живописные композиции прежней росписи, существовавшей в интерьере до разорения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Двое современных московских художников расписали вновь оштукатуренные поверхности стен храмового здания согласно канонам русского православного искусства.

В парусах выполнено традиционное изображение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, тогда как в нижней части барабана, в восьми наклонных сегментах, образующих опорное кольцо, расположены круглые медальоны со святыми ликами. Роспись в куполе напоминает о небесном мире и улыбающихся оттуда ангелах. На столпах крестчатой формы представлены фигуры святых, написанные в полный рост. В живописном декоре интерьера храма Успения Пресвятой Богородицы использован пышный растительный орнамент и скромный геометрический узор. Стенная роспись ограничена сплошной панелью нижней части стен, созданной с помощью светло-коричневой краски и декорированной, в тон основного цвета, «полотенцами» с орнаментом и растительными завитками. Круглые окна северного и южного фасадов (рукавов) главного четверика являются витражными, выполненными с изображением греческого креста.

В западном крыле храма Успения Пресвятой Богородицы над полуциркульными арками, по замыслу Отца Никиты (Гаврильчика), были сделаны декоративные полукруглые выемки визуально облегчающее стену и красиво обрамляющие арочные проемы, симметрично образованные простенком и крестчатым столпом по обе стороны западного входа в интерьере храма.

Рис. 3. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянск-на-Кубани

Рис. 4. Храм во имя Святой Троицы в станице Казанской

Являющиеся однотипными храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянск — на — Кубани и храм во имя Святой Троицы станицы Казанской, сохранив черты общего решения объемно-планировочной структуры и характерные особенности единого архитектурно-художественного образа выбранного для зданий, отличаются несовпадением размеров по длине, ширине и высоте сооружений. Имеют существенную разницу в стилистическом облике колоколен и выразительности вспомогательных объемов, отображенных во внешнем образе церковных построек. В использовании декоративных форм и деталей, как в экстерьере, так и интерьере храмовых зданий, их наружная и внутренняя отделка наиболее проявляют индивидуальные особенности каждого из храмов.

Литература:

  1. Дело мира: очерки истории культуры и православия Кубани/ науч. ред. О. В. Матвеев. Краснодар, 2009.
  2. Покровский Н. В. Иллюстрированная энциклопедия христианского искусства. Москва, 2009.
  3. Бардадым В. П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995.


[1] Речь идет о первом храме, сооруженном как крестильный, тогда как статус первого казачьего храма на Кубани относят к возведенному в Тамани.

Основные термины (генерируются автоматически): Пресвятая Богородица, Святая Троица, Успение, храм, честь, западный притвор, имя, станица, храмовое здание, храмовое здание Успения.


Похожие статьи

Храм, посвященный преподобному Онуфрию Великому в городе-курорте Анапа: историко-архитектурный аспект изучения

Собор во имя Святой Великомученицы Екатерины в городе Краснодаре, Храм в честь Вознесения Господня в станице Пластуновской: историко-архитектурный аспект изучения

Храмы, посвященные Святому Николаю Чудотворцу, в селах Адербиевка и Архипо-Осиповка: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Благоустройство места общего пользования Кругликовского сельского поселения: исследовательский проект

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР)

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания и развитие экспозиций

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Похожие статьи

Храм, посвященный преподобному Онуфрию Великому в городе-курорте Анапа: историко-архитектурный аспект изучения

Собор во имя Святой Великомученицы Екатерины в городе Краснодаре, Храм в честь Вознесения Господня в станице Пластуновской: историко-архитектурный аспект изучения

Храмы, посвященные Святому Николаю Чудотворцу, в селах Адербиевка и Архипо-Осиповка: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Благоустройство места общего пользования Кругликовского сельского поселения: исследовательский проект

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР)

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания и развитие экспозиций

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Задать вопрос