Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных храмов первой половины XIX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных храмов первой половины XIX века / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/90/5961/ (дата обращения: 17.12.2024).

Начиная с XVII в. пространственная целостность русских городов, сформированная не только определенными социально-функциональными процессами, но и образовавшая свою архитектурно-художественную систему, под влиянием научно-технических и геополитических достижений претерпевает закономерную эволюцию.

«Изменяется облик городов. Начался процесс отмирания ставших ненужными крепостных сооружений в городах, далеко отстоявших от пограничных рубежей. В подавляющем большинстве городов крепости были деревянными, и их массовая ликвидация приводила к общим изменениям в структуре городов, в застройке и композиции их центров. Одновременно идет интенсивное строительство каменных церквей, чаще всего заменявшие старые деревянные, возводятся палаты».  [1,с.9]

Город Екатеринодар был основан в 1793г. и длительное время существовал как военно — колонизационный центр присоединенных к России кубанских земель. [2, с.9]

«Екатеринодар первых десятилетий своего существования был не городом, а регулярно спланированной станицей. Для большинства преобразованных или образованных в екатерининское время городов центром была городская площадь. По периметру ее сосредотачивались важнейшие в городе здания, она являлась зримым художественным воплощением идеи регулярности и, как следствие, свидетельством причастности населенного пункта к цивилизованности и порядку. Екатеринодар подобной площади не имел. Городской осью должна была стать улица Красная …» [3, с.49]

Поначалу общественные здания не отличались своими архитектурными формами от обычных жилищ, но с 30–40-х гг. XIX в. на главной улице города и возле крепости возводились отдельные постройки, решенные в приемах классицизма. [2, с.9]

Русский классицизм, трансформирующийся в каждой фазе своего развития, не был явлением однородным, и преображался в зависимости от региональных предпочтений и под влиянием индивидуального опыта и профессионализма того или иного зодчего, вносившего в образ сооружения свой сюжет в достижении «идеала» классицистических идей.

«Роль крупных зданий в организации городской среды основывалось на принципе их широкого обозрения в соответствии с традиционным принципом выделения в общей пространственной композиции города системы свободно взаимосвязанных городских ориентиров. Некоторые из них превращаются в крупные ансамбли, построенные строго геометрически в плане и объемах, но расположенные живописно, в местах удобных для обозрения, обычно в ключевых точках города». [1, c.21]

Первое время существования Екатеринодара, такой градостроительной доминантой, подчеркивая не только административное значение нового элемента городской структуры, но и его композиционную роль, становится комплекс богадельни и больницы с церковью, спланированный ансамблем, и занявшим полностью один из кварталов города, организованным в соответствии с регулярным планом 1818г. на пересечении двух основных улиц.

Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В благословительной грамоте, выданной архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием, на постройку в Екатеринодаре храма во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих радость» от 29 июля 1840г., касательно архитектуры церкви приводится следующее: «Благославлем мы войска Черноморского в гор. Екатеринодаре среди здания войсковой богодельни соорудить храм во имя Скорбящей Божией Матери, но вступить с испрашением помощи Божией в начинание сие с тем, чтобы храм сей устроен был по сделанному архитектором плану и фасаду прочною и добротную и всем нужным и пристойным снабжен: алтарем на востоке по обычаю Восточной Грекороссийской церкви, и алтарь тот был бы не тесный и не темный, при том вышиною в аршин шесть вершков, а шириною и длиною по мере алтаря». [4, c.191]

Рис.1. Храм во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (восточный фасад) г.Краснодар

Рис.2. Интерьер храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодар

Объемно-планировочное решение здание храма во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», согласно плану не является типичным, имея не четко выраженную крестообразную форму (несмотря на тяготение к конфигурации креста латинского образца) и композиционное расположение помещений в свободной «трактовке». Два притвора, устроенных с западного и восточного фасада, расположены в анфиладном порядке и разделены между собой коридором. Восточный притвор примыкает к дьяконице и имеет с ней сообщающийся дверной проем. Здесь же, в помещении, организована церковная звонница, компенсирующая отсутствие храмовой колокольни. В западном притворе имеется дополнительный проход, ведущий в помещения ризницы и крестильной комнаты. К трехнефному внутреннему пространству, не имеющего хоров, горизонтально вытянутого храма, разделенного шестью центральными столпами, на молельный зал, левый и правый приделы, примыкает с западной стороны, прямоугольное в плане подобие «трапезной», служащей естественным продолжением молельного помещения, и с восточной стороны встроенная апсида, в основе которой лежит прямоугольной форма, выраженная на фасаде параллелепипедом ризалитного выступа. Эффектная выразительность центрального пространства в интерьере храма достигается путем ступенчатого подъема потолочных перекрытий, выполненных в ритмической последовательности нарастания, тянущихся от ячейки «трапезной», перекрытой крестовым сводом, через молельный зал с цилиндрическими сводами, к главной световой вертикали подкупольного пространства. В построении структуры одноэтажного храма использован крестово-купольный тип здания, при котором купол опирается на барабан, поддерживаемый четырьмя массивными подпружными арками, переходы к которым заполнены парусами, но в храме во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», их форма и размеры имеет некоторые отступления. «Они заглублены в углы, образуемые арками, вследствие чего имеют малую площадь, а толщина арок, напротив полностью прочитывается». [3, c.50]

Пропорциональное соотношение размеров основного объема храмового здания выявляет следующие параметры; ширина по восточному фасаду (без учета пристроенных в южном крыле вспомогательных помещений) составляет 18,6 м., длина церкви около 26 м., общая площадь 342,7 м2, высота в интерьере варьируется от 4 до 7 м.

Стилистическая композиция оштукатуренных фасадов кирпичного храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» отличается ясностью, в которой элементы классицизма выведены в деликатной последовательности деталей. Пилястры и лопатки слабого выноса, фланкирующие основные объемы, уравновешиваются горизонталями: каменного цоколя, подоконным карнизом и венчающим гзимсом, декорированным зубчиками. В эту «сетку» вписаны оконные проемы с полуциркульным завершением, обрамленные профилированными наличниками рамочного типа. Использованный архитектурно-художественный прием построен на сочетании единообразных рельефных элементов, подчеркивающих, но не разрушающих плоскость стены. Ризалит апсиды восточного фасада увенчан фронтоном, треугольный тимпан которого остался свободным, под ним расположен круглый каменный медальон с изображением лика Иисуса Христа. Западный фасад заканчивается раскрепованным фронтоном, устроенным только над пространством центрального окна. Объем храма завершает прорезанный люнетами световой барабан, поддерживающий классицистический полусферический купол. В местах пересечения продольной и поперечной стен западного фасада запроектированы низкие боковые компартименты, в плане здания, создающие скошенные углы.

Особенностью храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих радость» является несоответствие экстерьера церкви, проявленного как локальная линия провинциальной архитектуры классицистического направления и его интерьера, в развитии которого определяется мотив традиционного «русского» стиля.

«Создание и заселение Кавказских линий непосредственно связано с русской политикой в этом регионе. Военно-оборонительные сооружения и постоянно растущее казацкое население с его сторожевой службой в значительной мере стабилизировали политическую обстановку на Кавказе…» [1, с.298]

Пограничная станица Темижбекская была основана казаками в 1802г. Каменный храм во имя Святого Михаила Архангела построили в станице Темижбекской первым на Кавказской линии в 1811г. В основу его первичного функционального предназначения закладывается фортификационный смысл, что предопределило возведение мощных кирпичных стен толщиной 1,5 м. При выборе архитектурно — художественного решения, примененного для храма во имя Святого Михаила Архангела, стилистическим образчиком становится классицистическое направление в архитектуре зданий.

В объемно-пространственной композиции одноэтажный храм представляет классическое построение «кораблем», на базе четырехчастной структуры деления плана: алтарь — храм — трапезная — притвор (колокольня). Основной крестообразный в плане и завершенный купольной ротондой объем продолжается на запад равновысокой и близкой по ширине трапезной, к которой пристроена двухъярусная колокольня, увенчанная глухим барабаном с куполом луковичной формы. Крестообразная система восточной части основного объема, образована путем примыкании апсиды, северного и южного рукава креста, над которыми возвышаются купола, устроенные на глухих барабанах. Со стороны западного фасада к трапезной и притвору примыкают пониженные объемы компартиментов.

Рис.3. Храма во имя Святого Михаила Архангела (западный фасад) ст. Темижбекская (Фото И. Платонов)

Относительно скромное декоративное убранство храма во имя Святого Михаила Архангела представлено прямоугольными оконными проемами ротонды, чередующимися с глухими нишами, в обрамлении рамочных наличников, имеющих центральный замковый камень, сдвоенными пилястрами, ступенчатыми гзимсами, зубчатыми карнизами, угловыми полуколоннами колокольни, подоконными прямоугольными нишами малого заглубления и круглой формой окон второго света.

По характеру организации внутреннего пространства храм во имя Святого Михаила Архангела является четырехстолпным, трехнефным, с пристроенными левым и правым приделами, позакомарное полукруглое покрытие которых в интерьере отражено цилиндрическими сводами. В образе церкви имеется знакомый дисбаланс между экстерьером и интерьером храмового здания, выраженный в сочетании «иностранного» классицистически выраженного внешнего вида храма с основой «русской» стилистики внутри.

Литература:

1.      Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX веков // Под общей ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., Стройиздат, 1995.

2.      Бондарь В. В. Краснодар: судьба старого центра. К проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар. И. Платонов, 2007.

3.      Филлиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара конца XVIII — начала XX века. Краснодар. Просвещение — Юг, 2008.

4.      Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.) Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. По делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001.

5.      И. Платонов. Фотоальбом «Кубань Православная — Первозванная». Краснодар. И. Платонов, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): имя Святого, восточный фасад, западный фасад, храм, имя, Мать, радость, классицистическое направление, молельный зал, одноэтажный храм.

Похожие статьи

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины XX века

Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века

Толерантный характер архитектуры ярмарочных городов Западной Европы и России в средние века и новое время

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

Символизм в советской архитектуре 20-30гг. ХХ века

Древнерусские черты и архитектурные формы в архитектуре свято-троицкого храма архитектора Ф.О. Шехтеля

Религиозная жизнь г. Октябрьска (села Костычи) в конце XIX — начале XX века

Характерные черты развития основных ремесленных отраслей Гянджи на рубеже XIX-XX веков

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века

Похожие статьи

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины XX века

Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века

Толерантный характер архитектуры ярмарочных городов Западной Европы и России в средние века и новое время

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

Символизм в советской архитектуре 20-30гг. ХХ века

Древнерусские черты и архитектурные формы в архитектуре свято-троицкого храма архитектора Ф.О. Шехтеля

Религиозная жизнь г. Октябрьска (села Костычи) в конце XIX — начале XX века

Характерные черты развития основных ремесленных отраслей Гянджи на рубеже XIX-XX веков

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века