Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его.
В этом году наша область отмечает 75-летний юбилей со дня образования. Процесс восстановления из руин, создания с нуля всех отраслей народного хозяйства требовал много сил и не ограничивался только созданием экономической сферы. Особого внимания требовали образование, медицина, наука, культура, в том числе и религиозный вопрос.
Уже в 1946 году среди оставшегося германского населения стали возрождаться религиозные общины, а в 1947 году были взяты на учёт шесть лютеранских общин, пять католических и одна баптистская община. Но в связи с депортацией немецкого населения из области в Германию осенью 1947 — весной 1948 года, все вышеперечисленные религиозные объединения прекратили своё существование. [1]
Как известно, область заселялась переселенцами из других областей со всего Советского Союза, и, разумеется, среди них были верующие, которые стали выступать за открытие православных церквей и регистрацию церковных общин. Приезжие из центральных районов СССР помнили о православных церквях на своей малой родине, а калининградские моряки имели возможность посещать христианские храмы в городах Европы и советской Прибалтики.
В 1967 г. под воздействием общесоюзных и внешнеполитических факторов в Калининградской области была зарегистрирована первая религиозная группа — община евангельских христиан-баптистов. В скором времени это конфессиональное объединение открыло в Калининграде молитвенный дом и до 1985 г. оставалось единственной легализованной религиозной группой в регионе. Последний период в истории подпольной деятельности калининградских православных верующих наступил с конца 1978 г. В декабре этого года в регионе была воссоздана религиозно-политическая структура — уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР (СДР) по Калининградской области. [1]
Регистрация первого православного прихода состоялась только в 1985 году когда в небольшом частном доме на улице Третьяковской города Калининграда архиепископом Кириллом было проведено первое в истории области архиерейское богослужение. [8]
Вскоре встал вопрос о выборе места для будущего православного храма, так как число прихожан стремительно увеличивалось.
Восстанавливая из руин немецкие кирхи, пришлось решать еще один непростой религиозно-культурный вопрос: насколько допустимо православным использовать для своих богослужений некогда инославные храмы? На этот вопрос ответила история христианства еще в IV-V веках событиями, когда древнегреческие и древнеримские храмы перестраивались в христианские церкви и этот факт вполне сопоставим с ситуацией ХХ века в Калининградской области
Передача православным верующим кирхи Юдиттен явилось отправной точкой для церковных общин города и области к обращению в Совет по делам религий о передаче руинированных или неиспользуемых культовых немецких зданий в пользование православным общинам, а в 1986 году был зарегистрирован приход в городе Советске Калининградской области. [1]
Православию впервые было приковано внимание общественности — люди увидели, что Церковь жива, и живы традиции России. Эти события, произошедшие в течение трех лет, вселяли оптимизм и давали людям надежду на сокрушение атеистического бастиона советской власти в Калининградской области.
Восстановление кирхи Юдиттен
Кирху Юдиттен, которую первой в области передали Калининградской епархии РПЦ в 1985 году, восстанавливали «всем миром», собирая пожертвования и стройматериалы, а также проводя работы общими усилиями. Здание удалось возвести из руин за год, после чего работы по благоустройству и приведению в порядок продолжались еще 5 лет. Сейчас это Свято-Никольский собор. Здесь часто бывают прихожане, любители прогулок, туристы, поскольку это не только одно из самых старых зданий Калининграда (1288 г.), но и редкий пример классической готической архитектуры. И пример того, как церковь и люди могут вместе дать вторую жизнь зарастающим травой руинам. [5, 9]
Сегодня в Калининградской области 87 храмов и часовен. 38 из них восстановлены из лютеранских кирх, часть — построены в 90-е гг. прошлого века и в двухтысячные нынешнего столетия. [6]
Свято-Никольский собор (Кирха Юдиттен). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (кирха Понарт) Храм Покрова Пресвятой Богородицы (кирха Розенау)
Храм Христа Спасителя Храм Святого Александра Невского Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Для изучения данной темы мы встретились с протоиреем храма Кирилла и Мефодия отцом Георгием. Он ответил на наши вопросы и предоставил материалы.
Храм Кирилла и Мефодия, который располагается на проспекте Мира в городе Калининграде, наверное, один из тех, храмов, который необычно начинался. Начинался, к сожалению, с трагической истории, с авиакатастрофы. Несколько пассажиров, погибших в этой авиакатастрофе, были калининградцами, целой многопоколенной семьей, от бабушки до правнучек. Глава семьи принес всю сумму компенсации за погибших на строительство храма и попросил назвать его в память о его дочери Мариамны.
Заглянув в документы Ватиканской библиотеки, основатели храма увидели, что у апостола Филиппа была сестра Мариамна, которая уверовала в Христа и после его распятия и воскрешения вместе с апостолами Филиппом и Варфоломеем отправилась на проповедь христианства в город Иераполь, где была вместе с ними схвачена, мучима и повешена на дереве, вероятно, вниз головой. Апостол Филипп стал молиться, земля разверзлась, и мучители провалились в бездну. Мариамна таким образом освободилась и впоследствии вплоть до своей мирной кончины проповедовала в Малой Азии. Сегодня нижний храм носит имя святой равноапостольной Мариамны, причисленной к лику святых Православной и Католической церквями. На фасаде храма планируется установить мемориальную доску со всеми именами погибших, членов семьи Мариамны.
К сожалению, финансирование строительства храма прекратилось почти на 10 лет, и возобновилось только лишь в 2017 году. [2]
Внутреннее помещение нижнего храма св. Мариамны
Сегодня и нижний храм Мариамны, и верхний храм Кирилла и Мефодия построены, и весь собор приобрёл целостный вид. Нижний храм вмещает до 150 прихожан, а верхний будет вмещать до 600 человек.
Храм Кирилла и Мефодия построен в старорусском стиле по проекту архитектора Олега Копылова, который является автором Храма Христа Спасителя и других калининградских церквей. Колокольня условно шатровая, то есть летящая в небо, а храм четырехугольной формы, с четырьмя столпами, то есть четырехстолпный храм под пятью главами. Главы-луковицы оформлены металлическими пластинами, покрытыми специальным сплавом «под золото», нитридом титана, который сегодня широко применяется при строительстве церквей. Это покрытие устойчиво и даже становится крепче на открытом воздухе, и его цвет получает большую отчетливость.
Архитектурный стиль храма не просто адаптировать к окружающей среде. Отец Георгий так видит основные критерии выбора места и внешнего облика храма: «Все большие храмы должны просматриваться со всех сторон. На Руси такие длинные просматриваемые улицы называлось «прозоры». В начале и в конце улицы непременно должен быть храм как некая такая философия красоты. Если мы вспомним как проектировались города в первом веке, то непременно на всех перекрестках храм, храм, храм. Красиво. Даже если я в него не иду по разным причинам: я не верующий, я из другой конфессии, но я же понимаю красоту, ведь архитектура — это язык красоты. Можно не читать философию, не писать стихи, не уметь или не хватает времени, но я смотрю на это здание, и оно мне нравится. Я помню, когда здесь шла стройка, все еще было окружено забором таким бело-синим… И вдруг вот эта вся красота поднимается, и я сегодня слышу одно и то же: «Какая красота!» Этот человек сюда, может, не зайдет никогда, но он уже понимает, что это красиво».
Цвет наружных стен храма не случаен. Он в стиле южного итальянского песчаника, так как традиционно белый цвет противоречил бы домам, находящимся рядом. Ведь храм находится в историческом районе Калининграда — Амалинау, где почти все здания выполнены в кирпичном, терракотовом, песочном цветах. Верх закомар оформлен объемным, простым и изящным орнаментом.
С колокольни храма, поднимающейся на 68 метров, что делает храм вторым по высоте в области после Храма Христа Спасителя, очень хорошо виден Амалинау.
Отец Георгий предложил нам позвонить в колокола, так как мы пришли в храм в пасхальную неделю. В колокола можно звонить произвольно, как вам захочется, а можно набрать какую-либо мелодию. Информационные технологии позволяют подсоединить колокола специальными сервоприводами к компьютерной программе, и колокола будут «играть» то, что захотите.
.
Одним из важнейших вопросов при строительстве храма является его внутреннее убранство, роспись стен и потолка купола. В Калининграде, разумеется, таких мастеров раньше не было. Они приезжали из других городов по 3–5 человек, расписывали храм и уезжали. А потом один из них, москвич Андрей Бурков, остался и начал создавать свою иконографическую школу, калининградскую, которая, по сути, состоялась и состоит уже из порядка 20 человек. Андрей Бурков руководит росписью храма Кирилла и Мефодия, которая еще не доведена до конца. Расписан только центральный купол, а роспись стен продолжается.
Во внутренней концепции храма роспись является главной составляющей, и она должна гармонично сочетаться с иконами, которые выполняются этими же художниками в уже выбранном едином стиле.
Из интервью с отцом Георгием: «Если в Смоленске какая-нибудь бабушка тащит с подвала иконку, вот, мол, она у меня осталась, вот, надо её куда-нибудь повесить. И если батюшка не сильно дружит с искусством, он берет молоток, гвоздик, прибивает его и вешает иконку. У нас есть храм в Чкаловске, где иконы привезены из Греции. Там всё единое, греческое. Там весь иконостас целиком был заказан в Греции. Он совсем не похож на наш. он традиционный, расписан синим цветом. Это сербский цвет, на Руси синим цветом редко пользовались, а сербы его любят. Должна быть одна гильдия, но вот почему мы говорим только сейчас, что созрела наша школа, и Андрей Бурков может доверять любому из 18 своих художников».
В процессе росписи храма участвуют не только художники, но и священники, которые готовят презентации, вносят идеи и предложения. Участвует в этом и архиепископ Серафим, глава Калининградской православной митрополии.
Литература:
- История города. Администрация ГО «Город Калининград». https://www.klgd.ru/city/history/almanac/a5_43.php?print=Y
- Калининград. Церковь Кирилла и Мефодия. Соборы.ру. https://sobory.ru/article/?object=54348
- Калининград. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Sobory.ru. https://sobory.ru/article/?object=14186
- Кирха предместья Понарт — Калининград. Prussia39. https://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=612
- Православный оплот: Свято-Никольский храм в кирхе Юдиттен в Калининграде. Новый Калининград.ru. https://www.newkaliningrad.ru/news/community/7689180-pravoslavnyy-oplot-svyatonikolskiy-khram-v-kirkhe-yuditten-v-kaliningrade.html
- Храмы. Калининградская епархия Русской Православной церкви. https://kdeparh.ru/blagochiniya-i-xramy/xramy/
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Калининграде (бывшая кирха Понарт). Культура.РФ. https://www.culture.ru/objects/732/khram-rozhdestva-presvyatoi-bogorodicy-v-kaliningrade-byvshaya-kirkha-ponart
- Юдиттен-кирха.Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %AE %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BD- %D0 %BA %D0 %B8 %D1 %80 %D1 %85 %D0 %B0
- Юдиттен кирха — Свято-Никольский храм. Prussia39. https://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=3