Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 98-105. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/89/5449/ (дата обращения: 17.12.2024).

В 1870-х гг. возникает рационалистическое течение в архитектуре, обусловленное отходом от инородного для русской культуры классицизма и угасающих подражательных тенденций, стилеобразующие факторы которых в архитектурных формах, эмпирически отражали истоки того или иного всемирно известного архитектурного стиля. Вторая половина XIXв. отличающаяся стилевым многообразием и расцветом «зрелой эклектики» способствует поиску компромиссных решений, в перспективе которых возникают новые представления о переосмыслении художественной идеи связанной в первую очередь с функциональным предназначением здания.

Так называемый «кирпичный» стиль сформировался в промышленной архитектуре гораздо раньше, чем в гражданской. Причиной этого был, во-первых, ранний отказ от внешних форм классицизма (1836г.), а во-вторых, существовавшая еще с петровских времен тенденция к простоте строительства и экономичности при эксплуатации. [1, 345] Отказ от ордера, ритмичность членений, простой и практичный способ отделки фасадов без использования штукатурки и дополнительных средств, — отличают здания фабрик, построенных из кирпича в 1830–1840гг. В тот период, подобный способ возведения промышленных объектов, не представлял собой каких-либо утвержденных образцов зарождавшегося «кирпичного» стиля в русской архитектуре, но определенно стал его предвестником.

Преподаватель Петербургского строительного училища А. К. Красовский является признанным основоположником рационалистического направления в русской архитектуре. «Направление архитектуры, — пишет Красовский — не должно состоять в исключительном стремлении к одному полезному или одному изящному; основное правило ее есть преобразование одного в другое, то есть полезного в изящное… Техника или конструкция есть главный источник архитектурных форм. Участие художества при сочинении этих форм состоит только в сообщении грубым формам техники художественной оконченности» — определяет Е. И. Кириченко кредо зарождающегося стилистического течения, ссылаясь на учебное руководство А. К. Красовского

«Гражданская архитектура. Части зданий» изданное в 1851г. [2,160]

Архитекторы, приверженцы новой тенденции в строительстве, при возведении зданий, поверхность кирпичной кладки стали все чаще оставлять обнаженной. Чтобы обогатить художественные возможности этого приема, стену из искусственного камня, облицовывали керамическими плитками, полихромным (разноцветным) кирпичом, изразцами, терракотовыми вставками, природным камнем. [1,346] На пике стиля, одним из наиболее выразительных средств, становится рельефная кладка, нередко обогащенная сложной орнаментальной выразительностью архитектурных деталей.

Идеи рационализма, постулированные А. К. Красовским, вплоть до Октябрьской революции пропагандировал Петербургский институт гражданских инженеров (в 1867г. строительное училище было преобразовано в институт), в котором получали образование многие известные кубанские зодчие, но в их архитектурной практике эта стилистическая направленность оказалось маловыраженной. Некоторый из построенных в Кубанской области храмовых сооружений, по ряду характеристик, скорее определяют стилистический «стык» между рационализаторской тенденцией в строительстве конца XIXв. и приверженностью южных архитекторов в поисках переосмысления исторически сложившихся на Руси форм.

Храм во имя Святой Троицы города Майкопа (Адыгея, Краснодарский край), заложенный в феврале 1881г. возвели к марту 1889г. при содействии коллежского асессора Г. А. Коваленко, собравшего деньги на его постройку. В архитектурно-художественном решении храм во имя Святой Троицы города Майкопа определяется одним из образцов «кирпичного стиля». Нетрадиционный для храмового строительства Кубани внешний облик культового сооружения, в гладкой кирпичной кладке которого изначально заложена декоративная функция, ассоциируется с влиянием фабричной архитектуры. Скромно декорированный, вытянутый по продольной оси, крестообразный в плане храм, центральный объем которого венчает оригинальное пятиглавие, чьи глухие барабаны, поддерживающие купола необычной формы, напоминают заводские трубы.

Рис.1 Храм во имя Святой Троицы г.Майкоп (Адыгея, Краснодарский край) (Фото И..Платонов)

В стилистике эклектичных версий «кирпичного» зодчества построенных в Кубанской области (Краснодарский край) можно отметить; храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы город Кропоткин, церковь во имя Святой Троицы станица Вознесенская, храм во имя Святого Николая Чудотворца село Великовечное.

Рис.2. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы г.Кропоткин (Фото И.Платонов)

Рис.3. Храм во имя Святого Николая Чудотворца с. Великовечное (Краснодарский край) (Фото автора)

Рис.4. Храм во имя Святого Николая Чудотворца с.Великовечное (Краснодарский край) (Фото автора)

Храмовое здание во имя Святой Троицы станицы Вознесенской, построенное в 1906г., хотя в основе содержит типичную для русской архитектуры форму, в которой четверик церкви венчают пять глав, имеет кладку стен и отдельные детали архитектурного декора, ориентирующие общую эклектичную стилистику здания, как интеграцию рационалистического мотива в привычный образ отечественного культового сооружения.

Не предусмотренные по проекту в храме колокольня и хоры, а также параллелепипед алтарного выступа тождественный объемам трех приделов только усиливают эту тенденцию. Акцент на ключевую роль влияния «русского стиля» с использованием мотивов византийского зодчества, задуманного архитектором, смещен посредством нестандартной обработки стен храма во имя Святой Троицы станицы Вознесенской и особенностями его планировки. Лишенный красок, монохромный декор стен строго упорядочен, вписанный в систему зеркальной симметричности фасадов церкви.

Основной объем здания представляет собой обстроенный приделами четверик с выступающей алтарной частью. В концепции единого облика, храмовое сооружение во имя Святой Троицы, производит впечатление целостности, лаконичности и подчеркнутой функциональности. Конфигурация греческого креста, положенная в основу при проектировании плана здания, обуславливает компактность его объемно-пространственной формы. На линии восток-запад, в симметрично — осевой композиции здания, расположены помещения: алтарь (апсида), центральный зал с боковыми приделами, трапезная и притвор.

Рис.5 Храм во имя Святой Троицы (западный фасад) ст.Вознесенской (Краснодарский край) (Фото Н.Ивановой)

Рис.. Храм во имя Святой Троицы (юго-восток) ст. Вознесенской (Краснодарский край) (Фото Н. Ивановой)

Дополнительную выразительность экстерьеру здания придают, кроме четырех угловых главок на глухих барабанах, с доминирующим над ними центральным куполом, завершающих четверик, дополнительные малые главки на шеях, по одной, установленные на трапециевидные по форме щипцы, декорирующие все фасады храма. Восьмигранный высокий световой барабан опоясан лентой полуциркульных окон, декорированных кокошниками килевидной формы, пяты арок которых опираются на колончатое обрамление оконных проемов. Декорирует центральный барабан два ряда венчающего карниза. Высокий гзимс, проходящий над окнами выполнен из двух скомбинированных поясков: нижнего арочного и верхнего зубчатого. Завершает барабан отделенный трехступенчатым пояском от нижнего гзимса карниз из полукруглых кокошников. Венчает объем храма купол луковичной формы. Малые угловые барабаны с главками, установлены на высокие кирпичные постаменты, имеющие архитектурную деталь, выложенную в виде имитации полукруглой арки в центральных частях на каждой грани параллелепипеда. Глухие барабаны декорирует аркатурно-колончатый пояс и венчающий карниз, выполненный ступенчатым гладким пояском. Конструкция кирпичных стен здания церкви сложена с использованием однорядной (цепной) перевязки и имеет трехчастное горизонтальное деление всего декора рельефной кладки по высоте храма. Первый уровень, это кирпичный высокий и гладкий цоколь здания с небольшим вкраплением архитектурных деталей в виде рамок с квадратными сердечниками. Второй ярус проходит от верхней точки завершения цоколя до центра верхней части полукруглого обрамления трехчастной композиции, составленной из полуциркульных окон, которые находятся над порталами северного, южного, западного фасадов храма. Второй уровень стен, усиленных угловыми лопатками, обработан с помощью квадрового руста. Полуциркульные оконные проемы обрамляют арочные перемычки, пяты которых опираются на ¾ круглые колонки, вырезанные в стенах храма на ½ высоты окна. Тяга над окнами, бегущая по периметру храмового здания, выполнена в виде пояска с зубчиками (сухариками), который над световыми проемами четверика образует форму килевидных кокошников. Дощатый руст, использованный для третьего яруса декоративной отделки четверика и притворов храма, прерывается тягой, организованной на ½ высоты последнего уровня декоративного убранства основного объема здания, переходя в гладкую кладку, завершенную ступенчатым карнизом, обрамленным по нижнему краю зубчиками. В кладке стен притворов, руст подведен под зубчатый карниз, мотив которого повторен в кирпичном орнаменте щипца. Над трехчастной композицией окон устроены круглые медальоны. Лопатки становятся гладкими и увенчанными импровизированными капителями на тему куба, декорированного зубчиками. Каменные крыльца входов, увенчанные килевидными арками, выдержаны в общей тематике к декоративному убранству всего здания. Временная звонница устроена внутри храма. Эстетика восприятия северного фасада частично искажена необходимостью пристроить к храмовому зданию котельную.

По характеру организации внутреннего пространства храмовое здание во имя Святой Троицы станицы Вознесенской относится к типу четырехстолпного крестово-купольного храма, пилоны которого поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. Рукава «креста» перекрыты коробовыми сводами и ориентированы по сторонам света.

Храм во имя Святой Троицы станицы Вознесенской, расположенный в центральной части станицы, имеет хорошо просматриваемые обзорные точки со всех сторон и играет доминирующую роль в организации застройки сельского поселения.

Станица Новоивановская (Краснодарский край), расположенная в ровной степной местности на небольшой речке Водяной, впадающей в реку Ею, была основана как хутор Новоивановский Ейского отдела Кубанской области в 1891г. казаками-переселенцами.

В своих исследованиях, относящихся к истории и архитектуре храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы станицы Новоивановской (Краснодарский край), архитектор — реставратор И. Г. Семенова упоминает о сохранившихся исторических документах, в которых затронуты вопросы строительства церквей в 1872г. при пособии Кубанского казачьего войска для 25-и станиц Кубанской области.

В хуторе Новоивановском 23 марта 1897г., при здании церковно-приходской школы, построенной на 2 года раньше, был устроен молитвенный дом: на каменном фундаменте, деревянный, покрытый железом и холодный. Престол в нем освятили во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. С этого периода хуторским сообществом начинают изыскиваться средства на постройку большого каменного храма. К 1906г. имелся план церкви и строительная смета на сумму в 43916 руб. В середине 1907г. архитектор И. К. Мальгерб для начальника Строительного комитета Кубанского областного правления подготовил акт освидетельствования грунта, расчет устойчивости и прочности сооружения, засвидетельствованные лично. И. К. Мальгерб писал: «Площадь, избранная для постройки церкви, находится в середине хутора, представляет ровное место без бугров и ям. Размер 120х120 сажень. На восток на площадь фасадом расположена постройка молитвенного дома, на запад — хуторское правление». (ГАСК-Ф135, оп.64, лл.16–18) Утвержденный проект каменной церкви со всеми необходимыми приложениями в хуторе Новоивановском от 7 мая 1908г. Строительным комитетом Кубанского областного правления был передан в Ставропольскую Духовную консисторию. Через год было получено разрешение на постройку новой кирпичной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в хуторе Новоивановском. Согласно архивным источникам: «8 августа 1909г. Благочинный Св. Николай Парадиев освятил место и закладку храма. Подрядчиком по строительству был определен Иван Мациовский, десятником — крестьянин Константин Рощенко. Жители хутора организовали хуторской строительный комитет по постройке церкви, в который вошли казаки Федор Капустин, Евграф Шенгерей, Яков Рипа, Иван Брик, Иван Городицкий, Савва Собачка, Аким Жованый и др». (ГАСК-Ф135, оп.64, д.442, л. 43)

Спустя три года, избранным главой комиссии, освидетельствовавшей только что построенный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы 17 июня 1912г., по приглашению строительного комитета хутора Новоивановского, становится архитектор-инженер А. П. Косякин. Тогда же был составлен акт о приемке деревянного эмалированного трехпрестольного иконостаса, установленного И. В. Фатьяновым.

По благословлению Архипастыря Архиепископа Агафедора, возведенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы храм был освящен 15 сентября 1912г. В тот же день хутор Новоивановский переименовали в станицу.

Ставропольские Епархиальные ведомости за 1912г., № 44 напечатали статью учительницы Зои Массальской, впечатленную событием освящения храма в станице Новоивановской: «Храм наш кирпичный, стоимость его около 80000 руб., архитектура его довольно оригинальна. Главный купол царит надо всей церковью, он массивен в византийском стиле и выше всей церкви. Видевшие храм на станции «Борки» говорят, что наш храм внешним видом напоминает тот. Внутри храма очень много света. Свет падает сверху из купола… Иконостас деревянный эмалированный, дороговизной глаз не бьет, позолоты очень мало в нем, но он поражает своим изяществом, он весь как кружевной, а соединение цветов розового, фисташкового и голубого приятно ласкает глаза».

Стилистическое решение здания храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Новоивановской определяется эклектичной версией «русского стиля» в образе одного из ее разнообразных кирпичных вариантов. Подобный проект церкви в честь Богоявления Господня был реализован на Гутуевском острове г.Санкт-Петербурга в 1899г. Проект храма в г.Санкт-Петербурге вместимостью на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер В. А. Косяков и инженер Б. К. Правдзик. Принимая во внимание тесное сотрудничество Б. К. Правдзика с кубанскими зодчими, наиболее вероятно, что данный типовой проект, являющийся прототипом для церкви хутора Новоивановского, был позаимствован у него.

Рис.7. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы ст. Новоивановская (Краснодарский край) (Фото И. Платонов)

Рис.8. План храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы ст. Новоивановская (Краснодарский край) (Из авторских материалов архитектора — реставратора И. Г. Семеновой)

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Новоивановской относится к типу церквей с симметрично-осевой композицией (вытянутой по линии восток — запад): апсида, центральный объем храмового здания с северным и южным боковыми приделами, трапезная с хорами на втором ярусе, колокольня (притвор). Доминирующая вертикаль объемно-пространственной композиции — масса бесстолпного храма, в основе которой лежит восьмерик на четверике. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Новоивановской и аналогичное ему здание храма в честь Богоявления Господня в г.Санкт-Петербурге, организованы по традиционному в православии плану типа «крест», который в объемно-пространственной композиции обусловил построение масс, растущих в ритмическом порядке по высоте к центру.

Четверик храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Новоивановской, примыкающая к нему граненая апсида и второй ярус трапезной (хоры) читаются единым объемом, венчающая часть которого над алтарем и хорами, перекрытыми бочарным сводом, разрывается световыми чердачными закомарами. На четверике, с переходом через тромпы, устроен глухой восьмерик, декорированный по каждой плоскости грани — слепыми окнами с кокошниками, устроенными на колончатом обрамлении, по углам (на стыках граней) — врезкой круглых ¾ колонн. На восьмерик установлен граненый мощный барабан, прорезанный 16 арочными световыми проемами и увенчанный карнизом в виде пояса из кокошников. Завершение верхней части стен шестнадцатигранного барабана, на который опирается сферический свод, по диаметру его окружности, представляет глухой аттик, декорированный зубчиками и аркатурно-колончатым поясом. Завершает объем храма шлемовидный купол. Пятигранная апсида алтаря с арочными проемами второго света перекрыта конхой (возможно веерный свод), увенчана миниатюрным шатром с луковичной главкой. Вокруг апсиды на уровне первого яруса устроен крытый обход, который декоративным убранством фасадов тождественен первому ярусу трапезной.

Эклектичный кирпичный декор имеет явный уклон в сторону «русского стиля». Лицевая кладка здания выполнена фламандской перевязкой из красного и желтого кирпича. Разнообразные приемы кирпичного декора, выполненные за счет выдвижения и углубления кирпича различной конфигурации, полученного путем тески или использованием лекальной формы, и создающим многообразие ширинок, бегунков, колонок в многочисленных вариантах.

Колокольня с шатровым покрытием, увенчанным главкой, — четырехъярусная, пирамидальной композиции: двухъярусный четверик поддерживает два восьмерика, верхний из которых меньших размеров. Все грани восьмериков прорезаны оконными проемами с полуциркульным завершением и обрамлены архивольтами в виде кокошников.

Параллелепипед двухъярусной части колокольни по высоте, горизонтали членений, габаритными параметрами проемов, декору композиционно дублируется с двухъярусными объемами северного и южного приделов, имеющих аналогичное колокольне шатровое покрытие с главками. С западной стороны центрального объема, в боковых приделах расположены отдельные входы с полуциркульными завершениями и декорированные в общей, но упрощенной стилистике по отношению к главному порталу храма.

Изящные формы колокольни, в контрасте к основному объему храма во имя Покрова пресвятой Богородицы станицы Новоивановской, подчеркивая значительность его главной массы, одновременно усиливают единство кружевного декора всего здания храма и в сочетании с двухцветной кирпичной кладкой создают впечатление легкости и полной гармонии.

Рис.9. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы ст. Каневская (Краснодарский край) (Фото И. Платонов)

Тот же принцип построения объемно-пространственной композиции и подобную стилистику в архитектурных деталях художественного образа культового здания использовал при строительстве храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Каневской (Краснодарский край) архитектор И. Х. Морбель. Внушительное храмовое здание, заложенное 13 июня 1902г., возвышается в центре Южной площади станицы Каневской с 1912г.

Литература:

1.                 Санкт-Петербург Архитектурные стили / Автор-составитель М. С. Зимина// Санкт-Петербург, 2005.

2.                 Е. И. Кириченко. Русская архитектура 1830–1910-х годов. Москва, 1978.

3.                 И. Г. Семенова. Авторские материалы исследования мастерской архитектора-реставратора И. Г. Семеновой храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы станицы Новоивновской (Краснодарский край). Краснодар, 2003.

4.                 И.Платонов. Кубань Православная — Первозванная. Фотоальбом. Краснодар, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): имя Покрова, Краснодарский край, Пресвятая Богородица, храм, Святая Троица, храмовое здание, имя, Святая Троица станицы, Кубанская область, объемно-пространственная композиция.

Похожие статьи

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Генезис становления системы наказания в российском уголовном праве XI–XIX вв.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Похожие статьи

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Генезис становления системы наказания в российском уголовном праве XI–XIX вв.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища