Зеленчукские храмы Нижне-Архызского городища
Автор: Соколова Юлия Александровна
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 05.03.2017
Статья просмотрена: 1005 раз
Библиографическое описание:
Соколова, Ю. А. Зеленчукские храмы Нижне-Архызского городища / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11924/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: Нижне-Архызское городище, Северный Кавказ, Зеленчукские храмы, Северный Зеленчукский храм, Средний Зеленчукский храм, Южный Зеленчукский храм, В. А. Кузнецов
Аланы, потомки современных осетин, оставили свой отпечаток на территории Северного Кавказа. Аланская христианская культура процветала не только на территории Краснодарского края (Ильичевское городище), но и в Карачаево-Черкесии, ярким примером которой является Нижне-Архызское городище.
Нижне-Архызское городище, получило свое название от поселка Нижний Архыз, который расположен в ущелье реки Большой Зеленчук, в 22 км от станицы Зеленчукской, Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
Началу исследований территории Карачаево-Черкесии положила экспедиция по изучению Кавказа, организованная Российской Академией наук во второй половине XVIII века.
Майор А. Я. Потемкин (дальний предок Г. Потемкина-Таврического) побывал на Кавказе, в частности на территории Большого Зеленчука в 1802 году. Он был первым, кто заметил храмовые комплексы Нижнего Архыза. Его руке принадлежат чертежи карт, с подробным описанием близлежащих регионов, зарисовки Зеленчукских храмов.
В 1829 г. генерал Емануель, ранее совершавший поход на Кавказ, направил в верховья Кубани архитектора И. Бернадацци для зарисовки храмов. И. Бернадацци перенес на бумагу точный план Зеленчукских храмов. С этого момента начинается активное изучение северокавказских памятников истории и археологии.
В 1867 г. Кавказ посетили братья Нарышкины, члены Русского географического общества. Они представили свои зарисовки планов и находок в северном Зеленчукском храме. Со второй половины XIX века Нижне-Арзызскими памятниками начало интересоваться Московское археологическое общество, которое в 1888 году направило талантливого художника Д. М. Струкова. В этих местах художник обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Эта находка дает основание полагать, что у алан уже в X веке была своя письменность. Струковым был создан альбом ценных рисунков с натуры, отображающих реальный вид храмов снаружи и внутри. В наше время труд Д. М. Струкова является единственным источником изучения монументальной росписи некоторых храмов, находящихся на Нижне-Архызском городище.
В конце XIX в. начинаются первые масштабные раскопки, проводимые археологом В. М. Сысоевым в 1895, 1896 и 1898 гг.
Активное исследование Нижне-Архызских памятников продолжается и в советское время. Е. П. Алексеева в своей работе дает подробное описание этапов археологического изучения памятников Карачаево-Черкесии [1].
Плодотворно на территории Нижне-Архызского городища работал историк, археолог, специалист по истории алан, Владимир Александрович Кузнецов. Именно его исследованиям будет посвящена данная статья.
Нижний Архыз богат памятниками истории и археологии, но больший интерес представляют памятники христианского монументального зодчества, а именно Северный, Средний и Южный храм, хорошо сохранившиеся до наших дней. Три храма вошли в литературу под названием Зеленчукских [2, 3, 4].
Группу Зеленчукских храмов возглавляет Северный храм — самый крупный христианский памятник на Северном Кавказе (рис. 1). По утверждению В. А. Кузнецова, этот храм был кафедральным собором Аланской епархии, был построен во второй четверти X века при абхазском царе Георгии II (920–955 гг.) [5, с. 89].
Ценность храму предает тот факт, что он никогда не был подвержен переделкам и ремонтам, т. е. дошел до нас в первозданном виде [7, с. 29].
Рис. 1. Северный Зеленчукский храм. Рис.2. Северный Зеленчукский храм (вид изнутри)
Храм представляет типичное здание крестовокупольной композиции с тремя апсидами, шестистолпное, удлиненное в западной части за счет нартекса и композиционно осложненное тремя притворами: с севера, юга и запада [5, с. 87]. Внутри храма, в ходе раскопок 1960 г., удалось обнаружить двухступенчатую солею, трехступенчатый синтрон и первую на территории Северного Кавказа крещальню (рис. 2.) [6, с. 171].
В литературе отмечалась близость между северным Зеленчукским и Лыхненским храмом в Абхазии. По мнению В. А. Кузнецова: «Связь между этими памятниками обусловлена не только схожестью плана и модуля, но и многочисленными совпадениями в деталях, что свидетельствует об их синхронности и принадлежности к одной архитектурной школе. Есть все основания считать северный храм Нижнего Архыза произведением абхазской архитектурной школы X века». [6, с. 172].
Средний храм по площади меньше северного, при этом, не менее монументален. «Средним» его назвали по месту нахождения, т. к. храм находится между Северным и Южным. Средний храм, в отличие от Северного, был реставрирован и перестроен монахами. Изучению мешает толстый слой штукатурки, которую монахи вылили на стены храма, скрыв при этом многие фрески и другие важные для изучения детали. [7, с. 48]. Для изучения архитектуры этого храма единственным ценнейшим источником являются зарисовки Д. М. Струкова, который изобразил на бумаге внутреннее устройство храма, с его фресками, настенными узорами, которые были безвозвратно уничтожены штукатуркой (рис. 3).
Рис. 3. Д. М. Струков. Изображения святых
По плану храм является крестовокупольным бесстолпным зданием. В. А. Кузнецов полагает, что первоначально храм задумывался как здание крестового плана, но в ходе строительства был переделан в трехапсидный. [6, с. 171].
С датировкой храма сложились некоторые трудности, так как нет никаких прямодатирующих материалов. Вокруг датировки сложилось много версий. До сих пор никто из исследователей не ответил на главный вопрос — какой же храм старше: северный или средний? Есть предположения, что средний храм был построен немного раньше северного, примерно в 20-х гг. Х века, и возможно, здесь находился митрополит в период строительства северного храма [6, с. 174].
Говоря об архитектурной составляющей, стоит упомянуть о близости храма к византийскому стилю, а так же схожесть с грузинскими и абхазскими монументальными сооружениями.
Южный храм — самый скромный из представленных Зеленчукских храмов. Находится вокруг древних жилых кварталов. Очевидно, что он обслуживал основную часть населения. Южный храм пострадал от монашеских «реставраций» сильнее всего [7, с. 61–62]. Снаружи и внутри храм залит штукатуркой, уничтожившей возможную настенную живопись. Храм накрыли железной крышей, барабан накрыли досками, низкий купол увенчали луковичной главой с крестом, характерной для русской церковной архитектуры и сохранившейся до сих пор (рис. 4).
Рис. 4. Южный Зеленчукский храм
Храм трехапсидный, крестовокупольный, трехнефный, с четырьмя столбами квадратного сечения, типичными для всех храмов Нижнего Архыза. Характерной особенностью плана является резко вытянутый в длину подкупольный квадрат. [5, с. 92].
Специалисты отмечают, что этот храм воздвигался руками местных мастеров. В. А. Кузнецов указывает на асимметричность подкупольного квадрата и разную форму подпружинных арок, и приходит к мнению о том, что мастер был плохо подготовлен и очевидно был местного происхождения [7, с. 64]. Эта версия подтверждается иной техникой кладки, отличавшейся от техники кладки северного и среднего храмов. Датируется памятник примерно первой половиной XI века.
В. А. Кузнецов дает архитектурные параллели южному храму, схожему по типу с другими памятниками христианства, расположенными в сфере провинциальной византийской культуры. Таковыми являются здания номер 4, 9, 34 в Херсонесе, абхазские храмы в Алахадзиха и Мсыгхуа, церковь Германа в Болгарии, церковь Иоанна Предтечи в Керчи [7, с. 71–72].
Кроме Зеленчукских храмов на территории Нижне-Архызского городища находятся десять одноапсидных церквей. Рассмотрение памятников христианской культуры в Нижнем Архызе, свидетельствует о том, что это городище являлось крупнейшим религиозным центром Алании в X-XIII веках. Архитектура Зеленчукских храмов говорит об активном византийском влиянии на население и район Нижнего Архыза. Особенность Нижне-Архызского городища состоит в том, что ни одно средневековое городище Северного Кавказа не имеет такого огромного количества памятников христианской архитектуры.
Литература:
- Алексеева Е. П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии / Е. П. Алексеева. – М., 1992.
- Кузнецов В. А. Северный Зеленчукский храм X века / В. А. Кузнецов // Советская археология. – 1964. – № 4.
- Кузнецов В. А. Средний Зеленчукский храм / В. А. Кузнецов // Советская археология. – 1968. – № 3.
- Кузнецов В. А. Южный Зеленчукский храм / В. А. Кузнецов // Советская археология. – 1971. – № 1.
- Кузнецов В. А. Нижний Архыз в X-XII веках / В. А. Кузнецов. – Ставрополь, 1993.
- Кузнецов В. А. Алания в X-XIII вв. / В. А. Кузнецов. – Орджоникидзе, 1971.
- Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании / В. А. Кузнецов. – Орджоникидзе, 1977.
Ключевые слова
Северный Кавказ, Нижне-Архызское городище, Зеленчукские храмы, Северный Зеленчукский храм, Средний Зеленчукский храм, Южный Зеленчукский храм, В. А. КузнецовПохожие статьи
Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры
В статье рассматривается история открытия и дальнейшая судьба старейшего памятника христианской культуры на территории России — Ильичевского городища.
Могильник как археологический источник
В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея
В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...
Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам)
В статье автор исследует историю формирования мнения о городище Айртам, и, основываясь, на последних исследованиях учёных, пришёл к заключению о чрезмерной идеологизированности выводов советского исследователя Б. В. Лунина.
Опыт реконструкции архитектурного комплекса Чатал-Хуюк (7100–5600 гг. до н. э.)
В статье рассматривается опыт реконструкции архитектурного комплекса Чатал-Хуюк (тур. Çatalhöyük — «холм волной»), который существовал между 7100–5600 годами до н. э. Местонахождение архитектурного комплекса Анатолия, Турция, по своим размерам являет...
Культовое значение керамики в ташковской культуре
В статье рассматривается значение керамики в ташковской культуре. Автор ви-дит возможность реконструкции ряда религиозных представлений данной археологиче-ской культуры, связанных с особенностями хозяйственной жизни и отношением к керамике. Статья на...
Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья
В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...
Количественная оценка закарстованности известняков Шедокского месторождения (Западный Кавказ)
В статье автор дает оценку общего объема закарстованности карбонатной толщи на Шедокском месторождении.
Вклад М. И. Ростовцева в изучение истории Боспорского царства
В статье автор пытается определить вклад М. И. Ростовцева в изучении Боспорского царства.
Гидрогеология южного массива Шедокского месторождения известняков в Мостовском районе Краснодарского края
В статье автор рассматривает характеристики и особенности гидрогеологических условий южного массива Шедокского месторождения и классифицирует воду по классификации Вернадского В. И., Алекина О. А. и формулы Курлова М. Г.
Похожие статьи
Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры
В статье рассматривается история открытия и дальнейшая судьба старейшего памятника христианской культуры на территории России — Ильичевского городища.
Могильник как археологический источник
В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея
В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...
Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам)
В статье автор исследует историю формирования мнения о городище Айртам, и, основываясь, на последних исследованиях учёных, пришёл к заключению о чрезмерной идеологизированности выводов советского исследователя Б. В. Лунина.
Опыт реконструкции архитектурного комплекса Чатал-Хуюк (7100–5600 гг. до н. э.)
В статье рассматривается опыт реконструкции архитектурного комплекса Чатал-Хуюк (тур. Çatalhöyük — «холм волной»), который существовал между 7100–5600 годами до н. э. Местонахождение архитектурного комплекса Анатолия, Турция, по своим размерам являет...
Культовое значение керамики в ташковской культуре
В статье рассматривается значение керамики в ташковской культуре. Автор ви-дит возможность реконструкции ряда религиозных представлений данной археологиче-ской культуры, связанных с особенностями хозяйственной жизни и отношением к керамике. Статья на...
Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья
В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...
Количественная оценка закарстованности известняков Шедокского месторождения (Западный Кавказ)
В статье автор дает оценку общего объема закарстованности карбонатной толщи на Шедокском месторождении.
Вклад М. И. Ростовцева в изучение истории Боспорского царства
В статье автор пытается определить вклад М. И. Ростовцева в изучении Боспорского царства.
Гидрогеология южного массива Шедокского месторождения известняков в Мостовском районе Краснодарского края
В статье автор рассматривает характеристики и особенности гидрогеологических условий южного массива Шедокского месторождения и классифицирует воду по классификации Вернадского В. И., Алекина О. А. и формулы Курлова М. Г.