Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры
Автор: Соколова Юлия Александровна
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 05.03.2017
Статья просмотрена: 8179 раз
Библиографическое описание:
Соколова, Ю. А. Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11874/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается история открытия и дальнейшая судьба старейшего памятника христианской культуры на территории России — Ильичевского городища.
Ключевые слова: Ильичевское городище, хутор Ильич, аланы, М. Н. Ложкин, Западная Алания
Хутор Ильич находится в Отрадненском районе Краснодарского края, был открыт в 20-х годах XX века. Думу о переселении вынашивали и первыми осуществили красный казак Василий Сергеевич Гридин и Петр Иванович Науменко. Сооружали турлучные хаты, обмазывая их глиной, крыли тем, что было под рукой – камышом, соломой. Сообща разделывали наделы [10, c. 46]. Люди с энтузиазмом переселялись в эти живописнейшие места, окружаемые цепью лесистых гор, богатые разнообразием флоры и фауны. Есть в окрестностях хутора много других замечательных мест — карьеры с богатыми залежами известняка, минеральные источники, лечебные грязи, пещерные комплексы, горные реки, полные рыбы, водопады. Но самая важная достопримечательность этих мест — древнее городище близ хутора Ильич, позднее получившее название Ильичевское.
Известный кубанский краевед Михаил Николаевич Ложкин (1910–1999) получает признание в 1960-е — 1990-е годы как неутомимый организатор музейного дела в Отрадненском районе Краснодарского края (рис. 1) [1, c. 12].
Рис. 1. Михаил Николаевич Ложкин
М. Н. Ложкин закончил историко-экономический факультет Вятского пединститута им. В. И. Ленина, затем заочно обучался на историческом факультете МГУ в 1940–1941 гг., но война помешала получить полноценное университетское образование [9, с. 44].
С 1942 по 1974 год работал учителем на хуторе Ильич, сюда М. Н. Ложкин с семьёй был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны [3, с. 112–113].
Будучи страстным любителем археологии, Михаил Николаевич организовывал походы, участие в которых принимали и его ученики. Особую страницу в жизни хутора занимает изучение открытого в 1961 году Ильичевского средневекового городища — памятник аланской культуры и археологии, датируемый VIII — XII.
Аланы – ираноязычные кочевники, потомки современных осетин, осевшие на территории современного Отрадненского района в I-II вв., хотя эта территория заселялась с более ранних времен, что подтверждают найденные орудия из кремня и камня эпохи позднего палеолита [8, с. 25].
Эта находка – настоящее чудо, ведь городище старше самой Киевской Руси на полвека! Городище расположено к югу от х. Ильич, на водораздельном хребте, между реками Урупом, Гамовкой и Кувой. Протяженность городища 15 км, площадь — более 5 гектар. Центр городища – поселок протогородского типа.
О найденной в Отрадненском районе, вблизи хут. Ильич, крепости есть упоминания даже в осетинском Нартском эпосе. Правда, там река Уруп называют Уарпом, а крепость «Уарп-фидар». Правил крепостью Уарп-алдар (князь по имени Сайнаг) со своей женой Уарп-ахсин (имя не приводится) [8, с. 8].
С севера и юга городища поднимались неприступные скалы. С востока и запада — жители копали рвы до 5 м вглубь и в 10 м в ширину, сооружали многометровые стены, на которых располагались сторожевые башни. Такие сооружения говорят о том, здесь жили люди власти — князья, священнослужители, знать.
Позже выяснилось, что в этих местах мог проповедовать святой Апостол Андрей Первозванный. В хрониках грузинского царя Вахтанга V указывается, что Апостол Андрей Первозванный посещал кавказские страны в 40-е годы от Рождества Христова [8, с. 25].
Ученые предполагают, что на этой территории были языческие святилища, сменившиеся позже христианскими. Городище являлось центром ремесленного производства, что подтверждается разнообразными находками фрагментов керамики, в основном красноглиняной.
К X веку аланы освободились от хазарской зависимости, создавали свою власть, во главе с вождем, немалой властью была наделена и военная знать, что свидетельствовало о повышении военной мощи алан. Пользуясь внутренней стабильностью, в 916 году Алания принимает христианство, это в значительной мере укрепляет ее международное положение, усиливает власть вождя. Начинается массовое строительство христианских храмов.
Будучи атеистом, М. Н. Ложкин уделял особое внимание именно христианизации алан, по крупицам собирал материалы, касающиеся христианского влияния Византии и Грузии на Аланию. Но не все его работы были оформлены в отдельных трудах [5, 6, 7]. Статья «Аланы на Урупе» вышла в свет в авторитетном журнале того времени «Советская археология» [4].
На территории Ильичевского городища были найдены остатки четырех христианских храмов, которые позже были частично восстановлены (рис. 2). Один из таких храмов был аналогом византийской архитектуры — это базилика XIII- единственный на всей территории Северного Кавказа. Внутри его находился склеп, в котором, кроме остатков человеческих костей не было ничего, это связано с тем, что задолго до раскопок храм был разграблен.
Рис. 2. Остатки фундамента христианского храма на Ильичевском городище
Внутри первой церкви была найдена небольшая монета с изображением Иисуса Христа с одной стороны и императора византийского Никифора III Вотаниата (1078–1081) с другой, а еще захоронение ребенка, среди останков которого обнаружен небольшой ножичек [8, с. 23].
В одном из храмов была найдена каменная алтарная преграда, украшенная резным орнаментом. В погребениях были найдены фрагменты шелка — это говорит о том, что через территории современного Северного Кавказа проходил Великий Шелковый путь. Так же были найдены бронзовые нательные крестики, которые ученые относят к XI веку, всего на территории городища найдено восемь таких крестов. К этому времени усиливаются торгово-экономические и культурные связи с Грузией. Это доказывает найденная на территории городища монета грузинской царицы Тамары. Аланы поддерживали отношения также и с Абхазией.
С XII века в Алании начинает ослабевать центральная власть, и с этого периода начинается феодальная раздробленность. Об этом красноречиво сообщает доминиканский монах Юлиан, побывавший в 1236 г. в Алании. Как свидетельствует Юлиан, в Алании «сколько селений, столько и вождей и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села. Во время пахоты все люди одного селения при оружии вместе идут на поле, вместе также и живут и так делают по всему пространству той земли; и если есть у них какая-либо надобность вне селения, добыча ли леса и другая работа, то они равным образом идут на все при оружии» [2].
С 1222 года аланы сталкиваются с новой бедой — татаро-монгольским нашествием. Из-за внутренних распрей не помогли сдержать врага естественные укрепления и вручную вырытые рвы. Под ударами кочевников рухнула целая эпоха. Городище было сожжено и разрушено. Часть населения погибла во время пожаров, часть было угнано в плен, остальные смогли сбежать, но городу так и не суждено было возродиться вновь. Ремесленный, торговый, духовный центр Западной Алании перестал существовать.
Ильичевское городище — уникальный памятник археологии, так как оно является самым древним на территории России христианским храмовым комплексом. Остатки христианских храмов реставрировались и консервировались при участии М. Н. Ложкина, который был яростным фанатом своего дела. Водил бесплатные экскурсии всем желающим, был настоящим альтруистом, хотел, чтобы о его уникальном открытии узнало как можно больше людей. Сейчас Ильичевское городище стало местом паломничества. Увы, в настоящее время хутор массово покидает молодежь, переезжая в города, население состоит в основном из стариков. Но, несмотря на это, происходит поток туристов, которые хотят приобщиться к истории прошлого и заодно полюбоваться красивейшими местами, не затронутые многоэтажными домами и прочей «цивилизацией», побыть наедине с природой.
Литература:
- Виноградов В. Б., Ложкин Михаил Николаевич / В. Б. Виноградов, И. В. Боярчук // Северокавказские историки-краеведы. – 1998.
- Каминская И. В. Аланы на Кубани. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/1033004/8/Po_stranicam_istorii_Kubani._Kraevedcheskie_ocherki.html (дата обращения: 28.01.2017.).
- Кузнецов В. А. Памяти Михаила Николаевича Ложкина (1910–1999) / В. А. Кузнецов, С. Н. Малахов // Историко-археологический альманах. — 2001. — № 7.
- Ложкин М. Н. Аланы на Урупе / М. Н. Ложкин // Археология и этнография Северной Осетии. — 1984.
- Ложкин М. Н. Новые памятники средневековой архитектуры в Краснодарском крае / М. Н. Ложкин // Советская археология. — 1973. — № 4
- Ложкин М. Н. Средневековые христианские памятники Северо-Западного Кавказа / М. Н. Ложкин // IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. — Тбилиси, 1983.
- Ложкин М. Н. Языческие святилища и христианские храмы в верховьях Кубани (Краснодарский край) / М. Н. Ложкин // Церковная археология: Материалы Первой Всероссийской конференции в Пскове 20–24 ноября 1995 г. — СПб. — Псков. – 1995. — Ч. 1.
- Малахов С. Н. Ильичѐвское городище как памятник средневековой археологии и церковной архитектуры. Материалы краевой научной конференции, посвящѐнной 50-летию открытия и изучения Ильичевского городища (Станица Отрадная, 9–10 августа 2012 г.) / С. Н. Малахов, С. Г. Немченко // Вопросы истории Поурупья. — Армавир. – 2012. — № 1.
- Петряев Е. Д., Литературные находки. Очерки культурного прошлого Вятской земли / Е. Д. Петряев. – 1966.
- Придиус П. Отрадненское предгорье / П. Придиус. – Краснодар, 1980.
Ключевые слова
аланы, Ильичевское городище, хутор Ильич, М. Н. Ложкин, Западная АланияПохожие статьи
Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам)
В статье автор исследует историю формирования мнения о городище Айртам, и, основываясь, на последних исследованиях учёных, пришёл к заключению о чрезмерной идеологизированности выводов советского исследователя Б. В. Лунина.
Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея
В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...
Культовое значение керамики в ташковской культуре
В статье рассматривается значение керамики в ташковской культуре. Автор ви-дит возможность реконструкции ряда религиозных представлений данной археологиче-ской культуры, связанных с особенностями хозяйственной жизни и отношением к керамике. Статья на...
Вклад М. И. Ростовцева в изучение истории Боспорского царства
В статье автор пытается определить вклад М. И. Ростовцева в изучении Боспорского царства.
Могильник как археологический источник
В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Особенности иконографии орнитаморфных образов
В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.
Страницы жизни и творчества всеволожского писателя и поэта Николая Тамби
Автор рассказывает о жизни и творческом наследии известного всеволожского писателя, поэта и барда Николая Алексеевича Берлева-Тамби (1944–2007). Новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени не проводилось исследований об этом дея...
Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа
Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...
Отражение коммунистической идеологии на примере названий улиц города Алексеевки (на примере улицы имени М. С. Ольминского и улицы Общества Старых Большевиков)
В данной статье автором проанализированы названия улиц города Алексеевки (Алексеевский район, Белгородская область) и как их переименование отразилось на восприятии населением коммунистической идеологии.
Похожие статьи
Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам)
В статье автор исследует историю формирования мнения о городище Айртам, и, основываясь, на последних исследованиях учёных, пришёл к заключению о чрезмерной идеологизированности выводов советского исследователя Б. В. Лунина.
Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея
В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...
Культовое значение керамики в ташковской культуре
В статье рассматривается значение керамики в ташковской культуре. Автор ви-дит возможность реконструкции ряда религиозных представлений данной археологиче-ской культуры, связанных с особенностями хозяйственной жизни и отношением к керамике. Статья на...
Вклад М. И. Ростовцева в изучение истории Боспорского царства
В статье автор пытается определить вклад М. И. Ростовцева в изучении Боспорского царства.
Могильник как археологический источник
В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Особенности иконографии орнитаморфных образов
В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.
Страницы жизни и творчества всеволожского писателя и поэта Николая Тамби
Автор рассказывает о жизни и творческом наследии известного всеволожского писателя, поэта и барда Николая Алексеевича Берлева-Тамби (1944–2007). Новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени не проводилось исследований об этом дея...
Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа
Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...
Отражение коммунистической идеологии на примере названий улиц города Алексеевки (на примере улицы имени М. С. Ольминского и улицы Общества Старых Большевиков)
В данной статье автором проанализированы названия улиц города Алексеевки (Алексеевский район, Белгородская область) и как их переименование отразилось на восприятии населением коммунистической идеологии.