Забытые страницы истории Кемеровской области. История села Христорождественского, ставшего в дальнейшем Островской площадкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 2913 раз

Библиографическое описание:

Домнина, С. Ю. Забытые страницы истории Кемеровской области. История села Христорождественского, ставшего в дальнейшем Островской площадкой / С. Ю. Домнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14153/ (дата обращения: 16.11.2024).

Справедливо замечено: без прошлого не может быть будущего, знать и помнить об этом — святой долг каждого современного человека (если он считает себя таковым). За время своей многолетней трудовой деятельности в школе я уже давно обратила внимание на то, что наши юноши и девушки (я не беру во внимание младшее и среднее школьное звено) не знают историю своей семьи, края, страны. Современное информационное общество требует от них других знаний, умений и навыков. Только, сколько бы ни прошло времени, есть в жизни человеческой ценности, которые не могут и не должны быть утрачены. Знать историю своей семьи, края, в котором живёшь, учишься и работаешь должен каждый человек. На своих уроках я стремлюсь донести эту идею до каждого ученика.

Данная тема представляет собой актуальную на сегодняшний день проблему, т. к. в последние годы в нашей стране всё больше внимания уделяется возрождению интереса к забытым страницам культуры и истории России. Знать историю своего края, города, семьи, народа, религии — всё это должно быть одним из основных направлений в формировании и развитии современной личности.

История хранит в себе огромное количество тайн и загадок, но одну из забытых страниц истории моего края я попытаюсь приоткрыть в данной работе.

 Рождественский мужской монастырь (названный в честь Рождества Христова), был основан на месте будущего села в 1648 году, об этом свидетельствует запись в книге И. С. Конюхова «Кузнецкая летопись», «при царе Алексее Михайловиче и при архиепископе Тобольском Герасиме» [1,с.35.]. Монастырь был довольно богат: кроме земель вокруг монастыря, ему принадлежала деревня на р. Шарап (приток Абы) и все мельницы, расположенные на этой реке, всё это отмечено на карте земель Кузнецка, составленной к 1701 году С. У. Ремезовым.

Монастырь в XVII веке имел деревянный храм, на его колокольне висело три небольших колокола. Указание на точное место расположения храма я не встретила ни в одном источнике, но чаще всего мне встречались предположения, что монастырь находился примерно там, где сегодня расположена кольцевая развязка дороги при въезде в Заводской район города Новокузнецка. Ещё раз повторюсь, что монастырь был довольно богат: пашенных земель, сенных покосов и скотских выпасов всего почти 70 000 десятин, монахи имели право ловить рыбу около самого Кузнецка по течению Томи на две версты.

Христорождественский монастырь выполнял очень важную функцию укреплённого пункта на подступах к Кузнецку, монахи прекрасно понимали сложность и ответственность своего положения. Осенью 1700 года на Кузнецк напали объединённые силы кочевников (ойратов и енисейских кыргызов). Монастырь довольно долго сопротивлялся и выдерживал осаду, но, в конце концов, он был сожжён.

Довольно быстро монастырь был восстановлен. К 1730-му году жизнь в нём приостановилась, большинство монахов, из-за бедности монастыря, отправилось в другие места.

Такое положение сохранялось до середины XVIII века, а затем, благодаря иеромонаху Иринарху, монастырь вновь обзавёлся своею братиею, построены были две мельницы, которые стали приносить доход. Существенно пополнил монастырскую казну организованный монастырём перевоз через реку Томь (на том месте, где сейчас расположен мост, соединяющий Центральный и Заводской районы города Новокузнецка). Кроме этого монахи продавали рыбу, которую привозили из Бийска, поступали в монастырь и частные пожертвования.

В 1763 г. в Кузнецке была ревизия по данным которой при монастыре было записано106 мужчин и 105 женщин, проживающих в деревне Монастырской, которая находилась в восьми верстах выше по реке Абе от деревни Калачёво, в тридцати трёх верстах от Кузнецка. Но при таком ограниченном количестве крестьян монастырь сам не мог управляться со всеми своими землями и их постепенно стали захватывать поселившиеся в Кузнецком уезде государственные крестьяне.

Таким образом, вместо ранее принадлежавших 70 000 десятин к середине XVIII века во владениях монастыря осталось 3 000 десятин земли. Последней каплей послужил указ 1761 года, позволяющий любому крестьянину свободно селиться на осваиваемые тогда государством территории(крестьяне с семьями стали массово покидать монастырь).

В октябре 1769 года из Тобольска пришло распоряжение упразднить монастырь, Христорождественскую церковь сделать приходской и приписать к ней тридцать десятин бывшей монастырской земли.

Вот так, просуществовав примерно 121 год, один из богатейших монастырей земли кузнецкой, прекратил своё существование.

Подгороднее, Монастырское или Христорождественское? Интересные страницы, факты из жизни села.

Итак, как нам уже известно, с момента возникновения монастыря отстраивалось, расширялось по правому берегу Томи, в трёх километрах ниже по течению от Кузнецка и село Христорождественское. Село именовали по-разному: его часто называли Монастырским, так же довольно часто село значилось и под названием Подгороднего (это название было связано с близким соседством с городом Кузнецком). Из-за этого близкого соседства жители села иногда называли себя кузнечанами, из Кузнецка в село вела прямая тропинка, был мост с горы на гору.

Было и ещё одно название села, телеуты, которые проживали по соседству, называли его Каратон («Чёрная шуба»), почему неизвестно.

В апреле 1790 года деревянная Христорождественская церковь подверглась капитальному ремонту, так как к этому времени сильно обветшала. Но, просуществовав до второй половины 1830 года, деревянная Христорождественская церковь по ветхости была разобрана. Новая была тоже деревянной и воздвигнута была в 1840 году, которая сгорела в 1868 году и на её месте была выстроена часовня. Хотя есть документы, утверждающие, что церковь сгорела десятью годами позже.

Новая деревянная церковь на каменном фундаменте была заложена в 1878 году и просуществовала до 1919 года. В 1919 году во время ухода из Кузнецка бесчинствовавшего, грабившего и мародёрствовавшего партизанского отряда Рогова, церковь была сожжена.

Ещё И. С. Конюхов описывает курьёзный случай, произошедший в церкви в самом начале 19 века. Некий мещанин Дмитрий Бутримов сбежал из тюрьмы вместе с другими арестантами, он оторвал доски и поселился под самой крышей. Спускался и поднимался при помощи верёвки, ей же затаскивал в мешке приготовленную пищу. Над алтарём беглец прожил незамеченным целое лето. До начала XX века, а именно до прихода большевиков к власти, жители Кузнецка были глубоко верующими людьми, и церковь в их жизни играла огромную роль.

Во время религиозных праздников через Христорождественское село из Ильинского в Кузнецк с торжественным молебном проносили икону Святого Пророка Илии (от имени этого святого и пошло название села, в котором воздвигли церковь во имя Святого Илии, а теперь так называется растущий день ото дня современный район новостроек города Новокузнецка). Священную реликвию оставляли в церкви на ночь, затем икону торжественно доставляли в Кузнецк.

 Когда на месте церкви уже находилась часовня, которая стояла на центральной площади села, это место считалось святым. Внутри самой часовни стоял деревянный крест высотой аж в человеческий рост, ещё там стояла кружка для приношений. Один человек украл собранные в кружку деньги. Возмездие не замедлило последовать: вскоре воришка рядом с этой же часовней сломал ногу.

В государственном архиве Томской области хранится документ, в котором рассказывается о том что в 1868 году во время путешествия по Томской губернии Великий Князь Владимир Александрович прибыл в Кузнецк через Христорождественскую переправу.

Это событие решили увековечить и построили полуоткрытую беседку, в которую поместили лодку, на которой переправлялся Великий Князь. Со временем беседка обветшала и до наших дней не сохранилась.

Хочется привести ещё один факт в подтверждение идеи о значимости для жителей села Христорождественского церкви. Во второй половине XIX века — начале XX при Христорождественской церкви работало приходское сельское начальное училище.

Село продолжало оставаться Христорождественским до установления Советской власти, после чего его жители, в особенности молодёжь, не пожелали, чтобы посёлок носил религиозное название.

К 1918 году село стало Островским (с ударением на «и»), дело в том, что напротив посёлка, на реке Томи возвышался остров, по нему и определили новое название села.

С конца 20-х годов начинается новая страничка в истории Монастырского села. Островское становится Островской площадкой, где сосредоточиваются спецпереселенцы — первые строители КМК (Кузнецкого металлургического комбината).

Большую часть жителей села в кратчайшие сроки выселили, чтобы в освободившиеся жилые дома заселить кузнецкстроевцев. Разрешили взять с собой столько, сколько можно унести на руках. Многие тогда уехали в Есауловку. Позднее это место стали называть Островской площадкой.

Как уже было сказано выше, в истории Островской площадки огромную роль сыграли спецпереселенцы. Вот на этой страничке истории моего края я остановлюсь более подробно.

В 1929 году Сталин поставил задачу: ликвидировать кулачество как класс. В это страшное и переломное для моей страны время начинается коллективизация — насильственный сгон крестьян в колхозы. Непокорных зажиточных крестьян — кулаков, выступающих против коллективизации, высылают семьями из мест проживания на Север, в Сибирь, в Казахстан и используют в качестве дешёвой рабочей силы на лесозаготовках, рудниках, на строительстве городов и заводов. Вот за этими категориями лиц и закрепляется название спецпереселенцев.

В 30–31 годах Островская площадка, а также район кирпичного завода в Новокузнецке полностью заселяются спецпереселенцами. Всего их прибывает на Кузнецкстрой более 22 тыс. человек.

Первое время люди жили в бараках, землянках, палатках и шалашах. Работали спецпереселенцы в основном на строительстве КМК, выполняя самую грязную и тяжёлую работу. Из-за отсутствия нормального питания и медицинского обслуживания многие умирали.

Но это были не все беды, которые пришлось пережить спецпереселенцам. В новую волну репрессий, в 1937 году с Островской каждую ночь, под душераздирающий плач и крик, увозили людей в «неизвестность» на чёрных «воронках».

В таком бесправном положении эти люди находились до 1939 года, после смерти Сталина спецпереселенцы были реабилитированы, уравнены в правах с остальными гражданами и им, наконец — то, выдали паспорта. В дальнейшем много семей вернулось на свою родину, откуда их когда-то выгнали в период коллективизации. Но большинство семей так и осталось на Островской площадке.

Со временем площадка стала расширяться, расстраиваться. Мне попался на глаза интересный факт, что когда стали прокладывать железнодорожную ветку в сторону ЗСМК (Западно-Сибирский металлургический комбинат) создавать железнодорожную насыпь, то рабочие, прокладывавшие эту ветку, стали в огромных количествах находить останки людей (черепа, кости, волосы). Как потом выяснилось, в этом месте находилось кладбище Христорождественского монастыря, а в дальнейшем и деревни.

В настоящее время на Островской площадке располагается более тысячи домов, именуемых «частным» сектором. Населяют их в основном пенсионеры, как правило, это — потомки спецпереселенцев. Административно Островская площадка входит в состав Заводского района города Новокузнецка. Дорога на Запсиб условно делит Островскую на Верхнюю и Нижнюю. Часть Нижней Островской, из-за своего близкого соседства с рекой Томь, весной частично погружается под воду. Верхней Островской наводнение не угрожает, она уходит в гору от транспортной развязки за Запсибовским мостом.

Интересен тот факт, что своё название Островская площадка (после того как утратила свою связь с островом на Томи) почему-то стала связывать то ли с драматургом XIX века А. Н. Островским, то ли с участником гражданской войны и автором легендарного произведения «Как закалялась сталь» Н. А. Островским.

К сожалению, мне не удалось найти соответствующие факты, но я знаю точно, что ни один из этих однофамильцев в Кузнецке никогда не был, а уж тем более не посещал Островскую площадку. Хотя в 70–80 годы на Верхней Островской был клуб имени Островского, но теперь ничего этого нет, всё разрушено. На месте клуба остались лишь очертания фундамента, да память о нём увековечена в названии улицы Клубной.

Таким образом, в своей статье я попыталась рассмотреть довольно большой отрезок времени: от момента основания Христорождественского монастыря, а это с 1648 года и до наших дней.

Современный Новокузнецк поглотил более десятка когда-то самостоятельных малых населённых пунктов. Один из них — село Христорождественское, которое находилось на правом берегу Томи в трёх километрах ниже по течению от Кузнецка. История села тесно связана с историей Кузнецка, но о городе написано гораздо больше, а вот о Христорождественском — очень мало.

Работая с документами, литературой по данной теме, я в очередной раз задумалась над тем, что связь времён, память о предках — это, наверное, один из самых важных моментов в жизни человека.

Маленькое село Христорождественское, превратившись в Островскую площадку, стало свидетелем человеческих судеб, страданий и радостей, а без этих воспоминаний о прошлом, наверное, не имеет смысла и наше настоящее.

 

Литература:

 

1.         Конюхов И. С. Кузнецкая летопись / Лит. обработка и послесловие М.М Кушниковой и В. В. Тогулева.- Новокузнецк: 1995. -182 с.

2.         Бедрин В. И., Кушникова М. М., Тогулев В. В. От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя/ Кемерово: 1998.

3.         Миллер Г. Ф. описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г. / Кузнецкая старина. Новокузнецк:2003. Вып. 5. С. 68–85. 9.

4.         Огурцов А. Ю. К вопросу о датировке чертежа «Града Кузнецкого» С. У. Ремезова/ Кузнецкая старина. Новокузнецк, 1993. Вып.1. С. 103–107.

5.         Шадрина А. С. Из истории благочиния № 14 и православные храмы Кузнецкого края / Кузнецкая старина. Новокузнецк, 1999. Вып. 3. С. 99–117.

6.         Лейсле, О. А. Село Христорождественское Кузнецкого уезда/ О. А. Лейсле /Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2007. — Вып.9. — С. 79.

7.         Франт № 16/От монахов до спецпереселенцев. Новокузнецк, 1998. С. 24.

8.         Журнал Домино. Новокузнецк, 2005. С.16–17.

9.         Шадрин А. С. Кузнецкий монастырь. Новокузнецк,2000. С.2.

Основные термины (генерируются автоматически): Кузнецк, Островская площадка, Томь, монастырь, село, близкое соседство, время, Христорождественский монастырь, Великий Князь, Христорождественская церковь.


Похожие статьи

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Сохраним деревянное наследие Олекминска – малого города России

Пензенский железнодорожный узел: направление «Пенза — Рузаевка». Историческая реконструкция в объективе проектной технологии

История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования

Лэпбук как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Традиции, ритуалы и символы пионерской организации МБОУ СШ № 93 города Архангельска

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики Северо-Енисейского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся)

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

Храмы, посвященные Святому Николаю Чудотворцу, в селах Адербиевка и Архипо-Осиповка: историко-архитектурный аспект изучения

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества

Похожие статьи

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Сохраним деревянное наследие Олекминска – малого города России

Пензенский железнодорожный узел: направление «Пенза — Рузаевка». Историческая реконструкция в объективе проектной технологии

История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования

Лэпбук как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Традиции, ритуалы и символы пионерской организации МБОУ СШ № 93 города Архангельска

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики Северо-Енисейского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся)

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

Храмы, посвященные Святому Николаю Чудотворцу, в селах Адербиевка и Архипо-Осиповка: историко-архитектурный аспект изучения

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества

Задать вопрос