В статье впервые в научной литературе исследуется история часовни [1] в честь Введе́ния во храм Богородицы, которая находилась в деревне Яковле́вской (Коне́ц) Ни́менского прихода Каргопо́льского уезда с середины ХIХ в. Цель исследования — восстановление и сохранение истории часовни для будущих поколений. При проведении исследования автор пользовался различными источниками (архивные материалы, воспоминания), которые впервые вводятся в научный оборот. Тексты их в статье отмечены курсивом. При работе с источниками использовались такие методы исследования, как анализ, обобщение, сравнение. В результате, цель исследования была достигнута, но автор считает, что тема требует дальнейшего изучения.
Ключевые слова: часовня, Каргопольский уезд, деревня Яковлевская, Нименский приход.
Введение
Тема нашей статьи актуальна, потому что сегодня в России растёт интерес к русскому православию (как к никонианству, так и к старообрядчеству). Кроме того, всё больше людей интересуются историей своей малой Родины.
Данная тема была выбрана нами в связи с тем, что наши предки жили в деревне Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда.
Объектом исследования является часовня в честь Введения во храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда.
Предметом исследования является история часовни в честь Введения во храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда.
Хронологические рамки исследования — 1850–1940-е гг., то есть с первых архивных упоминаний о часовне до уничтожения её остатков после Великой Отечественной войны.
Территориальные рамки исследования охватывают деревню Яковлевскую (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда.
Тема статьи слабо изучена. Яковлевская часовня упоминается без названия в статье М. Мусниковой «Поставьте памятник деревне» (2018 г.) [9]. Также часовня упоминается без названия в коллективной работе «Яковлевские горки и деревня Яковлевская: след в нашей истории» (2019 г.?) [3]. Существует также дипломная работа М. Я. Гусевой, в которой есть упоминание о часовне [9].
Целью нашего исследования является изучение истории часовни в честь Введения во храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда для того, чтобы восстановить и сохранить её для будущих поколений.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Изучить источники и литературу по теме исследования,
2. Составить текст исследования.
Гипотеза исследования — использование архивных материалов и других источников способствует восстановлению истории давно утраченных культовых сооружений.
Источниковая база исследования опирается на круг источников, которые можно поделить на группы: опубликованные документы и материалы и неопубликованные документы и материалы.
К первой группе источников относятся статистические материалы, содержащие важную информацию для исследования. Эти материалы находятся в сборнике «Олонецкая губерния: Список населенных мест по сведениям 1873 г». (1879 г.) [4].
Ко второй группе источников относятся архивные материалы и воспоминания, также содержащие важную информацию для исследования. Мы использовали такие архивные материалы, как «Ведомости о церквях г. Каргополя и Каргопольского уезда» за 1854 г. [12], 1855 г. [13], 1862–1863 гг. [11], «Страховая оценка» на Яковлевскую часовню 1910 г. [15], «Описание часовен и церквей Нименского прихода 1914 г.» [5], схемы разных лет [2], [6], на которых изображена деревня Яковлевская. Архивные материалы хранятся в Национальном архиве Республики Карелия (г. Петрозаводск), в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург), в Краеведческом отделе Няндомской центральной районной библиотеки, в личном архиве жительницы г. Няндома Архангельской области С. Ивановой. При проведении исследования мы использовали воспоминания Л. Н. Лоскутовой (1937 г. р.) [8], З. С. Дементьевой (1939 г. р.) [7], А. И. Осипова (1954 г. р.) [1]. Воспоминания хранятся в личном архиве автора статьи.
Отмеченные курсивом источники публикуются впервые. Схемы, изображения, помещённые в статью, также публикуются впервые.
Методы исследования: сбор информации, анализ, обобщение, сравнение.
Новизна работы заключается в том, что в ней приведены новые данные о часовне в честь Введения во храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда. Кроме того, данная статья — это первая научная работа, посвящённая часовне в честь Введения во храм Богородицы.
Основная часть
- Общие сведения о часовне
Часовня в честь Введения во Храм Богородицы находилась в Нименском приходе (Нименском погосте, Нименской/Андре́евской волости) Каргопольского уезда, стояла в деревне Яковлевской (Конец) [2], [3], [4], [5], [6], [7], [9], [11], [12], [13], [15].
К началу ХХ века Нименский приход состоял из 25 деревень и погоста. В деревнях вместе с Яковлевской часовней стояло 15 часовен и 1 церковь, на погосте — 2 церкви [5].
В разных документах Яковлевская часовня называлась по-разному: часовня во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы (1854 г., 1855 г.,1862–1863 гг.) [11], [12], [13], часовня в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии (1910 г.) [15], часовня в честь Введения во храм Богородицы (1914 г.) [5].
Яковлевская часовня относилась к Преображенской церкви, находившейся на Нименском погосте, отстояла от неё на 5 вёрст [11], [12], [13], [15].
Яковлевская часовня была уже к 1854 г. [12].
Яковлевская часовня была деревянная, с колокольней, перестраивалась [5], [11], [12], [13], [15].
Часовенный праздник, престол — Ведениё, 4 декабря по новому стилю, 21 ноября по старому стилю [1], [8], [11], [12], [13], [17]. В этот день, а также в 1-й Воскресный день после Петрова дня, в часовне совершались богослужения [11], [12], [13].
Есть описание часовенного праздника, сделанное уроженкой деревни Яковлевской Л. Н. Лоскутовой (1937 г.р.): « в этот день все городские с семьями собирались у родственников в деревне. Дети, накатавшись на санках, залезали на печь и ждали пирогов. Пироги были отменные: с горохом, ягодами разными, с грибами и разные калитки. Радость была необыкновенная — всегда ждали этого дня. А за столом подавался квас из свеклы и солода (овсяного). Мужчинам бражку» [8].
Яковлевская часовня была доминантой в Яковлевском кусте деревень, в который входило четыре деревни: Яковлевская (Конец), Заруче́вская (Заруче́вье), Бурачи́ха (Бурдачи́ха) и Труфано́вская (Труши́ха) [6].
Яковлевская часовня была на две деревни: Яковлевскую и Заручевскую [5].
Остатки Яковлевской часовни были окончательно разрушены в 1940-е гг. [7].
- Из восстанавливаемой хроники часовни
1854 г. В «Ведомостях о церквях г. Каргополя и Каргопольского уезда» за 1854 г. о часовнях Нименского погоста указано: « Часовен, принадлежащих к сей церкви,пятнадцать, а именно: […] 2. Во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, при деревни Яковлевской, в 5 верстах от церкви, деревянная, построенная неизвестно кем и когда. Богослужение совершается 21 ноября и в 1-й Воскресный день после Петрова дня, свеч продано ½ фунта, прибыли получено 14 коп., в кошелек собрано 23 коп. серебром ».
В записи «О прихожанах означенной церкви» значится:
В каких местах и какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
Мужского пола |
Женского пола |
|||
д. Яковлевской |
18 |
81 |
74 |
В пяти верстах |
В дополнении к записи о прихожанах указано: « Сверх того раскольников Филипповского толка в д. Яковлевской числится один. Все они проживают при своих домах » [12].
1855 г. В «Ведомостях о церквях г. Каргополя и Каргопольского уезда» за 1855 г. о Нименском погосте упоминается так : «Часовен, принадлежащих к сей церкви, пятнадцать, а именно: […] 2. [Текст утрачен] Пресвятыя Богородицы, при деревни [Текст утрачен] от церкви, деревянная, построенная неизвестно [Текст утрачен]. Богослужение отправляется 21 ноября [Текст утрачен] и после Петрова дня, свеч продано ½ фунта [Текст утрачен] 25 коп., собрано в кошелек 10 коп. серебром».
Следующий фрагмент текста представлен с утратами [13]:
В каких местах какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
Мужского пола |
Женского пола |
|||
[Текст утрачен]вской |
37 [2] |
151 |
139 |
В пяти верстах |
1862–1863 гг. В «Ведомостях о церквях Каргопольского, Вытегорского и Пудожского уездов» за 1863 г. имеются сведения о Нименском погосте, где значится: « Часовен, принадлежащих к сей церкви, пятнадцать, а именно: […] 2. Во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, при деревне Яковлевской, в 5-ти верстах от церкви, деревянная, ветхая и построена неизвестно когда. Богослужение в ней отправлялось в 1-й Воскресный день Петрова поста дня и в прошедший 1862 г. 21 ноября, свеч продано четверти ¼ фунта, прибыли получено 15 [к.] и собрано в кошелек 9 коп., выручено 15-ти копеек серебром».
В графе «О прихожанах означенной церкви» указано:
В каких местах какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
Мужского пола |
Женского пола |
|||
д. Яковлевской |
22 |
82 |
86 |
В пяти верстах; препятствий в сообщении нет |
В дополнение к графе о прихожанах записано следующее: « Сверх того раскольников Филипповского толка в д. Яковлевской числится один. Все они проживают при своих домах » [11].
1873 г. В «Списке населенных мест Олонецкой губернии по сведениям 1873 г.» (1879 г.) упоминается Яковлевская часовня: « 1906. Яковлевская (Конец), д. При горе Яковлевской… Часовня православная. Дегтекурное заведение. Мельница » [4].
1910 г. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) (г. Санкт-Петербург) сохранилась страховая оценка на Яковлевскую часовню 1910 г. Приведём отсканированный оригинал страховой оценки [15] (рис.1, 2) и расшифровку текста оценки:
Рис. 1, 2. Страховая оценка на часовню в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии из деревни Яковлевской Нименского прихода. РГИА, 1910
Страховая оценка.
15 октября 1910 г. мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежащих Преображенской церкви в сем Нименском V благочиннического округа, Каргопольского уезда, Олонецкой епархии.
При осмотре строений оказалось, что Преображенской церкви принадлежат нижеследующие строения:
Часовня в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии — в деревне Яковлевской деревянная, снаружи обшита тесом; покрыта тесом. Длина часовни, считая и колокольню 4½ саж[ени], наибольшая ширина 3 саж[ени], высота до верха карниза 2 саж[ени]; на часовне имеется одна небольшая главка; больших окон 4 шт[уки]; дверей наружных створчатых 1 шт[ука], внутренних 1 шт[ука]; иконостас длиною 7 арш[ин], высотою 3 арш[ины]. Колокольня в два яруса, общею высотою до верха карниза 3 саж[ени]. Ближайшая к часовне чужая постройка — жилой крестьянский дом — находится с южной стороны на расстоянии 5 саж[еней]. Часовня построена [3] в 1910 году, строение крепкое. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 200 рублей.
Оценку составляли:
V округа Нименского прихода священник Сергий Тихомиров.
Няндомского прихода священник Александр Хотеновский.
Священник на вакансии диакона Александр Павлов Казанский [4] .
Диакон на в[акансии] псаломщика Феодор Михайлов Заводовский.
Староста Преображенской церкви Михаил Маклаков — неграмотный, и за него, по его личной просьбе расписался крестьянин Павел Михайлов Маклаков.
Крестьянин Нименского прихода Николай Спирин неграмотный и за него по его личной просьбе и за себя расписался представитель крестьянин Николай Ильин.
1914 г. Андреевский краевед и сказочник П. М. Богданов (1909–1993) в «Описании часовен и церквей Нименского прихода 1914 г». писал, что « Яковлевская часовня шатровая со звоном в честь Введения во храм Богородицы ». Была на две деревни: Яковлевскую и Заручевскую. В 1914 г. в Нименском приходе вместе с Яковлевской было 15 часовен. Одни из них, как Яковлевская часовня, были названы в честь святых (Параскевы Пятницы, святого Власия, Иоанна Богослова). Другие были названы в честь христианских праздников (Казанской иконы Божией Матери, Рождества Богородицы, Покрова Богородицы). Одни часовни были с колоколами, шатровые, как Яковлевская часовня, у других часовен этого не было [5].
1920-е гг. В краеведческом отделе Няндомской центральной районной библиотеки хранится схема, составленная в 1950-е гг. бывшим крестьянином деревни Яковлевской В. А. Зарубиным. На этой схеме изображены соседние с Няндомой деревни в 1920-е гг. Яковлевская часовня на схеме отмечена [6] (рис. 3). Действовала ли она в то время, неизвестно.
Рис. 3. [19]20-е годы. Соседние с Няндомой… деревни... Няндомская центральная районная библиотека. Фото И. Дуракова, 2017 (часовня отмечена нами чёрным прямоугольником)
1930-е гг. На схеме 1930 гг., хранящейся у жительницы города Няндома Архангельской области С. Ивановой, изображена деревня Яковлевская и ближайшие к ней деревни в годы коллективизации (1930-е гг.). Часовня на схеме присутствует [2] (рис. 4). Действовала ли она в то время, неизвестно.
Рис. 4. Схема деревни Яковлевской периода коллективизации. Из личного архива С. Ивановой, 1930-е гг. (часовня отмечена нами чёрным прямоугольником)
1940-е гг. По рассказам жительницы деревни Яковлевской З. С. Дементьевой (Зарубиной) (1939 г.р.),в её детстве в здании часовни был «организован продуктовый склад и там выдавали пайки за трудодни (в войну). После войны его снесли » [7].
Заключение
Во Введении мы поставили следующую цель и задачи исследования.
Целью нашего исследования являлось изучение истории часовни в честь Введения во храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда для того, чтобы восстановить и сохранить её для будущих поколений.
Для достижения цели исследования нужно было решить следующие задачи:
- Изучить источники и литературу по теме исследования,
- Составить текст исследования.
Гипотеза исследования была следующей: использование архивных материалов и других источников способствует восстановлению истории давно утраченных культовых сооружений.
В результате мы можем сказать, что поставленные задачи мы решили, цели достигли и гипотезу доказали. Несмотря на это, данная тема требует дальнейшего изучения, а именно: нужно найти фотографии часовни, схемы и другие новые документы о ней.
Благодарности
Автор хочет выразить благодарность всем тем, кто помогал, поддерживал его во время работы над данным исследованием: Дуракову Илье Сергеевичу, Дураковой Людмиле Николаевне, Дураковой Ирине Викторовне, Дуракову Сергею Васильевичу, Дементьевой Зое Степановне, Лоскутовой Людмиле Николаевне, Осипову Алексею Игнатьевичу, Суетиной Галине Ивановне, Захаровой Валентине Евгеньевне, Мось Нине Петровне, сотрудникам Национального архива Республики Карелия (г. Петрозаводск) и сотрудникам Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург).
Особая благодарность доктору филологических наук Муллонен Ирме Ивановне.
Литература:
- Алексей Осипов. Сообщение Виктору Дуракову [Электронное письмо]: https://vk.com/id59039258 (отправлено 13.09.2018).
- Алексей Осипов. Сообщение Виктору Дуракову (Схема деревни Яковлевской периода коллективизации. Из личного архива С. Ивановой, 1930-е гг.) [Электронное письмо]: https://vk.com/id59039258 (отправлено 17.03.2020).
- Баева, С. Ю. Социальный проект на тему: «Яковлевские горки и деревня Яковлевская: след в нашей истории»/ С. Ю. Баева, Н. В. Богданова, О. В. Герасимова; Муниципальное образование «Няндомский муниципальный район», МБУК «Няндомская центральная районная библиотека».— [2019?]. — С.5. — Текст: непосредственный.
- Вып. 27: Олонецкая губерния:... по сведениям 1873 года. — 1879. — Текст: электронный // ГПИБ: [сайт]. — URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16869-vyp-27-olonetskaya-guberniya-po-svedeniyam-1873-goda-186?view=grid#mode/inspect/page/193/zoom/4 (дата обращения: 28.03.2022).
- Краеведческий сектор Няндомской центральной районной библиотеки. Богданов Панфил Минич (1909–1993) (воспоминания). Описание часовен и церквей Нименского прихода 1914 г.
- Краеведческий сектор Няндомской центральной районной библиотеки. 20-е годы. Соседние с Няндомой („линией“, „железкой“, „чугункой“…) деревни: Яковлевская („Конец“) 53 двора, Заручевье — 30 дворов, Бурачиха — 14 дворов и Трушиха — 8 дворов. (Копия со схемы, составленной в 50-е бывшим крестьянином Зарубиным Василием Андреевичем). Планшетник 119–120.
- Личный архив В. Дуракова. Воспоминания З. С. Дементьевой о деревне Яковлевской.
- Людмила Лоскутова. Сообщение Ирине Дураковой (Завариной) [Электронное письмо]: https://ok.ru/messages/469037860051 (отправлено: 17.09.2018).
- Мусникова, Мария. «Поставьте памятник деревне»/ Мария Мусникова// Авангард. — 2018. — 11 октября. — С. 15. — Текст: непосредственный.
- Национальный архив Республики Карелия. Ф. 25. Оп. 12. Д. 10/10. Л. 189, 190 об.
- Там же. Ф. 25. Оп. 12. Д. 28/3. Л. 259 об., 261 об.
- Там же. Ф. 25. Оп. 15. Д. 54/1182. Л. 234, 234 об, 242 об, 243, 243 об.
- Там же. Ф. 25. Оп. 15. Д. 55/1196. Л. 158 об., 160 об.
- Там же. Ф. 25. Оп. 15. Д. 130/2458. Л. 171, 172 об.
- Российский государственный исторический архив. Ф.799. Оп. 33. Д. 1107. Л. 84, 84 об.
- ЧАСОВНЯ. — Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. — URL: https://bre.mkrf.ru/religious_studies/text/4680456 (дата обращения: 23.09.2022).
- 21 ноября. — Текст: электронный // Открытая православная энциклопедия «Древо»: [сайт]. — URL: https://drevo-info.ru/articles/2656.html (дата обращения: 09.07.2023).
[1] Часовня — небольшое здание для молитвы в восточнохристианской архитектуре. Особенностью Ч. является отсутствие алтаря, что не позволяет совершать в ней литургию; престолы имеются в особых храмах-Ч. Слав. назв. «Ч». происходит от «часов», краткого ежедневного богослужения; в Греции Ч. именуется домом молитвы (οίϰοι προσευχής). В западнохристианской архитектуре аналог Ч. — капелла. Ч. ставятся над склепами (иногда сами они являются усыпальницами) и массовыми захоронениями, над колодцами и поклонными крестами, в местах, связанных с чудесами, важными историч. событиями и крупными битвами. Особое распространение Ч. получили среди старообрядцев- беспоповцев, поэтому в 1702 и 1722 выходили указы об их демонтаже, отменённые в 1727. Ныне Ч. часто устраиваются внутри зданий и в обществ. местах (на вокзалах, в аэропортах и др.) [16].
[2] В данной «Ведомости» представлено большее количество дворов и душ, чем в «Ведомости» за 1854 г., потому что деревню Яковлевскую в документе, предположительно, объединили с деревней Заручевье. Это можно видеть и в «Ведомостях» за 1833 и 1839 гг., в которых указано, что дворов в деревне Яковлевской за оба года 33, мужчин за оба года 100, а женщин 85 и 104 соответственно [10], [14] (ВД).
[3] Видимо, перестроена (ВД).
[4] Родной брат священномученика Вениамина Казанского, митрополита Петроградского и Гдовского (ВД).