Представлен историографический аспект изучения памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. Рассмотрены и проанализированы основные публикации по рассматриваемой проблематике. Хронологически рассмотрен период с XIX до начала XXI века.
Ключевые слова: Полоцк, храм, церковь, сакральное зодчество, исследование.
Всю историографию истории памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-ХX вв. можно разделить на несколько групп, зависящих как от степени развития исторической науки и методологических подходов, так и от политических особенностей эпохи.
Первая группа включает в себя публикации, основанные на эмпирическом и краеведческом накоплении данных, содержащих, как правило, фрагментарную информацию описательного типа. К рассматриваемой группе, во-первых, можно отнести работы краеведов-любителей старины, конфессионально ангажированных, основанных на идеологическом противостоянии на белорусских землях двух противоборствующих сил — Российской империи и сторонников возрождения Речи Посполитой, когда выдающиеся памятники сакральной архитектуры Беларуси объявлялись либо «истинно русскими», либо польскими. К публикациям этой группы можно отнести издание Петербургской академии наук «Топографические примечания на знатнейшие места путешествия ее императорского величества в Белорусские наместничества», представляющее сведения о наличии в Полоцке к началу XIX в. иезуитского, доминиканского, францисканского, базилианского и униатских монастырских храмов [1, с.350].
Важное значение для изучения памятников полоцкой сакральной архитектуры в XIX-XX вв. имеет подробное описание Борисоглебской и Пятницкой церквей полоцкого Борисоглебского монастыря, составленное К. А. Говорским (Описание фасадов и внутренних интерьеров, строительных материалов и способа кирпичной кладки и т. д.) [2, С. 39].
Во-вторых, к рассматриваемой группе можно отнести публикации, основанные на эмпирическом и краеведческом накоплении данных, содержащих, как правило, фрагментарную информацию описательного типа, связанны прежде всего с деятельностью полоцких краеведов (Д. С. Леонардов, И. П. Дейнис, М. С. Андреев [3; 4, 5; 6, с. 76]). Уникальные сведения по истории церквей полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря на рубеже XIX-ХХ вв, в том числе о первоначальном виде домовой Евфросиньевской церкви до перестройки 1847 г., содержаться в издании полоцкого историка и педагога Д. С. Леонардова «Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович)» [3].
Описанием послевоенного состояния памятников сакральной архитектуры Полоцка в 20-е гг. ХХ в. занимался полоцкий краевед И. П. Дейнис. Исследователем был произведен осмотр церквей Богоявленского, Спасо-Евфросиньевского и Борисоглебского монастырей, в результате которого было установлено, что абсолютно все памятники сакральной архитектуры в первой половине XIX в. находятся в катастрофическом состоянии (стены повреждены военными снарядами, отсутствуют двери и окна, разрушены крыши и т. д.) [4, Л. 40–54]. Также этим исследователем оставлены уникальные рукописи, содержащие информацию о жизни Полоцка и его храмов в ХХ в. [5].
Вторая группа включает в себя работы научной историографии дореволюционного периода, когда сбором сведений по церковным памятникам Витебской губернии по поручению Императорского археологического комитета полноценно занимались историки-краеведы А. П. Сапунов, А. М. Сементовский, П. Н. Батюшков, и др. Наибольшую ценность среди всех исследований дореволюционного периода представляют работы известного белорусского краеведа, любителя местной старины А. П. Сапунова, оснащенные большим количеством документов, гравюр и планов [7, с. 53]. Исследователь относился к полоцким храмам с неким особым почтением. По словам А. П. Сапунова: «История Полоцкой епархии, ее храмов, монастырей и икон, для любого верующего является не чем иным, как «святыней полоцкой и духовной, русско-исторической» [8, с.1]. В 1885 г. в издании Полоцкие Епархиальные Ведомости была опубликована статья А. П. Сапунова «Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке, в которой исследователем была представлена информация о строительстве первой монастырской колокольни и прочих ремонтных работах: «Снаружи, близ [Спасской] церкви, устроен деревянный колокольный столб с крышей». В данной публикации А. П. Сапуновым было впервые представлена информация о том, что Спасская церковь была покрыта «частью соломой, частью черепицей и гонтом» еще до ремонта 1832 г. (то есть еще при иезуитах). Это подтверждают и современные исследования реставраторов, которые в забутовках храма нашли битую черепицу, по археологическим признакам относящуюся к XVII в.
Значительная работа по описанию памятников сакральной архитектуры Полоцка была проделана А. М. Сементовским, описывавшим Полоцк, как город с красивейшей природой, которую прекрасным образом дополняют многочисленные изысканные здания церквей и монастырей. По данным А. М. Сементовского в Полоцке к XIX в. располагались великолепные каменные здания католических кляшторов: иезуитского, доминиканского, францисканского, бернардинского, а также базилианская церковь Св. Софии [9, с.154]. Кроме справочной, краеведческой информации в «Памятной книжке Витебской губернии» были опубликованы некоторые статистические сведения о Витебской губернии, в том числе о количестве каменных и деревянных храмов и монастырей в Полоцке по состоянию на 1864 г. [9, с.230, таб. VII].
В дореволюционное время также были проведены первые архитектурно-археологические обследования полоцких храмов известными археологами и архитекторами А. М. Павлиновым, осуществившим первое полноценное архитектурно-археологическое обследование Софийского собора и положившим начало многолетней дискуссии ученых о времени строительств западных апсид Софийского собора, а также П. П. Покрышкиным, поставившим под сомнение открытия А. М. Павлинова, опираясь на результаты собственных исследований. Также этими археологами в конце XIX века — начале ХХ вв. была обследована Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря, а также церкви Борисоглебского монастыря [10, с. 10; 11, с. 20; 12]. Важные сведения о Спасо-Преображенском храме после реставрационных работ под руководством архитектора Порто (1832 г), в архитектурном контексте, были представлены в журнале Министерства внутренних дел, где были также размещены план и фасад данного храма. Там же вкратце сообщается о переделках, которые были сделаны перед освящением храма 7 августа 1833 г. [13, с. 53–54].
Третья группа представлена работами советской и постсоветской историографии.
Значительную часть работ рассматриваемого периода занимают архитектурно-археологические исследования. В советское время практически все архитектурно-археологические обследования полоцких храмов проводились исследователями преимущественно российской историко-археологической и искусствоведческой школ. Так, полоцкие храмы в разное время обследовали такие российские ученые как Н. Н. Воронин, М. К. Каргер, Н. Брунов, И. Хозеров, В. А. Булкин и др. Несмотря на то, что все они в большей степени интересовались проблемами архитектуры раннефеодальной эпохи и памятники более позднего времени их мало интересовали, все же эти исследователи зачастую открывали ранее неизвестные факты о более поздних церквях [14–16; 17–18]. Так, например, в результате археологических исследований, проведенных И. М. Хозеровым на руинах униатской церкви во имя Св. Параскевы XVIII в. (неоднократно перестраиваемой в XIX в.) в 1926–28 гг., было установлено, что униатский храм не был построен на пустом месте, а «поглотил» своим объемом небольшую церковь древнерусской архитектуры [19, с. 77].
В 1970–80-е гг. ХХ в. вв. появляются работы затрагивающие вопросы сохранения, реставрации и эксплуатации памятников сакральной архитектуры Полоцка. В рассматриваемый период осуществлялось исследование Софийского собора, с целью его реставрации и введения в эксплуатацию, белорусскими архитекторами-реставраторами под руководством В. Слюнченко. Этим ученым был разработан проект реставрации Софийского собора, а также осуществлено научное руководство по его осуществлению. В конце 1980-х гг. им было издано несколько выдающихся историко-архитектурных очерков, посвященных полоцкому Софийскому собору и другим памятникам архитектуры Полоцка: «Полоцкий Софийский собор» (1987), «Архитектурные памятники Полоцка» (1988), включающие в себя богатый фотографический и иллюстрационный материалы [20].
В 2004 г. при поддержке полоцких городских властей вышел исторический очерк Л. Ф. Данько «Храм Покрова Пресвятые Богородицы во граде Полоцке», приуроченный к восстановлению утраченной в ХХ в., Покровской церкви. Издание отображает историю Покровской церкви согласно ее летописи, а также ценные документы, фотоматериалы, списки архивных источников и информацию по реставрации памятника сакральной архитектуры [21].
Уникальные документы и планы реставрации Спасской церкви Спасо-Евфросиньевского женского монастыря были собраны художником-реставратором В. В. Ракицким в публикации «Мера. Мерки и обмеры Спасской церкви XII в. в Полоцке» [22].
В 2004 г., в связи с реставрационными работами и приспособлением под учебные нужды ПГУ, на территории былого иезуитского коллегиума было начато археологическое изучение территории и уцелевших архитектурных объектов сотрудниками НПИКМЗ А. А. Соловьевым и С. Е. Глазыриным, а также экспедицией ПГУ под руководством Д. В. Дука. В ходе данного исследования была получена огромная коллекция интереснейших артефактов в хронологическом диапазоне от 1581 до 1914 г, а также остатки тоннелей дренажной системы иезуитов, проходившей под костелом Св. Стефана [23, с. 5]. Результаты проделанной работы представлены в монографии А. А. Соловьева «Полоцкий иезуитский коллегиум в ретроспективе (1581–1914)», опубликованной в 2012 г. Данное ретроспективное архитектурно-археологическое исследование стало первым полноценным исследованием отдельного археологического комплекса в отечественной историографии.
Некоторые сведения, касающиеся реставрации Спасо-Преображенской церкви представлены в работе В. Д. Сарабьянова «Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески» (2007 г.) [24].
Ретроспективный анализ историко-культурного и архитектурно-планировочного аспектов возникновения и трансформации уникального памятника зодчества эпохи барокко — костела св. Стефана представлен в совместной публикации А. С. Давидович и Т. Л. Давидович «Костел св. Стефана в структуре исторического центра Полоцка XVI — XIX веков» (2008). В статье исследована градостроительная роль иезуитского костела Св. Стефана в структуре исторического центра Полоцка в период XVI-XIX веков [25].
Из работ последнего десятилетия стоит выделить публикацию Я. Д. Филиппенко «Композиционные особенности развития силуэта города Полоцка в период с конца XVII до конца XIX в.», в которой на основе исследования иконографических и литературных источников представлена трансформация силуэта города в указанный период. Особое внимание уделено архитектурным доминантам города — культовым объектам [26].
Из обобщающих работ по истории памятников сакральной архитектуры Беларуси разных конфессий, содержащих также сведения о полоцких храмах, можно выделить фундаментальный труд российской исследовательницы И. Н. Слюньковой «Монастыри восточной и западной традиций» (2002). В издании содержаться сведения о полоцком Богоявленском соборе, перестроенном Дж. Каренги, который автор сравнивает с Могилевским Спасо-Преображенским и Вильнюсским Свято-Духовым соборами, опираясь на планы Е. Д. Квитницкой и В. А. Чантурия [27, с. 153].
Особый интерес представляет также коллективная монография историков архитектуры «Страчаная Спадчына», составленная совместными усилиями Т. В. Габрусь, А. Н. Кулагина, Ю. А. Чантурия и М. А. Ткачева. Т. В. Габрусь является автором статей, посвященных уничтоженным храмам, которые составили раздел «Храмы. Зруйнаваныя святыні». Так, в статье «У Полацку бачыў Святога Стефана» Т. В. Габрусь были собраны все имеющиеся данные по архитектуре и истории иезуитского костела Св. Стефана, вплоть до его уничтожения [28].
Анализ историографических источников по истории памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. показывает наличие обширного пласта работ в той или ином контексте затрагивающих полоцкие храмы, однако комплексные работы по истории конкретных памятников практически полностью отсутствуют. Основными исследователями архитектурного сакрального наследия Полоцка в дореволюционный период являлись краеведы-любители, зачастую конфессионально ангажированные, находившихся под влиянием идеологического фактора. И если одни авторы дореволюционного периода ограничивались простым описанием храмов без критического подхода к изучению (К. А. Говорский), то публикации других уже были оснащены ценными графическими, документальными-статистическими материалами, а главное, личными рассуждениями и выводами исследователей (А. М. Сементовский, А. П. Сапунов, П. Н. Батюшков). Настоящим прорывом в изучении истории полоцких памятников XIX-XX вв. стало внедрение архитектурно-археологического обследования памятников, позволяющее получить неведомую ранее исследователям информацию (А. М. Павлинов, П. П. Покрышкин). Архитектурно-археологическое изучение Софийского собора, Борисоглебской и Пятницкой церквей Бельчицкого монастыря и Спасо-Преображенской церкви принесшее немало открытий, продолжалось в советский период (И. Хозеров, Н. Н. Воронин, М. К. Каргер, Н. Брунов, В. А. Булкин и др).
70–80-е гг. XX в. стали переломными в изучении памятников сакрального монументального зодчества Беларуси. С этого времени и вплоть до начала XXI в., т. е. по сей день, интерес к данному виду памятников не угасает, проводится всестороннее обследование памятников культового зодчества. Причем исследование памятников сакрального монументального зодчества Беларуси, в том числе полоцких храмов в XIX-XX вв., осуществляется в различных контекстах: историческом и архитектурно-археологическом (В. А. Булкин, В. Слюнченко, Д. В. Дук, В. В. Глинник, А. А. Соловьев и др.), искусствоведческом и культурологическом (Д. В. Сарабьянов, В. Ракицкий).
Литература:
- Арлоў, У. А. Таямніцы полацкай гісторыі / У. А. Арлоў. — Мінск: Папуры, 2008. — 608.
- Говорский, К. А. Историческое описание полоцкого Борисоглебского монастыря / К. Говорский // Полоцкий летописец. — 1992 — № 1. — С.39.
- Леонардов, Д. С. Памяти настоятельницы Спасо-Евфросиниевского монастыря Игумении Евгении // Д. С. Леонардов. — Витебск, 1900.
- Акты осмотра памятников за 1920–1921 гг. // Зональный Государственный архив Полоцка (ЗГАП). — Ф. 54. Оп. 1. Д. 343.
- Дейнис, И. П. Полоцк в ХХ веке (1905–1967) / И. П. Дейнис // Полоцкий историко-культурнфй музей-заповедник. — КП. — S2774
- Полоцкий летописец: Историко-литературный журнал. — Полоцк. — № 1, 1992.
- Шевкун, П. В. Церковно-историческая проблематика в научных исследованиях А. П. Сапунова / П. В. Шевкун // Книжное наследие А. П. Сапунова: материалы респ. науч.-практ. конф. к юбилеям издания А. П. Сапуновым книг «Витебская старина» и «Река Западная Двина» (1893), 23 дек. 2013 г. / Упр. идеолог. работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома, ВГУ им. П. М. Машерова, кафедра истории Беларуси; под ред. А. И. Сёмкина. — Минск: Нац. б-ка Беларуси, 2014. — С. 52–56.
- Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря / А. П. Сапунов. — Витебск, 1888.
- Сементовский, А. М. Памятная книжка Витебской губернии / А. М. Сементовский. — Витебск: Витеб. губерн. тип., 1878. — 416 с.
- Трусов, О. А. Памятники монументального зодчества Беларуси XI-XVII вв. / О. А. Трусов. — Минск: Наука и техника, 1988. — 160 с.
- Павлинов, А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка / А. М. Павлинов // Труды 9 Археолог. Съезда в Вильне в 1893 г. — Москва, 1895. — Т.1. — С. 19–26.
- Павлинов, А. М. История русской архитектуры /А. М. Павлинов. –Москва: Типо-литогр. Высоч. утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев Ко,1894. — 285 с.4
- Алексеев, Л. В. Археология и краеведение Беларуси: 16- 30-е гг. 20 вв. / Л. В. Алексеев. — Минск: Пресс, 1996. — 190 с.
- Каргер, М. К. К истории полоцкого зодчества XII века (руины вновь открытого храма на верхнем замке) // Новое в археологии: Сборник статей, посвящённых 70-летию А. В. Арциховского. — Москва: Издательство МГУ, 1972. — С.202–204.
- Каргер, М. К. Памятники древнего зодчества Беларуси / М. К. Каргер // Тез. Доклад. На заседаниях, посвящ. Итогам полевых исследований 1962 г. — Москва, 1963. — С. 24–27.
- Каргер, М. К. Храм-усыпальница в Евфросиньевском монастыре в Полоцке / М. К. Каргер // С.А. — 1977. — № 1. — С. 247.
- Воронин, Н. Н. Бельчицкие руины (к истории полоцкого зодчества 12 в.) / Н. Н. Воронин //Архитектурное наследство. — 1956. — № 6. — С. 9–11.
- Воронин, Н. Н. К истории полоцкого зодчества 12 века / Н. Н. Воронин // КСИА. — 1962. — № 87. — С. 102–104.
- Хозеров, И. М. Беларусское и Смоленское зодчество / И. М. Хозеров. — Мн.: Навука и тэхника, 1994. — 151 с.
- Слюнченко, В. Г. Полоцкий Софийский собор / В. Г. Слюнченко. — Минск: Полымя, 1987. — 48 с.
- Данько, Л. Ф. Храм Пресвтые Богородицы во граде Полоцке: к торжеству возрождения / Л. Ф. Данько. — Полоцк: Издательство «Судник», 2004. — 32 с.
- Ракицкий, В. В. Мера. Мерки и обмеры Спасской церкви XII в. в Полоцке / В. В. Рактицкий // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: материалы VI международной научной конференции (1–3 ноября 2012 г.). В 2 ч. — Ч. 2. Спасо-Преображенская церковь в Полоцке. — 2013. — 155 с.
- Соловьев, А. А. Полоцкий иезуитский коллегиум в ретроспективе (1581–1914): архитектурно-археологический очерк / А. А. Соловьёв. — Полоцк: Полоцк. кн. изд-во, 2012. — 97 с.
- Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и её фрески / В. Д. Сарабьянов. — Москва, 2007. — 176 с.
- Давидович, А. С. Костел св. Стефана в структуре исторического центра Полоцка XVI — XIX вв / А. С. Давидович, Т. Л. Давидович // Вестник ПГУ: серия F. — № 6. — 2008. — С. 23–26.
- Филиппенко, Я. Д. Композиционные особенности развития силуэта города Полоцка в период с конца XVII до конца XIX вв / Я. Д. Филиппенко // Вестник ПГУ: серия F. — № 6. — 2015. — С. 15–20.
- Слюнькова, И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси / И. Н. Слюнькова. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 600 с.
- Страчаная спадчына / Т. В. Габрусь [і інш.]; уклад. Т. В. Габрусь. — Мінск: Беларусь, 2003. — 351