Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2015

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Требунских, М. С. Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в. / М. С. Требунских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 853-857. — URL: https://moluch.ru/archive/105/23848/ (дата обращения: 27.12.2024).



 

Плакатное искусство во время войны было популярным видом искусства в России, также плакат не обошел стороной и художников Сибири.

Сразу же после гражданской войны началась политизация общественного быта. Постепенно художественные критерии формировали представление о будущем, главном пути развития в художественной культуре и о второстепенных, «периферийных» задачах.

В Томске было создано Общество Любителей Художеств. Оно организовывало художественные выставки с 1914г. Участниками выставок были художники: Котов, Курзин, Гуляев, Оларь, Карев, Трусов и др. С наступлением 1917г. дальнейшее творчество носит характер революционного строительства. После прихода красных войск в Томск, там собираются около 50 человек очень высокой квалификации. Также в Томске находилась довольно значительная группа немецких и австрийских художников, пленников 1 мировой войны. В промежутках между властью советов и властью Колчака в концентрационном лагере они имели свою чрезвычайно интересную выставку.

Художники того времени в условиях голода, холода, отсутствия материалов, в постоянной спешке в продолжение ряда месяцев выбрасывали сотни плакатов на очередные «кампании» и «недели» («дайте железо», «недели чистоты», «долой неграмотность», «на западный фронт», «борьба с тифом» и пр.) Между ними десятки были отмечены подлинным творчеством. От этого своеобразного творчества ничего не осталось; часть вещей погибла на улицах и площадках, другие переписывались из-за недостатка материала. Постепенно растущая нужда и издерганность стали понижать качество работ. В 1922г. прекрасные «старые» работы переписывались начинающими, плакатная агитация приняла уродливый вид и прекратилась.

Работа секции художников в 1920–21г. дала еще одно начинание, правда, скорее, в виде некоторой разведки в будущие возможности. Это была так называемая красноармейская художественная студия, интересная тем, что воспитала много прекрасных дарований, у которых выработалась небывалая черта — коллективное сотрудничество на основе общего, своего, нового ощущения человека и мира. Этого не было у мастеров — индивидуалистов предшествующей эпохи. Представляется неправомерным принудительное сужение развития искусства путем сведения всех творческих поисков к одному, признанному главным, методу «социалистического реализма». Но именно этот процесс и происходил в период с конца 20-х — первой половины 30-х гг.

В Барнауле художественная жизнь проделала за эти годы ту же кривую, что и в Томске. В 1918 году художники вернулись с фронта и основали АХО (Алтайское Художественное общество). В инициативную группу входили худ. Корев, Трусов, Гуляев, Курзин, Макаров [2].

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов искусств. В стороне от решения важнейших моральных общечеловеческих проблем, от попыток передать в художественных образах героическое напряжение народа не мог остаться ни один художник.

В области изобразительного искусства сложнее было переориентироваться, выбрать самый мобильный жанр. Выставки первых военных лет основывались на произведениях, созданных художниками Сибири до войны и на «Окнах ТАСС». Но к 1943г. военная тема уже стала центральной и в организационном и в творческом отношении. Помимо того что выставки организовывались совместными усилиями, задачи художественного творчества в эти годы стали едиными для всех художников страны. Самой актуальной и сильной темой первых двух лет войны стала тема ненависти. Рождалось новое понятие героики: вожди, генералы, выдвинутые войной герои, партизаны, рядовые бойцы — давали широкий простор для художественных наблюдений. Но часто художники склонялись к театральной аффектности — это проявлялось в гиперболичности жестов героев произведений, гигантских масштабах и т. п. Чтобы расскрыть подлинные «живые» образы героев нужна была глубокая наблюдательность художника, высокий профессионализм. Этот момент был отмечен на Совещании ХIII Пленума ССХ 14 мая 1943г. [1].

Первым этапом раскрытия военной темы в деятельности художников Сибири стала работа над созданием «Окон ТАСС». Этот жанр можно охарактеризовать как своеобразный героический народный лубок. Его внутренние традиции были достаточно широки: от сатирического лубка до плакатов героико-трагедийных, психологических. Освоение нового жанра претерпевало ряд трудностей, которые были характерны не только для творчества художников Сибири, но и для творчества советских художников в целом, занявшимся этим жанром. Это подтверждает тот факт, что вопросам агитационного искусства было посвящено специальное Всесоюзное совещание работников изобразительного искусства [8]. В нем участвовали и представители Сибири. На совещании отмечалось, что присутствует определенная небрежность в написании отдельных деталей даже у лучших художников и один из главных недостатков — повторяемость образов. Одной из основных проблем, поднятых на совещании, была проблема художественного выражения процессов, происходящих в тылу. Художественное выражение событий непосредственно боевых, происходящих на фронте, видимо, давалось художникам легче — помогал сложившийся в художественном сознании образ героической защиты страны ее народом, возможно очень обобщенный, даже не столько конкретных боев тех дней, сколько общее представление о патриотизме, героическом поведении русских солдат во всей истории. Помощь же тыла фронту- психологически понятный процесс- но выражать его необходимо было в конкретных художественных образах, а для этого необходимо было время — чтобы художники могли увидеть людей тыла, их работу. Для этого требовался очень высокий профессионализм и художественное чутье- ведь нужны были правдивые образы, реальные люди и их действия, а не «ходульные «портреты [3].

Обозначенные проблемы стояли очень остро, так как сказывалась оторванность художников от реальных исторических событий, происходящих на фронте. Многие, видимо, в мастерской писали картины по фотографиям, на основе логических умозаключений и схем. Но в целом местным художникам удалось донести до зрителя героизм событий и их конкретных участников. Живописные жанры стали восприниматься в годы войны по-новому. Стерлись резкие грани между бытовой и исторической картиной, расширилось понятие батального искусства, сюда стали включать и боевой эпизод, и фронтовую зарисовку, и большие сражения. В годы войны художественная жизнь Сибири протекала довольно интенсивно. Было проведено 2-е крупные художественные выставки военных лет. Первая из них «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (Новосибирск.1942), вторая- «Сибирь- фронту»(Новосибирск,1944) [5].

Темы произведений, представленных на выставках, были разнообразны. Особый акцент получили темы зверства фашистов и батальная. Отдельный зал был отведен «Окнам ТАСС». Во многих из них ощущалось продолжение традиций «Окон РОСТА», с их высокой культурой изобразительного и текстового материала. «Окна ТАСС» представили художники Омской, Новосибирской, Иркутской областей, Алтайского края. Плакаты были разнообразны по колориту, по художественному почерку, но едины по общему настроению- стремлению изобличать врага и мобилизовать людей на победную войну. Лучшими на выставке были признаны " Окна ТАСС», выполненные бригадой засл. деятеля искусств Д.Моора, лауреата сталинской премии Черемных и М.Щеглова [7].

Эта первая военная выставка явилась своеобразным отчетом о проделанной работе. Многое в произведениях было недоработано, носило эскизный характер, не всегда была углубленно проработана тема, но как первый этап выставка заслуживает внимание. Вместе с тем, эти художественные работы являются уникальными документами героики военных дней для новых поколений.

Во второй крупной всесибирской выставке 1944г. «Сибирь — Фронту», было выявлено очевидное движение вперед в работе художников края, новое понимание художниками своих задач: стремление к углубленной работе над выразительностью образов, значительно большее количество выставленных произведений [6].

Многочисленные публикации в печати, изданные в1941–1945гг. каталогом выставок свидетельствуют о том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей в годы Великой Отечественной войны, художественная жизнь в Алтайском крае не только не замерла, она, напротив, стала более интенсивной. Художники, деятели культуры ощущали себя мобилизованными на общее дело защиты Отечества и разгрома врага. Это обеспечило приоритет агитационно-массового искусства и выставочной деятельности как части общеполитических мероприятий на Алтае.

Важным событием в художественной жизни края стало создание в сентябре 1941г. мастерской агитплаката, где выпускались «Агитокна Алтайской правды», впоследствии переименованные в «Агитокна Алтайского края». Плакатная мастерская вручную выпускала их тиражом 20–25 экземпляров. Они выставлялись для всеобщего обозрения, рассылались подписчикам. [4]. Лучшие плакаты издавались типографским способом, печатались в газетах, размножались в специальных мастерских, выставлялись на площади Свободы — центральной площади г. Барнаула, мгновенно расходились по заводам и колхозам. Барнаульцы, с интересом ждали каждый очередной выпуск агитокон, в нем были местные темы на злобу дня и главное сокрушительная сатира на фашистских вояк.

Инициатором и основным автором был М. Н. Шипулин, театральный художник приехавший из Москвы в 1941году. Он создавал не только интересные, острые, злободневные рисунки, но и делал стихотворные подписи. Текст также имел большое значение, выражающий основную мысль. Большая группа плакатов носила мобилизующий характер. Это многокадровые, построенные по типу сюжетного рассказа агитокна. Своеобразной оценкой его роли в художественной жизни края стала персональная выставка в феврале 1943г., первая персональная за годы войны.

Самый первый, срочный выпуск агитокон был выполнен И. Е. Хариным. Он появился на щите на площади Свободы к вечеру 22 июня 1941г. Затем наряду с агитокнами здесь помещалась карта фронтов.

Ивану Евсеевичу Харину, старейшему художнику Барнаула, принадлежит ведущая роль во всех организационных делах в эти годы. Одаренный художник-самоучка, Харин начал работать в газете с 1937года. Он стал председателем Алтайского отделения Союза художников с июня 1941г. В сентябре 1941 г. в Алтайский край были эвакуированы художники Москвы, Ленинграда, других городов страны. Только в Барнаул прибыло более 50 художников. Это было серьезным пополнением художественных сил края. И. Е. Харин сумел сплотить их, обеспечить хотя бы минимальными условиями для творческой работы. Спустя год художники провели две крупные выставки в Барнауле — «Все для фронта, все для победы» к 24-й годовщине РККА и «25 лет Октябрьской социалистической революции».

В творчестве И. Е. Харина плакаты периода Великой Отечественной войны занимают важное место. Особенно наглядно это продемонстрировала его персональная выставка (1983г). Ныне некоторые из них вошли в экспозицию Алтайского краеведческого музея. Например: «Прощание Гитлера с Браухичем». Декабрь, 1941г.

Рисунки с подписью автора «И. Харин», выражающие уверенность в обреченности фашизма, сознание исторической правоты советского народа, поднявшегося на защиту своей Родины, регулярно появлялись в газете «Алтайская правда» уже в первые дни войны: 26 июня — «Раздавим фашистскую гадину!», 4 июля — «Так было и будет», 10 июля — «Собаке — собачья смерть», 19 августа -«Запоздалый диагноз», всего — более 50-ти рисунков, опубликованных в газете только в 1941году!

Битвы 1942–1943 гг. определили коренной перелом во всей войне. В рисунках художника этого периода — новое настроение: наступательный порыв, чувство гордости, ощущение приближающегося возмездия: «Мороз и морозец», «Конец блицкрига под Москвой», «Возмездие», «Перелом войны — Сталинград», «Разгром — Курская битва. Огненная дуга», «Фашистское жизненное пространство» и другие. Тема окончательного разгрома врага и долгожданной победы усиливается в рисунках 1944–1945 гг.: «Балтийский котел», «Котлы и клещи», «Мы в логове врага Берлине. Взятие рейхстага», «Победа», «Конец». Практически каждый рисунок сопровождался стихотворными подписями или сообщениями от Советского информбюро, ТАСС, из газет. Авторами стихов к рисункам И. Е. Харина были: М. Н. Шипулин, В.Чиликин, П.Робин, А.Стаккатов, Григорьев. Такое творческое содружество существенно усиливало эмоциональное воздействие рисунка, опубликованного в газете, или плаката, выставленного на самой людной площади города, в цехе, на ферме.

Исполнительный комитет Алтайского краевого Совета и краевой комитет ВКП (б) 12 марта 1944 г. отметили заслуги И. Е. Харина Почетной грамотой «за активное и плодотворное участие в творческой и общественной жизни края в годы Великой Отечественной войны, выразившееся в сплочении кадров художников как местных, так и прибывших в край, в создании политически актуальных (произведений) как графических, так и живописных, отражающих труд промышленности и сельского хозяйства края в дни Великой Отечественной войны». 6 июня 1945 г. И. Е. Харину вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Так каждый очередной выпуск агитокон с интересом ждали барнаульцы, в нем были местные темы на злобу дня и главное сокрушительная сатира на фашистских вояк. В Бийске работал эвакуировавшийся из Москвы художник Черемных М. Н..Он занялся выпуском Агитокон в этом городе и они были выпущены с предельным совершенством, «без всяких скидок на скромный Бийск» [2].

Панорама художественной жизни 1941–1945гг. интересна и многообразна. О событиях и фактах, о выставках и роли агитационно-массового искусства можно узнать из печати, каталогов и рассказов. Истинным и зримым ее образ становится лишь благодаря произведениям, созданным в военные годы. Можно с уверенностью сказать, что чем больший срок будет отделять нас от этих дней, значимость произведений будет возрастать. Они различны по художественному уровню, выполнены с различной мерой профессионального мастерства и таланта, однако у них есть главное качество-подлинность времени, его событий и настроений.

 

Литература:

 

  1.                Бабурина Н. И. Русский плакат второй половины XIX — начала ХХ века.- Л., 1988.
  2.                Борунов Г. Ф. // Изобразительное искусство Алтая. — М., 2003.
  3.                Брискина В. Опыт работы над агитплакатом.-М.:Сов.художник, 1959.
  4.                Иванов В. С. Как создается плакат?.- М.: Академии Художеств
  5.                СССР,1963.
  6.                Спешилова А. Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны // Омский научный вестник № 9 (47), декабрь 2006
  7.                Очерки по культуре. — М., 1997.
  8.                Снитко Л. И. Творчество художников Алтая и Сибири. — М., 2000.
  9.                Турлюн Л. Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства/ Турлюн Л. Н.,Барнаул 2014. -100 с.
  10.            Турлюн Л. Н. Коллаж в компьютерном искусстве //Мир науки, культуры, образования № 2 2011
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, художник, Барнаул, Томск, Алтайский край, Москва, художественная жизнь, Художник Сибири, агитационно-массовое искусство, высокий профессионализм.


Задать вопрос