Неоакадемизм в Санкт-Петербурге: дигитальные практики в творчестве художников движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Мусаева, К. Г. Неоакадемизм в Санкт-Петербурге: дигитальные практики в творчестве художников движения / К. Г. Мусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60885/ (дата обращения: 16.11.2024).



В 1989–1990 гг. — начался процесс активного развития нового направления в художественной среде Ленинграда. Оно получило название «неоакадемизм», или — «новый русский классицизм». Искусство Ленинграда последней четверти XX века, включая его трансформации в постперестроечное время плотно связано с именем художника Тимура Новикова. Стремление следовать новейшим тенденциям современной культуры, популяризировать актуальное посредством внедрения его в область массовой культуры отличает Новикова от других представителей андеграундного искусства этого периода.

В своем манифесте неоакадемизма, написанном в июле 1991 года, художник и идеолог движения призывает обратиться к великому наследию прошлых столетий: «Европейцы! Отвратим свой взор от того, что нам теперь подсовывают вместо культуры! Не пора ли нам всем вместе заняться восстановлением утраченных традиций, чтобы быть достойными наших предков?» [1, с. 7]. Тимур Новиков говорит о важности сохранения античных шедевров, распространении классической эстетики, а также о существенной роли Петербурга как города, построенного согласно канонам классики: «Именно поэтому в конце XX века мы стараемся возрождать ту самую традицию служения Аполлону в искусстве, которая зародилась в нашем городе с самого его основания» [2, с. 123].

Среди художников движения: Георгий Гурьянов, Егор Остров, Денис Егельский, Тимур Новиков, Ольга Тобрелутс, Андрей Хлобыстин, Белла Матвеева, Юлия Страусова, Владислав Мамышев-Монро, Станислав Макаров, Андрей Медведев, дуэт Олега Маслова и Виктора Кузнецова. Предыдущие поколения нонконформистов ленинградской художественной школы испытывали жесткий контроль со стороны представителей власти. Их живопись — экспрессивна. Помимо апелляции к авангардной традиции она в особой манере представляет способы борьбы с установками идеологии. В этой связи благодаря распаду СССР вполне ожидаемым становится переход художника-нонконформиста в совершенно новое положение свободного творца. Для Тимура Новикова этот переход во многом определен именем родного города, его историей и архитектурой. По словам Новикова, пересмотреть ситуацию было необходимо, в этом немаловажное значение оказали его поездки заграницу в конце 80-х. Говоря о возможности донести во внешний мир свои идеи важно учитывать исторический контекст: неоакадемизм не ощутил на себе того давления, которое государственные структуры оказывали на предыдущее поколение ленинградского нонконформизма. В эпоху быстро развивающихся технологий неоакадемизм стремительно внедряется в информационное поле, стремится при этом укрепиться в человеческом сознании как ярчайший феномен петербургского искусства, закрепив за собой особый бренд. Движение угасает в начале 2000х, с уходом лидера Тимура Новикова.

После завершения в Москве торгов Sotheby’s в 1988 году наблюдается повышение интереса к русскому неофициальному искусству. В этот период Тимур Новиков и приближенные к нему художники посещают множество стран. Всё увиденное впоследствии осмысляется Тимуром Новиковым, он осознает важность смены курса, внедрения совершенно иных тенденций, поскольку считает современное западное искусство скучным и «аттракционным» [2, с. 38].

В 1993 году художница Ольга Тобрелутс впервые экспериментирует с дигитальной картинкой, она обращается к коллажу, создавая серию «Имперские отражения». В 1994 году, окончив учебу в студии ART+COM по направлению «компьютерная графика», по приезде в Петербург она активно работает с коллегами неоакадемистами и сразу обращает на себя внимает творческой интеллигенции. Тобрелутс снимала короткие фильмы, в качестве актеров были задействованы художники-неоакадемисты, наиболее известный — «Горе от ума» (1993 г.), создавала дигитальные фотоколлажи. Известность получила серия фотографических работ «Модели», за основу были взяты изображения античных скульптур, отредактированных Тобрелутс в графическом редакторе. Еще один значимый неоакадемический фотопроект был осуществлен с участием Тобрелутс в рамках подготовки каталога к выставке «Passiones Luci» (1995 г.) в Петербурге, снимки к которому вдохновлены античными образами. Неоакадемисты визуализировали произведение античного писателя Апулея «Золотой осел» в серии фотоснимков. Модельер Константин Гончаров с помощником Алексеем Соколовым сшили более двадцати костюмов для предстоящей фотосессии. Было принято решение подвергнуть компьютерной обработке полученные фотографии, поскольку первоначальный вариант декораций не соответствовал помпезности полученных снимков.

В 1997 году Тобрелутс создала серию «Священные образы», в которой поместила современных медийных персон в пространство картины раннего Возрождения при помощи графического редактора. Куратор Антонио Джеуза пишет о стремлении художницы сочетать визуальные коды различных эпох: «Ключ к мифологии Ольги Тобрелутс может быть найден в ее собственных слова. Каждый зритель увидит в ее мифологических фигурах что-то от окружающей его действительности, потому что, в конце концов: «лишь ритуализация повседневности придает жизни смысл» [3, с 9]. Художница участвует в множестве выставок и биеннале, среди которых 58-я Венецианская биеннале, Тобрелутс показывает работы в рамках параллельной программы в павильоне Северной Македонии в палаццо Ка Занарди.

Егор Остров известен своими картинами в технике растра. Процесс создания делился на несколько этапов: он делал постановочный снимок, преимущественно это были обнаженные натуры, затем фотография подвергалась компьютерной обработке, после чего полученное изображение Остров переносил на холст. Результат данной манипуляции в конечном счете напоминает произведения оптического искусства. Данная техника Егора Острова сформировала его уникальный узнаваемый стиль. Помимо постановочных фото, изображение с которых перерабатывается Островым в растр на компьютере, художник берет за основу произведения старых мастеров, среди них: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Сотворение Адама» Микеланджело, «Купальщица Вальпинсона» Энгра и т. д. Исследователь Екатерина Андреева интерпретировала технику Острова следующим образом: «Он совмещает два изобразительных стиля — фигуративный и абстрактный — в пределах одной картины. Классика и технология (наведенный растр) встречаются очевидно и агрессивно […] Одно изображение, таким образом, парализует, уничтожает другое» [4, с. 361]. Андреева отмечает влияние рейв-культуры на творчество Острова, волнообразные динамичные полосы есть отклик эпохи лазерных световых шоу. Сейчас Егор Остров живет в Москве, продолжает работать в своей стилистике. Помимо живописных холстов, переносит растровые изображение на фарфор. Произведения Острова находятся в частных коллекциях по всему миру, а также в фондах музеев, среди них: Стеделик в Амстердаме, ГРМ в Санкт-Петербурге и др.

Владислав Мамышев в конце 1980-х впервые примеряет на себя образ Мэрилин Монро, параллельно с группой «Новые художники» (1982–1989) основывает Пиратское телевидение. Выпуски ПТВ выходили до 1992 года, в основном создавались силами самого Мамышева, Тимура Новикова, Юриса Лесника и других художников. Главным действующим лицом ПТВ был Мамышев-Монро. В конце 90-х по инициативе Тимура Новикова был снят знаменитый сюжет «Опять двойка 2», где герой Мамышева-Монро — ученик академической школы, пишет на холсте красный квадрат, после чего подвергается агрессивным действиям со стороны своего учителя, в роли которого выступил Тимур Новиков. Пиратское телевидение — это своеобразная попытка захватить медиальное пространство, стилизованная карикатура на официальные телевизионные передачи. Помимо ПТВ Мамышев-Монро писал картины, многократно перевоплощался. Куратор и теоретик видеоарта Антонио Джеуза в своих лекциях упоминает выпуски ПТВ как одни из первых опытов российских художников в области видеоарта. Во второй половине 2000-х Мамышев-Монро много времени проводит на Бали, посещает Россию для реализации творческих идей. Последний проект, в котором художник принимал участие — спектакль «Полоний» в 2013 году, режиссер Слава Випзон.

Таким образом, в нашей статье мы выявили новаторскую специфику Новой Академии в осмыслении классической традиции в контексте дигитального искусства. Изучение деятельности художников Санкт-Петербурга рассматриваемого периода сейчас является необходимым аспектом. Период оказался предельно важным как для отдельных художников, так и для художественного процесса в целом. Его также можно назвать переходным периодом.

Литература:

1. Новиков Т. Новый русский классицизм. СПб.: Государственный Русский музей, 1998. — 252 с.

2. Тимур Петрович Новиков. Лекции. // сост.: Е. Ю. Андреева, А. Л. Хлобыстин. СПб: Новая Академия Изящных Искусства, 2003. — 190 с.

3. Ольга Тобрелутс: новая мифология. Каталог выставки. М.: Триумф, 2012. — 162 с.

4. Андреева Е. Ю. Постмодернизм Искусство второй половины XX — начала XXI века. / 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Азбука-Классика, 2007. — 488 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художник, графический редактор, компьютерная обработка, образ, Ольга, Петербург, пиратское телевидение.


Задать вопрос