Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 28.03.2016

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Евсеева, Д. О. Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая / Д. О. Евсеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 1079-1081. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27432/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются работы алтайских художников второй половины XX века — начала XXI. Анализируются художественные образы, с помощью которых доставляется человеку эстетическое наслаждение.

В послевоенное время и позже на Алтай постоянно приезжали молодые художники. Ведущие художественные вузы и училища страны здесь организовывали студенческие пленэры. Набирает в эти годы творческую силу и Союз художников Алтая. В работах ведущих алтайских мастеров чувствуется преемственность с искусством художников начала ХХ века. В их полотнах образ Алтая нашел отражение как образ мира, исполненного гармонией единства Человека и Природы [1].

Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию — доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты [2].

Предметом исследования являются работы алтайских художников второй половины XX века и начала XXI, где наиболее выразительно отразилась главная тема творчества — алтайская природа.

В алтайской живописи второй половины ХХ — начала ХХI веков сохраняются традиции, заложенные первыми художниками Алтая. Ведущим жанром остаётся пейзаж, а главной темой творчества — алтайская природа. Основные представители алтайской живописной школы: классики алтайского искусства Г. Ф. Борунов, М. Я. Будкеев, М. Д. Ковешникова, Н. П. Иванов, Ф. С. Торхов, В. А. Зотеев и др., и художники последующих поколений: Б. Ф. Терещенко, А. В. Арестов и т. д. [3].

Геннадий Федорович Борунов (член Союза художников России, заслуженный художник РФ) — многогранный художник, с разносторонними интересами. Работал во всех жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Центральной темой творчества художника является человек. Это человек — труженик, любящий и возделывающий родную землю, в страшные годы защищающий ее, в мирное время прославляющий ее своим трудом. Его герои — алтайские мужики с обветренными, загорелыми во время страды лицами. Не раз художник писал их мужественных и героических, но однажды увидел иначе и на первый план выступили такие качества как настоящая мужская нежность, ласка и любовь. («Отец», 1969–1970) [4].

Пейзаж был одним из основных жанров, в котором работал Борунов. Через образы мест Алтая в картине «Березы над Обью» Геннадий Федорович передает любовь, теплоту и уважение своей малой Родине.

Творчество Михаила Яковлевича Будкеева обогатило искусство Алтая новыми темами и образами, новым художественным опытом, развивающимся на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Живопись художника обращена к современности, жизнь людей и образы природы предстают в произведениях М. Я. Будкеева преломленными через личное лирико-поэтическое мироощущение [5]. Большинство работ Будкеева посвящено Барнаулу: «Дом на Пушкинской», «Дом на улице Ползунова», «Старый Барнаул».

Ковешникова Майя Дмитриевна — живописец, член Союза художников России (1968), заслуженный художник России (1986). Родилась в 1926 в городе Новосиль Орловской области. Окончила Орловское художественное училище. С 1951 живет в Барнауле [6].

Работает в жанре тематического натюрморта и интерьера, особое место в творчестве занимают натюрморты, посвященные алтайскому хлебу («Красна изба углами», «В конце страды»), быту жителей Алтайского края, Горного Алтая. Живопись с сильным поэтическим началом раскрывает связь человека с природой, с миром окружающих вещей.

Николай Петрович Иванов — один из ведущих алтайских художников-живописцев 1960-х — 1980-х гг., продолживший в своем творчестве лучшие традиции русского реалистического искусства [7].

Н. П. Иванов работал практически во всех жанрах живописи (портрет, пейзаж, тематическая картина). Интерес художника к творческой личности воплотился в созданной им портретной галереи известных и выдающихся людей края («Портрет писателя Н. Г. Дворцова», «Портрет художника Д. И. Кузнецова», «Портрет художника Г. А. Белышева» и др.). Прекрасные и величественные образы природы Алтая нашли отражения в работах живописца «Катунь», «Телецкое озеро», «Закат на озере» и др. Одним из самых известных произведений является картина «Алтайское лето». Нежное утреннее солнце рассеивается мягко по долине, окрашивая все в золотисто-розовый тон. От работы исходит чувство спокойствия и умиротворения. В ней звучат темы счастья материнства, красоты природы, гармоничного единства человека и окружающей его среды.

Федор Семенович Торхов — Заслуженный художник России, живописец, посвятил свое творчество Алтаю и Монголии [8]. Тематический пейзаж — ведущий жанр в творчестве Ф. С. Торхова. Горные вершины, долины, озёра и реки, люди, живущие на просторах Алтая, — вот главные герои произведений Фёдора Семёновича. Еще одним жанром, в котором Ф. С. Торхов успешно работает, является портрет. Художник создает реалистически достоверные образы.

Виктор Александрович Зотеев — профессиональный художник, живописец, признанный мастер лирического пейзажа, вписавший свою страницу в историю изобразительного искусства Алтая [9].

Пейзаж — основной жанр, в котором работал Виктор Александрович Зотеев. Наблюдая за природой, учась у нее, художник тщательно выбирал мотивы для своих произведений. Он писал всегда с натуры, работал быстро и увлеченно, уверенно компонуя, сразу находя единственно верные отношения, расставляя акценты и разбирая детали.

22 августа 1937 г. в Риге родилсяЛеопольд Романович Цесюлевич — профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель.

Леопольд Романович Цесюлевич работает в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавая глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича.«При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», — рассказывает о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как«Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности — Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников [10].

Никитюк Юлия — живописец. Работает в жанре портрета, пейзажа. Участница краевых выставок с 1991 года и региональной «Сибирь» (1998), Красноярск. Имела две персональные выставки в Юбах — Паленберг (1999), Германия. Член Союза художников России с 1997 г.

Основные работы: «Состояние» (1990), «Леда» (1992), «Река забвения» (1993), диптих «Любовь», «Нелюбовь» (1998), «Бездна» (1999), «Портрет дочери» (1999), «Тет-а-тет» (1999), «Городской пейзаж» (1993), ГМИЛИКА [11].

Итак, в творчестве алтайских художников преобладают образы родной природы, портреты выдающихся земляков и простых рабочих, натюрморты, отражающие жизнь людей. На полотнах образ Алтая нашел отражение как образ мира, исполненный гармонией единства Человека и Природы. Этнографизм, как отображение форм народного быта, обычаев и обрядов, всегда был присущ алтайскому искусству. Тема малой родины с особой пронзительностью зазвучала в произведениях алтайских художников среднего поколения. В. Б. Терещенко тонкий проникновенный пейзажист, в своих полотнах воспевает неброскую красоту Степного Алтая [12]. Разнообразна природа Алтая, богата алтайская земля и талантливыми людьми, и своей уникальной историей, навсегда вписанной в историю России.

Литература:

  1. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/collection/altpainting.htm (дата обращения: 9.01.2016)
  2. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологи // Электронный словарь — 2003. — [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2516/Художественный (дата обращения: 09.012016)
  3. Государственный художественный музей Алтайского края [Электронный ресурс]. URL:http://ghmak.ru/index.php/collections/modern-art-of-altai/itemlist/category/23-zhivopis?start=16 (дата обращения: 10.01.2016)
  4. Официальный сайт Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/authorities/spisok/borunov-gennadii-fedorovich/ (дата обращения: 10.01.2016)
  5. Русская живопись. [Электронный ресурс]. URL: http://www.artsait.ru/art/b/budkeev/main.htm (дата обращения: 10.01.2016)
  6. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/639/rubric/141 (дата обращения: 10.01.2016)
  7. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/exhibitions/2013/ex03k_2013.htm (дата обращения: 10.01.2016)
  8. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/651/rubric/141 (дата обращения: 11.01.2016)
  9. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/exhibitions/2014/ex06i_2014.htm (дата обращения: 11.01.2016)
  10. Краеведческий портал Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им.В. Я. Шишкова. [Электроный ресурс]. URL: http://altlib.ru/427 (дата обращения: 11.01.2016)
  11. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/582/rubric/141 (дата обращения: 11.01.2016)
  12. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/collection/altpainting.htm (дата обращения: 11.01.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): художник, творчество, член Союза художников России, малая родина, профессиональный художник, эстетическое наслаждение, Портрет художника, портрет, пейзаж, образ мира, образ Алтая, Алтай, Заслуженный художник России, жизнь людей, живописец, жанр, гармония единства Человека, ведущий жанр, Барнаул, алтайское искусство.


Похожие статьи

Дальневосточная художественная литература как источник изучения этнических культур

Процесс формирования личности в чеченской народной педагогике

Конструкция книги и ее иллюстрация на примере графических работ туркменских художников

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Особенности развития современной скульптуры Казахстана

Эстетический идеал в современной узбекской поэзии и вопросы её толкования

Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в художественной культуре Средней Азии

Предубеждение против искусства на примере произведений Третьяковской галереи

Похожие статьи

Дальневосточная художественная литература как источник изучения этнических культур

Процесс формирования личности в чеченской народной педагогике

Конструкция книги и ее иллюстрация на примере графических работ туркменских художников

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Особенности развития современной скульптуры Казахстана

Эстетический идеал в современной узбекской поэзии и вопросы её толкования

Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в художественной культуре Средней Азии

Предубеждение против искусства на примере произведений Третьяковской галереи

Задать вопрос