Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия

Научный руководитель
История
02.11.2021
55
Поделиться
Библиографическое описание
Воронов, С. Е. Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия / С. Е. Воронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85031/.


Тема актуальна в связи с возможностью рассмотреть население Красноярского края в динамике развития населяющих его народов за предыдущие 400 лет; более отдаленные времена пока для изучения авторам не подвластны.

До прихода русских на эти земли их заселяли определенные племена. Да, у них были свои вожди, ханы, но не всегда даже одно племя объединялось под руководством какого-либо из них. Однако поговорим о народах, заселяющих Красноярский край. Если исходить из отписки Андрея Дубенского в Тобольск [3], в которой он пишет о кыргызских, качинских и аринских татарах, то создается впечатление, что на этих землях проживали только татары. Много позже в документах стали выделять качинцев, аринцев, киргизов, тубинцев, кызылцев, канских, братских, абаканцев и т. д., что ясности не вносит, поскольку часто речь идет о месторасположении племен (на реках Кача, Кан, Туба, Абакан), а не их национальности. И еще через сто пятьдесят лет после появления казаков у Енисея в своих путевых записках П. С. Паллас указывает на ясашное население Енисейского уезда: татар качинских, койбальских, яринских, канских, калачинских (камасинских) и удинских, то есть опять-таки татар. По недавним данным коренными признаны 10 народов края: долганы, эвенки, хакасы, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы и чулымцы; последние две народности довольно часто относят к ненцам и хакасам [5, c. 17], соответственно. Кто из них в прошлом качинцы, аринцы и т. д. и сохранились ли последние — в этом разобраться мне не удалось.

И вот в эту систему народов с севера (из Енисейска) пришли на кочах казаки за землями и ясаком. Пришли не сами, а по повелению российского царя Михаила Федоровича. Кто такие «казаки», никто точно не знает. Очевидно одно: изначально это были общества, объединяющие в себе тех, кто бежал от несправедливости угнетателей, вне зависимости от национальности (русские, поляки, украинцы, черкесы, татары и многие другие). Тот факт, что они перестали быть свободными и подпали под руку царя, структуру их национального состава не менял. И вот эта разношерстная кампания увеличила собой количество народов на завоеванной приенисейской «землице». Пока в небольшом количестве, всего-то около четырехсот человек, но с серьезными намерениями.

Путь был проторен. И в Красноярский край потянулись люди из европейской части России. В первые сто пятьдесят лет это были в основном те же самые казаки, крестьяне, ремесленники, торговцы, ростовщики, последние чуть позже (к началу XIX века) были представлены евреями — появилась еще одна народность в крае. Казаки же изначально были представлены незначительным числом поляков; по источникам, сам Дубенский был таковым. Однако резкий рост поляков произошел в результате восстаний в Польше против Российского владычества и войны поляков с окружающими странами (Россией и Австрией, Россией, Австрией и Пруссией, Россией и Пруссией). Речь Посполитая конца XVIII века была мощным европейским государством, по количеству населения уступавшая только Франции и России, она простиралась от Балтийского моря до Черного моря, занимая территории нынешних Польши, Литвы, Украины, Беларуси, частей Германии, Австрии, Словакии, Молдовы, Венгрии, Смоленской области России. Серьезная держава. И вдруг под влиянием французской буржуазной революции она рискнула принять Конституцию, направленную на доминирование королевской власти и снижение роли Сейма, которую на дух не приняло польское дворянство, шляхетство. Аристократы Речи Посполитой по решению Тарговицкой конференции обратились к России за помощью по свержению королевской власти. Екатерина II на это согласилась, поскольку поляки слишком доставали с давних времен (вспомним оккупацию ими Москвы и Лжедмитрия) и с этим мощным государством можно покончить, используя внутреннюю смуту. В 1792 году русские войска захватили значительную часть территории Польши; Екатерина II заключила договор с Пруссией (инициатором договора был король Пруссии Фридрих II) о разделе Польши, при этом Россия не получила ни клочка собственно польской территории, из-за чего Екатерина II отказалась от предложения польской шляхты именоваться королевой Польши. Раздел Польши не устроил определенную часть польской шляхты, которая вознамерилась вернуть Польше статус Речи Посполитой с ее границами на 1772 год. Восстание 1794 года возглавил Т. Костюшко; оно начало расширяться, захватывая все новые районы, в том числе, отошедшие к России. Россия заключает договоры с Австрией и Пруссией, вместе оккупируют Польшу, произведя второй ее раздел. Затем последовал третий раздел и постоянные волнения в Польше (восстания 1794, 1830–1831, 1846, 1863–1864 годов). На восстания Россия реагировала жестко, часть восставших (а это не только поляки, но и украинцы, и белорусы) были сосланы в Сибирь: «Людей низшего сословия, кои, участвуя в сих беспокойствах, будут взяты с оружием в руках, к какой бы кто ни принадлежал губернии, отдавать в рекруты и отсылать на службу в сибирские линейные батальоны» [1, c. 140], находящиеся, в том числе, и в Енисейской губернии. Правда, позже Александр II амнистировал девять тысяч польских повстанцев, но они уже не все уехали из Сибирской губернии. Амнистия подтолкнула поляков к новому восстанию, результатом погашения которого стали повешение 128 человек и новые сотни сосланных в Сибирь.

Во второй половине XIX — начале XX веков, особенно в годы столыпинской реформы массы крестьян и не только (мастеровых, ремесленников) хлынули из Польши и других западных областей России в Сибирь, в том числе — в Енисейскую губернию. Способствовало этому и открытое железнодорожное сообщение вплоть до Владивостока, что существенно сокращало время путешествия. Я сам из семьи, предки которой переселились из Кракова в Красноярск в конце XIX века. Девушка старинного обедневшего аристократического рода Броницких тайком от своей матери, которая не позволяла знакомиться с холуями (она громогласно утверждала, что в их роду никогда не было прачек, швачек и цируличек), хотя сама жила в нищете, познакомилась и вышла замуж за мастерового белоруса Голубя и уехала с ним в Красноярск. Здесь он устроился на железную дорогу, выучился на машиниста паровоза, выстроил свой дом в Николаевке. И таких были тысячи. Приенисейский регион начал существенно прирастать людьми из европейской части империи.

В революцию 1917 года и сразу после нее особых изменений в этногенезе приенисейской Сибири не происходило, если не считать того, что по ней прокатился с запада на восток Чешский корпус, который в этногенезе особого следа не оставил. Как не особенно изменили этнический состав Красноярского края и последующие трагические события тридцатых годов XX века, когда сотни тысяч жителей Сибири, в том числе и Красноярского края, были переселены на Амур и Аргунь, чтобы заместить выселяемых оттуда казаков Забайкальского и Амурского казачьих войск, настроенных не очень лояльно к советской власти. В этом был и один положительный момент: семья забайкальского казака встретилась с указанной выше польско-белоруской семьей, создав одну многонациональную. Хотя не следует забывать того факта, что Амурское и Забайкальское казачьи войска в значительной степени состояли из бурятских и тунгузских полков. Соответственно, высылаемые из Забайкалья казаки были в определенной части и бурятами, и тунгусами, что существенно изменило объем этих национальностей в этногенезе Красноярского края, поскольку до того их было здесь незначительное количество, единицы. Некоторые авторы недоумевают: «Лишь к 1939 году произошел резкий малообъяснимый скачок до 1,9 тыс. чел.» [5, c. 151]. Увы, все объясняется просто: репрессии 30-х в Забайкалье коснулись и бурят, которые в большом количестве были переселены подальше от Китая, в том числе, и в Красноярский край.

Это было не последнее насильственное увеличение населения Красноярского края и его качества. Перед началом Великой Отечественной войны в Красноярский край поступили эшелоны с эстонцами, западными украинцами, а также финнами. Все эти народы попали под жернова репрессий только потому, что после реализации пакта Молотова-Риббентропа часть населения этих стран не смирилась с присутствием советских войск и администрации и выступала против, ну и в качестве превентивной меры против возможного сотрудничества в случае войны с Германией. Правда, в эти жернова попадали и невиновные — доносы были в большом ходу. И хотя эти народности уже присутствовали в Красноярском крае, их количество в результате репрессий увеличилось.

Но самым неверным поступком советской власти было выселение с родных мест целых народов: ингушей, крымских татар, немцев Поволжья, калмыков и других. Объяснение было простым: «Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействовали органам советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, — Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…» [2]. Интересно, а куда нужно было сослать всех русских за борьбу на стороне германских войск Русской Освободительной Армии генерала Власова или освободительной армии Каминского? Интересно, а где не было банд русских, украинцев и других народов, созданных дезертирами, да и противниками советской власти. На операцию по выселению калмыков было выделено не менее 10 тысяч воинского контингента и это на 93 тысячи выселяемых [4, c. 16] женщин, стариков, детей. И это, добавим, на завершающем этапе Сталинградской битвы, когда каждый солдат был нужен. В Красноярский край по разнарядке было направлено 25 тысяч человек (448 мужчин, читай — стариков, поскольку все мужчины либо служили немцам, либо боролись с немцами в рядах Красной армии и последних около 15 тысяч было из армии выведено и направлено в лагеря; 8845 женщин и 11705 детей) [4, c. 58], погибло в пути 434 калмыка. По рассказам моего дедушки — Козлова Анатолия Петровича, в морозный день на станции Камала в Красноярском крае остановился состав, из которого посыпали женщины, дети, старики низкорослые, узкоглазые и скуластые. Это прибыли калмыки в места, где их никто не ждал. Никто не приготовил для них жилье и им пришлось в откосах довольно глубокого оврага метрах в пятистах от шахтоуправления и Новостройки рыть землянки, обивать их сырыми досками, изготавливать примитивные двери. Сколько их замерзло в первую зиму — никто не считал. Замерзло бы больше, если бы ни шахтеры, которые из металлолома изготавливали для них буржуйки, что хоть немного обогревало землянки. Д. Кугультинов по этому поводу написал:

«Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп,

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб».

Долго в Камале они не задержались, оставшихся в живых, кроме нескольких, устроившихся на шахту и получивших новый статус, через пару лет распределили по колхозам и совхозам края. Калмыки лишь не надолго изменили этногенез края, после их реабилитации и возвращению в Калмыкию в крае их осталось лишь несколько сот человек.

И, наконец, резко повлияли под внешним воздействием на этногенез края немцы, которых перед войной было в крае четыре тысячи, в 1959 году 66,7 тысяч человек. Разумеется, речь идет о военнопленных, которые после реабилитации в 1956 году уезжали, но не так активно, поскольку еще в 2002 году их оставалось в крае около 40 тысяч [5, c. 54].

В заключение хочется сказать, что в Красноярском крае проживает 137 национальностей. Да, не все они здесь оказались добровольно, но точно добровольно они здесь остались жить.

Литература:

  1. Указ Николая I Сенату о наказании участников польского восстания 1831 г. // Польша против Российской империи: история противостояния. Минск, 2012.
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР…подписан Председателем Президиума М. Калининым 27 декабря 1943 года.
  3. Город у Красного яра. Красноярское книжное издательство, 1981.
  4. Убушаев В. Калмыки: выселение и возвращение. Элиста, 1991.
  5. Этноатлас Красноярского края. Красноярск, 2008.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 178-181):
Часть 3 (стр. 153-233)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 178-181стр. 233

Молодой учёный