Особенности формирования ответственного отношения к учению у курсантов морского и речного флота
Автор: Рудь Сергей Александрович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 25.04.2021
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Рудь, С. А. Особенности формирования ответственного отношения к учению у курсантов морского и речного флота / С. А. Рудь. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16520/ (дата обращения: 19.12.2024).
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» [1], любое физическое лицо, осваивающее определенную образовательную программу, называется обучающимся. В зависимости от уровня этой программы ими являются: воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты (адъюнкты), слушатели, экстерны. Следовательно, обучающиеся в учебных учреждениях, готовящих специалистов, в частности, для гражданской авиации, водного транспорта, правоохранительных структур называются курсантами. И, прежде чем рассматривать особенности формирования у них ответственного отношения к учению, охарактеризуем в общих чертах уровень среднего профессионального образования.
У программ обучения в техникумах, колледжах, училищах есть определенные преимущества: короткий срок получения специальности и обретения финансовой независимости от родителей; высокий спрос на таких выпускников на рынке труда и, следовательно, большие возможности для трудоустройства; реальность получить высшее образование по сокращенной программе.
В то же время за последние десятилетия появились и проблемы, которые требуют решения: разрыв между потребностями рынка труда и количественными и качественными характеристиками квалификационной подготовки выпускников; низкий уровень заинтересованности бизнеса в участии в работе образовательных учреждений этого типа; оставляющий желать большего имидж среднего профессионального образования в глазах российского общества; инертность обучающихся и высокий процент отсева. В известной мере, усилить достоинства и нивелировать недостатки подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена были призваны государственные образовательные стандарты для этой ступени обучения, их соответствие профессиональным стандартам.
Анализ документов, регулирующих деятельность учреждений этого уровня образования, свидетельствует о том, изменились приоритеты, среди которых обращают на себя внимание следующие:
а) удовлетворение потребности личности в качественной профессиональной подготовке на фоне широкой культурологической осведомленности, как результата гармонического сочетания учебно-воспитательной работы с научно-исследовательским поиском, участием обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, в том числе в WordSkills. Поэтому основными компонентами профессиональной компетентности стали считать специальную (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые, профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, связанные с избранной профессией), социальную (готовность принять ответственность на себя за результаты своего труда, участвовать в групповой деятельности, работать в команде, способность к сотрудничеству), индивидуальную (готовность к профессиональному саморазвитию);
б) ориентация на согласование формируемых умений и компетенций с требованиями профессиональных стандартов и работодателей, с внедрением новых технологических процессов на производствах привела к возникновению учебных центров, отраслевых кластеров, многопрофессиональных территорий, что, в свою очередь, позволяет готовить будущих специалистов среднего звена на современном оборудовании, в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности на основе практико-ориентированных программ базового и повышенного уровня, формировать у обучающихся практический опыт по каждому виду деятельности, рамки которой значительно расширились и стали включать не только образовательную, но и учебно-исследовательскую, творческую, научно-исследовательскую, научно-техническую;
в) переход на модульные программы;
г) усиление роли и повышение качества внеурочной работы со студентами (курсантами), которой вменялось обеспечить условия для социально-профессионального становления обучающихся, их погружение в мир профессии (понимание ее сущности, специфики, социальной значимости, перспективы развития в будущем), в оценивании социальных процессов в окружающей жизни (понимание рисков, способов решения проблемных ситуаций, регулирования отношений, установления и поддержания контактов), в организации собственной деятельности, во взаимодействии с коллективом, группой, преподавателями, мастерами производственного обучения, социальными партнерами, в социальное творчество.
Как составная часть учебно-воспитательной работы, внеурочная деятельность призвана углублять, закреплять предметные, расширять и дополнять надпредметные знания, умения, навыки, способы действий в профессионально ориентирующих ситуациях, развивать оценочно-рефлексивные способности обучающихся, помогать общей и профессиональной их адаптации, стимулировать познавательную активность, оптимизировать учебные нагрузки и создавать ситуации успешности.
Значение воспитания, как важного условия профессионального становления обучающихся СПО, возрастает потому, что среди них велик процент тех, кто относится к категории социально незащищенной молодежи (из неполных, многодетных семей, выпускники детских домов, школ-интернатов и т. п.). Поэтому особое внимание уделялось всегда профилактике социально-негативных явлений в образовательной среде, просвещению, формированию здорового образа жизни, социальной адаптации;
д) наращивание инновационного потенциала образовательных учреждений за счет развития сетевого взаимодействия, усиления общей прикладной направленности обучения, ориентированности на получение конкретной профессии, сочетание компьютерных симуляций, моделируемых ситуаций и деятельности в условиях специальных организаций и конкретного производства.
Таким образом, можно выделить характерные особенности обучения в средних специальных учебных заведениях: большой объем практической подготовки, акцент на обладание действиями, операциями, алгоритмами, составляющими основу квалификации, особая роль производственного обучения, наличие поддержки при освоении секретов профессионального мастерства со стороны специальных лиц — мастеров производственного обучения, которые проводят практические занятия, владея секретами профессии, организуют учебно-производственные работы, привлекают обучающихся к выпуску качественной продукции и оказанию услуг населению (В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, И. Д. Зейналова, Н. М. Гуслова, А. К. Маркова, Н. А. Морева, В. А. Ситаров, А. В. Хуторской и др.).
Еще одной особенностью современного среднего профессионального образования является то, что многие учебные заведения функционируют как элемент внешней системы или даже внутри вуза, что дает им множество преимуществ: возможность образовательных лифтов, обмен опытом преподавания по использованию новейших технологий обучения, лабораторий, включение обучающихся СПО в совместные образовательные, научно-исследовательские, творческие и социальные проекты вместе с обучающимися в вузе, привлечение к лекциям, индивидуальному консультированию будущих специалистов среднего звена, ученых, научных сотрудников высокой квалификации.
В нашем случае, например, с 2015 года в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова («ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова») входят 10 филиалов: Арктический морской институт имени В. И. Воронина (г. Архангельск), Беломорско-Онежский филиал (г. Петрозаводск), Воронежский филиал (г. Воронеж), Котласский филиал (г. Котлас), Мурманский филиал (г. Мурманск), Печорское речное училище (г. Печора), Московская государственная академия водного транспорта (г. Москва), Велико-Устюгский филиал (г. Великий Устюг) и внутри университета действуют: институт «Морская академия», институт Водного транспорта, институт Международного транспортного менеджмента, институт дополнительного профессионального образования, колледж ГУМРФ.
При этом, по программе среднего профессионального образования университет осуществляет подготовку по 10 специальностям.
Другой особенностью, выраженной в большей или меньшей степени в том или ином конкретном образовательном учреждении СПО, является контингент обучающихся. Здесь можно отметить большой возрастной диапазон у студентов (курсантов), оказавшихся в одной учебной группе и осваивающих, например, базовый уровень программ. Среди них костяк будут составлять пятнадцати- и шестнадцатилетние (сразу после завершения обучения в основной школе), но наряду с ними будут и те, кто поступил имея опыт обучения в старших классах (10–11), колледжах, техникумах, училищах, вузах, а также после службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
В Беломорско-Онежском филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» (далее — Филиал) возраст курсантов колеблется от 15 до 20 лет. Большинство из них поступило в филиал после 9 классов средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Также есть курсанты, которые поступили в филиал после 11 классов, после службы в Вооруженных силах Российской Федерации или были переведены из других средних профессиональных учебных заведений.
Следует отметить также, что теперь на каждом курсе обучается группа девушек в количестве от 4 до 11 человек по специальности судовождение.
Кроме того, абитуриенты могут иметь разные результаты общеобразовательной подготовки. Средний балл может варьироваться от 3,2 до 4,8 баллов в зависимости от специальности.
И, наконец, поступающие, обучающиеся демонстрируют различную учебную мотивацию. Одна часть из них поступает в наш Филиал в соответствии с осознанным выбором профессии, некоторые, пройдя классы допрофессиональной подготовки. Других привлекала возможность в будущем быстро найти работу, хорошо зарабатывать, устроиться в крупном городе, за границей. Третьи признавались, что им было все равно, где учиться, или только сюда они могли поступить, имея невысокие баллы.
Применительно к нашему Филиалу к этим особенностям можно добавить еще несколько: а) география абитуриентов.
В Филиале обучается более 600 курсантов из 25 субъектов российской Федерации и двух городов федерального значения. Из них в процентном отношении:
г. Санкт-Петербург — 4 %;
г. Севастополь — 0,4 %;
Архангельская область — 0,4 %;
Белгородская область — 0,4 %;
Вологодская область — 2,6 %;
Воронежская область — 0,4 %;
Калининградская область — 0,4 %;
Краснодарский край — 0,8 %;
Ленинградская область — 15 %;
Московская область — 0,8 %;
Мурманская область — 1,5 %;
Новгородская область — 8 %;
Омская область — 0,4 %;
Псковская область — 2 %;
Ростовская область — 0,4 %
Самарская область — 0,4 %;
Саратовская область — 0,4 %;
Свердловская область — 0,8 %;
Ставропольский край — 0,4 %;
Тверская область — 1,4 %;
Хабаровский край — 0,4 %;
Челябинская область — 0,4 %;
Республика Дагестан — 0,4 %;
Республика Карелия — 55,6 %;
Республика Коми — 0,4 %;
Республика Крым — 0,8 %;
Республика Марий-Эл — 0,4 %.
Кроме того, в Филиале проходят обучение граждане иностранных государств:
Республики Беларусь — 0,4 %;
Украины — 0,3 %.
Цифры свидетельствуют, что большинство обучающихся (90,1 %) проживают на северо-западе страны, исторически тяготеют к Санкт-Петербургу, его традициям и социокультурным ценностям. Прибывшие с других территорий, свой выбор учебного заведения объясняли по-разному: влияние романтики, возможность в дальнейшем учиться в Санкт-Петербурге, рекомендации родителей, окончание профильных классов, советы педагогов дополнительного образования, друзей. Тем не менее 76,4 % опрошенных курсантов разных лет обучения выбрали Филиал и специальность осознанно. Они высказывали положительное отношение к учению, сфере своей будущей профессиональной деятельности.
В 2017–2019 годах конкурс в учреждение составил (в зависимости от специальности и уровня образовательной программы) от 1,38 до 2,02 человека на место. Зачисление проводилось на основании конкурса аттестатов. При этом, в случае равенства средних баллов результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, приемная комиссия учитывает следующие факторы в порядке убывания приоритета:
— наличие договора о целевом обучении,
— результаты индивидуальных достижений,
— более высокий средний балл по сумме общеобразовательных предметов «Алгебра» и «Геометрия» в документе об образовании,
— более высокий балл по общеобразовательному предмету «Физика» в документе об образовании,
— более высокий балл по общеобразовательному предмету «Русский язык» в документе об образовании.
При приеме на обучение в Филиал по образовательным программам СПО учитываются следующие результаты индивидуальных достижений:
1) наличие статуса победителя и призера в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
2) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
3) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата профессионального мастерства, проводимого союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» либо международной организации «WorldSkills International».
Следовательно, в центре внимания находятся предметы математического и естественно-научного цикла, освоение которых требует от выпускников общеобразовательной школы определенных способностей, усидчивости, работоспособности, настраивают абитуриентов на сложное содержание образования. Поэтому не случайно итоги экзаменационных сессий (период 2017–2019 гг.) подтверждают этот вывод. В частности, анализ качества обучения курсантов 1 курса показал, что наибольшее количество неудовлетворительных оценок на 1 курсе получено по дисциплинам: «Математика» (65 двоек), «Физика» (54 двойки).
У курсантов 2 курса наибольшее количество неудовлетворительных оценок на 2 курсе получено по дисциплинам «Иностранный язык» (38 двоек), «Механика» (33 двойки), «Инженерная графика» (29 двоек).
Анализ качества обучения курсантов 3 курса показал, что наибольшее количество неудовлетворительных оценок на 3 курсе получено по дисциплинам «Иностранный язык» (12 двоек), «Навигация» (13 двоек), «Судовые энергетические установки» (8 двоек), «Судовые электрические приводы» (10 двоек).
Таким образом, несмотря на уменьшение числа неудовлетворительных отметок у курсантов от курса к курсу, их число остается высоким.
Самоанализ курсантами причин учебных неудач указывает на трудное содержание перечисленных предметов, которое при интенсивном преподавании ведет к образованию лавинообразных пробелах, затрудняют своевременное закрепление знаний, перевод их в умения, что мешает выполнению практических и лабораторных работ. С другой стороны, неуспешность значительно снижала познавательный интерес и общее положительное отношение к учению.
Изучив причины отчисления курсантов из филиала, мы получили такие результаты. Если в среднем в течение учебного года отчисляются 30 курсантов, то за пропуск учебных занятий или по неуспеваемости 16 %, за нарушения дисциплины — 16 %, из-за перевода в другие учебные заведения — 25 %, по собственному желанию — 42 %. Последняя категория обучающихся представляет наибольший интерес, так меньшая часть из них объясняла свое решение несовпадением интересов, представлений о будущей профессии реальному положению дел (отсутствие романтики), трудностями деятельности, несоответствием собственных физических и психологических возможностей предъявляемым требованиям. Зато большая часть курсантов ссылалась на неготовность к усвоению содержания учебного материала такой сложности, в таком объеме, на потерю интереса к профессии из-за неудачного опыта профессионального обучения.
Отчислены по курсам обучения за последние два года: с первого курса — 11 человек; со второго курса — 6 курсантов; с третьего курса — 11 человек; с четвертого курса — 3 курсанта.
Следовательно, наиболее проблемными являются первый год обучения и третий, что делает необходимым более тщательный анализ причин, действий преподавателей, мастеров производственного обучения, служб воспитательного и методического сопровождения.
Учение в Филиале сохраняет некоторые схожие черты с общеобразовательной школой, так как здесь присутствуют черты классно-урочной системы, хорошо знакомой в предыдущие годы, методы обучения, с которыми уже сталкивались студенты (курсанты), характер взаимоотношений с педагогами. Одновременно с этим появляются новые требования: умение расставлять приоритеты (выделять главное, доводить до конца, правильно строить отношения с окружающими, адекватно реагировать на критику, прислушиваться к советам и рекомендациям, учиться у других и т. д.); самодисциплина (умение распределять время, организовывать собственную жизнедеятельность, критически оценивать достигнутые результаты и др.);работоспособность (чередование видов деятельности, уметь оценить свои возможности, переключать внимание и т. д.). Все это способствует или затрудняет адаптацию первокурсников. Поэтому с социально-педагогических позиций важным становится знакомство их с системой обучения в СПО и конкретном учебном заведении, использование путей снижения уровня тревожности, налаживание общения, формирование и развитие умения учиться (конспектировать, пользоваться справочной литературой, структурировать учебный материал, выделять существенное и т. д.).
Итак, смена образа жизни, связанная с поступлением в учебное заведение (новый режим дня, новое место жительства, новая социальная роль, новые требования и виды деятельности, необходимость устанавливать новые контакты с большим числом людей разного возраста, социального статуса, профессионального опыта), заставляет администрацию, педагогический коллектив, воспитателей Филиала задумываться над тем, каким образом помочь обучающимся приспособиться к специфике организации учебного процесса при отсутствии родительского контроля и ощущении собственной взрослости, независимости, к особенностям методов и средств обучения при изучении специальных дисциплин, сохранить заинтересованность в овладении профессиональными компетенциями, преодолении естественных барьеров на этом пути.
Одним из таких надежный инструментов, как свидетельствует педагогическая теория и практика обучения, является формирование на новой ступени образования ответственного отношения к учению, развитие мотивации, стимулирование любопытства, любознательности, заинтересованности в овладении профессиональным мастерством, достижение успеха.
Литература:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2021 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/e44b3c0ad318698d2248c1b6e04efd5a7bc3d63f/ — КонсультантПлюс. — (Дата обращения 11.04.2021).