Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения
Автор: Эннс Елена Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 14355 раз
Библиографическое описание:
Эннс, Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3499/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства. Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.
С. В. Васьковская, трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу». [9, с.88].
О. Ю. Демченко выделяет основные особенности рассматриваемого феномена: профессиональное самосознание является частью самосознания личности; областью профессионального самосознания выступает осознание специалистом себя как субъекта профессиональной деятельности и осознание особенностей своей профессиональной деятельности; важнейшим компонентом профессионального самосознания является целостная оценка себя как профессионала; профессиональное самосознание осуществляет регулирующую функцию в процессе осуществления профессиональной деятельности. [4].
Е. А. Климов рассматривает профессиональное самосознание как компонент «Я-образа». При этом «центральное место среди...представлений профессионала о себе и своей ценности занимает знание об объективном вкладе его и его товарищей по работе в общенародное дело». [8, с.73]. Структуру профессионального самосознания автор представляет следующим образом:
Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.
Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений.
Знание человека о степени его признания в профессиональной группе.
Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе.
Представления о себе и своей работе в будущем. [8]
По мнению А. К. Марковой профессиональное самосознание включает:
Осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств.
Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой.
Учет оценки себя как профессионала со стороны коллег.
Самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную.
Положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к формированию позитивной «Я-концепции». [9]
А. В. Поддубная представляет структуру профессионального самосознания по аналогии со структурой общего самосознания таким образом:
Осознание профессиональной морали (активизирует или тормозит выполнение социальных ролей в коллективе. Проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, благе общества и коллектива).
Осознание профессиональной нравственности (характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Проявляется в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества).
Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта, в осознании своей индивидуальности в выполнении деятельности; осознание своих профессионально-важных качеств).
Осознание и оценка отношений (осознание и оценка себя как специалиста, отношения к коллегам по профессии, отношения к своей профессиональной деятельности,.отношения других к себе).
5. Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением. [11].
Большинство отечественных психологов (И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция. Е. М. Васильева, В. Н. Козиев, Л. М. Митина и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я«.
Охарактеризуем эти компоненты:
Когнитивный компонент — знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности.
Эмоционально-ценностный компонент — отношение к себе как к профессионалу и оценка профессионального Я.
Регулятивный или поведенческий компонент — тенденция действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как к профессионалу. [2,3,6]
А. А. Деркач выделяет следующие компоненты профессионального самосознания:
Когнитивный (самопознание, познание других и соотнесение этого знания с собой. В качестве критериев рассматриваются моральные установки личности).
Эмоциональный (самопонимание, самоотношение, самоприятие, самоуважение, общее эмоциональное отношение к себе и собственно оценочное отношение).
Мотивационно-целевой (самоактуализация, реализация жизненного потенциала, самосовершенствование, саморазвитие. В профессиональном самосознании рассматривается как аналог личностной зрелости — творческая зрелость личности).
Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой). [5]
Матвеева Л. Г., учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания представляет следующий компонентный состав: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи. [10]. Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т. е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. В структуру профессионального самосознания, как и самосознания в целом, входит осознание и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности. Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию — не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее. Развитие личности связано со становлением и развитием ее отношений к людям, к миру, к своей деятельности, к самому себе и, в итоге, к собственной жизни. Превращение этих отношений в устойчивые, сознательно выстраиваемые, знаменует становление человека как субъекта своей жизнедеятельности. Становление человека субъектом собственной жизни означает его самоопределение не только по отношению к отдельным событиям, но и к жизни в целом [10].
Рассмотренные структуры профессионального самосознания имеют много общего. Следует отметить, что такое компонентное деление может быть принято только условно, т. к. все компоненты между собой связаны. Эти компоненты могут быть реализованы на двух планах — объективном и субъективном. В первом случае их показателем будет выступать профессиональное мастерство, во втором профессиональная Я-концепция.
Существующие теории рассматривают становление профессионального самосознания как длительный и непрерывный процесс.
Д. Н. Завалишиной была разработана обобщенная модель развития субъекта профессиональной деятельности, постулирующая многовариативность развития, обусловленную мерой и характером активности личности, способом включения ею профессионального труда в свою жизнь. Модель включает три стадии: 1) адаптация человека к выполняемому труду; 2) идентификация себя с профессией (специализация); 3) самоопределение субъекта относительно профессионального труда и самоорганизация в нем.
Основная задача субъекта, по ее мнению — освоение и принятие ценностей, традиций и т. д. своей профессии, в результате чего человек более или менее глубоко и эмоционально отождествляет себя со своим профессиональным сообществом. Главное противоречие, которое разрешается в процессе развития: «ценности, факторы, традиции профессионального мира — способы их активного опосредствования субъектом». Только на третьей стадии человек реализует избранный стиль собственного развития, осуществляя одновременно и свое жизненное самоопределение. Он приобретает новое качество, позволяющее определить специалиста как «субъекта профессиональной идентичности».
По мнению Н. Г. Рукавишниковой, расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.
И. В. Вачков предлагает собственное представление о развитии профессионального самосознания. Человек, сталкиваясь в повседневной практической деятельности с ситуациями, требующими постоянного поиска и новых эффективных способов преодоления трудностей, так или иначе анализирует эти способы и оценивает результаты своего труда. На основе этого анализа, опирающегося на систему мотивационно-ценностных ориентации, человек формирует когнитивный «образ Я» как профессионала, испытывает эмоциональные переживания в процессе самооценивания, индуцируемые в некоторое самоотношение. Когнитивная и аффективная подструктуры профессионального самосознания, в свою очередь, определяют поведенческую подструктуру.
А. Д. Барсукова, учитывая то, что профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности и то, что сформированность профессионального самосознания находит свое отражение в уровне сформированности каждого компонента, предлагает систему критериев и показателей его сформированности, которая включает:
профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности (осознание целей, предмета, средств труда, общее представление о системе прав и обязанностей, а также условий труда) как эталонов для осознания своих качеств. Уровень сформированности профессионального самосознания по данному критерию также определяется степенью его раздробленности (внимание специалистов к отдельным личностным качествам, слабая структурированность) или целостности.
отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через ценностные ориентации, смысловые установки. Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то тем самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием,...общие мотивы деятельности» [12, С. 245]. Уровень сформированности профессионального самосознания по этому критерию определяется через позицию учащегося по отношению к учебной деятельности;
актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте человека и наличия в структуре «Я-концепции» специалиста аспектов жизни, связанных с различными сторонами профессиональной деятельности и осмысленных с помощью разнообразных характеристик образа «Я-профессионал»;
согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами Я (физическим, социальным, гендерным и т. д.).
Эталоном, меркой профессионального самосознания выступает профессиональный типаж-стереотип как персонифицированный образ самой профессии или обобщенный образ типичного профессионала, который развивается в ходе обучения и развития индивида, и от отдельных изолированных эталонов-типажей поднимается до уровня системно организованной «имплицитной теории личности».
В процессе профессионализации профессиональное самосознание расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей. Это происходит за счет включения новых признаков осваиваемой профессии, и заставляет человека предъявлять новые требования к себе как к профессионалу. Расширение профессионального самосознания выражается и в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте образа своей профессиональной деятельности. Зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно, но профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию и формированию, что тесно связано с успешностью овладения человеком профессией и профессиональной деятельностью.
Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом формирования профессионального самосознания. Наиболее сензитивным периодом в этом смысле, по мнению большинства ранее рассмотренных авторов, будет являться период обучения в ВУЗе.
Литература:
Барсукова А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. — М.: Издательство АСВ, 2009- 168 с.
Вачков И. В. Структура профессионального самосознания учителя. Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., переработанное и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2005.
Демченко О. Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии. Дис.... канд. психол. наук. -Екатеринбург., 2009.
Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис.... докт. психол. наук. -Л., 1981.
Ефремов Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.
Завалишиная Д. Н. Психологический журнал. 2003, том 24,1, С. 29–46.
Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 309 с.
Матвеева Л. Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.
Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дис.... канд. психол. наук. -М., 1998.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.