Особенности формирования культуры безопасности школьников на дороге | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пожарская, Л. А. Особенности формирования культуры безопасности школьников на дороге / Л. А. Пожарская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2814/ (дата обращения: 16.12.2024).

безопасность дорожного движения детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для России, но и во всем мировом пространстве. Число автомобилей на дорогах планеты растет небывалыми темпами. Россия вступила в период масштабной автомобилизации. Меняются привычные понятия мобильности населения, постоянно растет интенсивность транспортных потоков, осваиваются новые территории, на дороги выходят более скоростные, более мощные машины.

На этом фоне все острее становятся и проблемы связанные с ним. Со все возрастающей тревогой человечество говорит о невосполнимых потерях, которые оно несет в результате дорожно – транспортных происшествий. Гибель на дорогах становится поистине национальным бедствием. Необходимость формирования культуры безопасности (ноксологической культуры) школьников на дороге определяется тем, что если сейчас не будут приняты необходимые меры, то уже к 2030 году число погибших может достигнуть 2,4 млн. человек [1].

Наиболее уязвимым звеном в дорожной безопасности, безусловно, является категория – дети и подростки. Отсутствие систематически организованной профилактики в учебно-воспитательном процессе, приводит к безвременным потерям. А ведь именно школа и дошкольное учреждение обладают огромным организационным ресурсом: ни одно подрастающее поколение не проходит мимо системы общего образования, через их стены проходят практически все люди.

Основными социальными институтами, призванными обучать и воспитывать подрастающее поколение, являются дошкольные и общеобразовательные учреждения. Поэтому, создание организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, куда следует отнести ноксологическую культуру, необходимо рассматривать в числе наиболее актуальных, как требующих обеспечения теоретических и научно-обоснованных исследований в данной области [4].

Несмотря на сложнейшую демографическую ситуацию в стране, которой способствует и высокая травмированность и смерть на дорогах, до сих пор на уровне государственной власти не решены вопросы введения в общеобразовательных учреждениях отдельной дисциплины по основам безопасности дорожного движения. Некоторое время назад эти вопросы решались в отдельно взятом регионе – Краснодар, Ростов, Татарстан. Но с принятием единого образовательного стандарта на территории России объем получаемых знаний в рамках учебных уроков значительно сокращен.

Ноксологическая культура школьников на дороге должна быть нацелена на защиту жизни и здоровья участников движения [5]. Однако проблемам воспитания у подрастающего поколения дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и транспорте до настоящего времени уделяется недостаточное внимание.

постоянно сталкиваясь, и не только при регистрации дорожно-транспортных происшествий, с большим количеством пострадавших на дорогах, сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) много лет пытаются поднять эту проблему перед обществом. Эффективность решения проблемы связано, в первую очередь, с тем, что педагогическое сообщество не является активным проводником идей безопасности дорожного движения детей и подростков, и всегда считало это задачей сотрудников ГИБДД. Кроме того, существовавшая политика замалчивания информации в нашей стране способствовало тому, что негативное состояние безопасности дорожного движения стало одним из острых социально – экономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности [1].

Проблема ноксологической культуры школьников на дороге связана еще и с тем, что эта проблема решается каждым ведомством самостоятельно: между системой образования и ГИБДД многие годы существовало отчуждение [3]. Совместное решение проблемы, интеграция усилий педагогической общественности и сотрудников ГИБДД в условиях образовательного пространства должно стать гарантом снижения уровня травматизма и смертности среди школьников.

Для проблемы увеличения смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) присущи несколько группы факторов: связанные с поведением водителей и пешеходов; связанные с состоянием транспортного средства; связанные с дорожными условиями.

Первая группа факторов непосредственно связана с социально-психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими предпосылками. Это и управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, несоблюдение требуемой дистанции между автомобилями, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на левую сторону дороги и следование не в соответствующем ряду, невнимательность, нарушение правил перевозки людей; низкий уровень правосознания и культуры населения в области дорожного движения, не уважительное отношение к Правилам и нормам, а также недостаточная дисциплинированность, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения. Если первые из указанных предпосылок являются лишь сопутствующими, то человеческий фактор всегда и во всем имеет приоритетное значение.

Ко второй группе относятся те, что связаны с состоянием транспортного средства, а также несовершенные дороги, высокие показатели автомобилизации и, соответственно, интенсивность движения на дороге.

К третьей группе предпосылок относят недостаточный уровень освещенности улиц и дорог; недостатки в устройстве улиц и в организации движения; несовершенство дорожной разметки; метеорологические условия и т.п.

К социально-педагогическим предпосылкам необходимости формирования ноксологической культуры школьников на дороге выступают: необходимость удовлетворение социального заказа (государства, общества, школы) в безопасном поведении на дороге, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; отсутствие ФГОС для общего среднего образования по дисциплине «Культура безопасности на дороге»; потребность образовательной среде для школьников и субъектов образовательного процесса в условиях современного города, многообразие эффективных форм и видов деятельности для школьников, обеспечивающих реализацию функций ноксологической культуры.

Организационно-технологическими условиями формирования ноксологической культуры школьников на дороге выступают: программно-методическое обеспечение подготовки школьников в условиях образовательного пространства города, взаимодействие социальных институтов в образовательной среде на уровне планирования, организации деятельности и оценки результативности освоения субъектами образовательного процесса опыта безопасного поведения на дороге; активизация форм и методов взаимодействия образовательного пространства со школьниками [2].

Процесс формирования ноксологической культуры на дороге у школьников происходит в определенных социальных условиях жизни, в деятельности, в общении с людьми. Опыт поведения на дороге развивается не только за счет психологических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде, и через обучение. познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту развиваются через отражательные способности нервной системы человека. впервые эти психофизиологические особенности, определяющие взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности, были выявлены С. Л. Рубинштейном. эта закономерность перехода внешнего во внутреннее определяет и развитие отношений, представляющих собой единство внешнего и внутреннего.

Исходя из данной закономерности, ноксологическая культура на дороге как единство внешнего и внутреннего связана с познанием закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них школьников [5]. социальная направленность ноксологической культуры школьников на дороге проявляется в том, что объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть автомобильное движение, и дорожно-транспортные происшествия сфера, и правила дорожного движения.

В проблеме формирования ноксологической культуры на дороге существуют психологические факторы, на безопасность дорожного движения действует совокупность психологических факторов. непосредственно система безопасности дорожного движения обусловлена общей психологической атмосферой в стране, состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины, правосознания и правовой культурой населения, психологией тех, кто участвует в дорожном движении: психология личности каждого отдельно взятого участника процесса (автомобилиста, пешехода, пассажира) - от опыта и способностей, уважением к другим участникам движения, дисциплинированностью, ответственностью, требовательностью к себе и другим, воспитанностью, бдительностью, разумной осторожностью. Как правило, ДТП связаны с рискованными резкими маневрами, что свидетельствует не о мастерстве, а есть показатель несформированной личности водителя. Именно с психологическими проблемами водителей, пешеходов и пассажиров современное образовательное пространство города и региона можно констатировать практически не готова работать, несмотря на их насущную необходимость.

Есть еще одна довольно серьезная психологическая составляющая на которую необходимо обратить внимание. Исторически так сложилось, что существовало отчуждение между населением и Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Психологию персонала органов и структур, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения, характеризовало следующее: отсутствие установки на выполнение функции социального обслуживания [3, с. 291.]; предпочтение карательных функций, наказание участников дорожного движения; слабость пропаганды безопасности дорожного движения; пассивность в организации безопасного движения; избирательный подход в принятии мер к нарушителям правил дорожного движения; нарушения законности, выражающиеся в применении мер, не предусмотренных законом или превышающих полномочия; низкая культура общения, коррупция и др.

Изменения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации связаны с реформами самого МВД РФ. В задачи современной ГИБДД входит: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому важно снять существующие барьеры между ГИБДД и населением и активизировать его участие в формировании культуры безопасности школьников на дороге.

У школьников имеется целый комплекс психологических причин, которые необходимо учитывать для обучения безопасному поведению на дорогах. Это и не высокая устойчивость и распределяемость внимания, повышенная импульсивность и эмоциональная отзывчивость на события, недостаточно сформированные навыки планирования, предвидения ситуации, не объективно воспринимать обстановку, им трудно отметить момент изменения движущихся объектов, а видят только результаты этих изменений. В комплекс педагогических причин можно отнести проблемы, связанные с методикой обучения культуре поведения школьников на дороге, слабостью учебно-методической базы обучения, непостоянство требований со стороны родителей и педагогов, противоречивость требований семьи и школы.

Следующий комплекс причин носят социальный характер, где школьники наблюдают в повседневной жизни негативные образцы поведения у окружающих людей – пешеходов и водителей, демонстративное пренебрежение правилами со стороны окружения, негативный образ сотрудников ГАИ и т.п.

Таким образом, в процессе формирования ноксологической культуры на дороге у школьников происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие их личности, ее социализация в образовательном пространстве города, что обусловливает развитие соответствующих структур культуры личности, владеющей цельным гуманистическим мышлением, что является одним из важных условий развития всей системы образования на современном этапе. Для детей школьного возраста характерна любопытность, они не имеют опыта определения опасности, доверчивы, но при этом в этом возрасте школьники начинают анализировать происходящие с ними события и учатся действовать по ситуации, учатся определять причины и следствия.


Литература:

  1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, 2004. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 280 с.

  2. Закон РФ «Об образовании»//http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

  3. Криминология. Учебник. / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. 698 с.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»//http://www.kremlin.ru/news/6683

  5. Чмыхова Г.В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей//Наука и школа. 2011. №1. С.12-15.


Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, дорога, культура школьников, школьник, безопасное поведение, Государственная инспекция безопасности, дорожное движение детей, образовательное пространство, образовательное пространство города, транспортное средство.