Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности / Ю. А. Долгих, Я. А. Макарова, А. В. Станкевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4669/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одна из актуальных проблем современной педагогики — это формирование у детей и подростков безопасного поведения на дороге с целью предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. В современных условиях реформирования образования раннее детство в силу возрастного развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры транспортной безопасности и транспортной культуры.

Основными понятиями обучения детей культуре безопасного поведения являются:

1) культура безопасности — комплекс знаний о безопасности жизнедеятельности, общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, навыков беречь собственную жизнь, поддерживать здоровье, вести себя соответствующе различным ситуациям;

2) образовательная среда формирования культуры безопасного поведения — совокупность условий, способных оказать как прямое, так и косвенное влияние на формирование и развитие культуры безопасности детей и подростков, состояние их психического и физического здоровья, а также на деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса;

3) проектирование — деятельность, способствующая созданию прогноза и предвидения качественно нового уровня развития культуры безопасности у ребенка, сохранения его жизни и здоровья в оптимальных условиях образовательного процесса.

Проблема обеспечения безопасного поведения детей на дороге ставит перед педагогами следующие задачи:

1) ознакомить с нормами поведения на улице и в общественном транспорте;

2) рассказать о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей, о средствах регулирования дорожного движения: светофорах, знаках и разметке;

3) дать представление о законодательстве в сфере дорожного движения;

4) рассказать о видах и причинах дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов и водителей;

5) информировать о работе сотрудников ГИБДД.

В процессе ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге педагог обязан руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. Принцип интегрирования.
  2. Принцип доступности.
  3. Принцип последовательности.
  4. Принцип достоверности.
  5. Принцип полноты.
  6. Принцип системности.
  7. Принцип индивидуального подхода.
  8. Принцип стандартизации.
  9. Принцип соответствия и целостности.
  10. Принцип сезонности знаний.
  11. Дифференцированный принцип.
  12. Принцип учета места проживания.

Формирование умений и навыков безопасного поведения на дорогах невозможно без участия родителей. Необходимо проводить с ними ознакомительные беседы, консультации по формированию необходимого поведения. Родителям отводится важная роль в учебно-воспитательном процессе. Они могут проводить беседы на предложенные педагогом темы, находясь на улицах наглядно закреплять с ребенком полученные знания и отрабатывать необходимые умения.

Учебно-воспитательный процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей должен строиться на взаимосвязи педагогов со специалистами в сфере дорожного движения. Так, встречи с сотрудниками государственной инспекции по безопасности дорожного движения вызывают у детей желание им подражать: знать Правила дорожного движения, предупреждать нарушения Правил, бороться с лицами, их нарушающими. Такие встречи учат детей сохранять жизнь и здоровье не только себе, но и окружающим людям, стимулируют детей к изучению Правил дорожного движения;

Успешному решению поставленных задач по обучению детей культуре безопасного поведения на дорогах способствует специально создаваемая образовательная среда в образовательной организации, которая включает в себя:

1) режимные моменты;

2) отношения между участниками совместной деятельности;

3) внешняя обстановка;

4) организация занятости детей;

5) включение эвристических упражнений с детьми.

Проектирование образовательной среды обучения культуре безопасности детей должно включать в себя следующие этапы:

1) социальный заказ;

2) уровень разграничения культуры безопасности детей в образовательной организации с учетом их возрастных особенностей;

3) конструированиесистемообразующих факторов;

4) моделирование предметной среды образовательной организации;

5) определение механизмов формирования культуры безопасности;

6) анализ эффективности образовательных услуг.

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре безопасного поведения на дорогах требует формирования некоторых педагогических условий, таких как: благоприятный психологический климат, учет возрастных особенностей детей, обогащение социального опыта детей, формирование образно-ассоциативного мышления, подбор учебно-дидактического материала, использование фронтальных, групповых и индивидуальных методов работы.

В целом, для успешной реализации задач формирования безопасного поведения детей на дороге, в образовательной организации должна проводиться систематическая целенаправленная работа с детьми, родителями с привлечением специалистов в сфере безопасности дорожного движения.

Литература:

  1. Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города / С. Р. Асянова: автореферат дис… канд. пед. наук. — М., 2012. — 27 с.
  2. Бадагуев Б. Т. Безопасность дорожного движения / Б. Т. Бадагуев. — М.: Альфа- Пресс, 2012. — 264 с.
  3. Глухов А. К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения / А. К. Глухов. — М.: Логос, 2013. — 64 с.
  4. Рассел Дж. Безопасность дорожного движения / Дж. Рассел. — М.: Книга по требованию, 2012. — 100 с.
  5. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. — 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, образовательная организация, учебно-воспитательный процесс, ребенок, безопасное поведение детей, дорога, обучение детей, формирование.

Похожие статьи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Задать вопрос