Правила дорожного движения — закон жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Правила дорожного движения — закон жизни / С. А. Евстафьева, Г. Ю. Кушнерёва, И. В. Попогребская [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14594/ (дата обращения: 16.12.2024).



Воспитание юного грамотного участника дорожного движения — приоритетная тенденция работы школы и родителей.

Каких масштабов сегодня достиг детский дорожно-транспортный травматизм и какие меры нужно принимать, чтобы спасти с сохранить жизнь детей и подростков?

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Следует отметить, что, несмотря на значительное уменьшение количества ДТП на дорогах России в 2018 году, пострадавших детей, по сравнению с 2015–2016 годами значительно возросло. Таким образом, смертность от ДТП превысила предыдущие показатели почти на 16 000 человек.

Детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

С лихачами власти борются штрафами, нетрезвых водителей лишают прав и выписывают солидный штраф. Административное наказания для беспечных родителей тоже имеются.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — важнейшая проблема общества. Мы, взрослые, — должны из школьников воспитать компетентных и организованных участников дорожного движения. Главная цель работы педагогов и родителей, водителей и инспекторов ГИБДД по предотвращению детского дорожного травматизма — сохранить жизнь и здоровье ребенка, помочь ему «остаться на своих ногах», сформировать грамотное, ответственное поведение на улицах и дорогах. Ребёнок должен не только уметь механически передвигаться по улице и дороге в соответствии с полученными сигналами знаками дорожного движения или светофора, ориентируясь на взрослого, но уметь самостоятельно скоординировать свои действия с движениями окружающих людей относительно быстро перемещаемых предметов (автомобилей, велосипедов, гироскутеров), уметь предвидеть дорожную ситуацию. Развитие у детей и подростков способности к прогнозированию опасности в каждой конкретной дорожной ситуации позволяет развиваться индивидуальному безопасному поведению.

Лучше всего, на наш взгляд, одну декаду в квартал в течение учебного года затратить на проблему детского дорожно-транспортного травматизма, с целью «полного погружения» ребёнка в имеющуюся задачу. Так планировать при этом творческую деятельность ребёнка необходимо в течение этой недели, чтобы тематические классные часы, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на игровых моделях «Безопасные подходы к школе», «Я пешеход и пассажир», «Я велосипедист», «Я скутерист» можно было бы в дальнейшем применять в практической воспитательной деятельности. В практическую работу необходимо включать мультимедийные системы и тренажеры, знаки дорожного движения, презентации и видеоуроки. Самостоятельное моделирование и прогнозирование реальных дорожных ситуаций через составление схем детьми, планов своей улицы, маршрутов движения к школе, организация выставок рисунков и поделок по теме, мастер-классы, поэтические вечера — вот основные направления в творческой работе школьника. Полученные знания в рамках «тематической недели», применяются в течение всего учебного года в изображении плакатов, рисунков, при самостоятельном изготовлении из светоотражающей ленты аксессуаров для одежды; а так же в тематических викторинах, интерактивных играх, флешмобах, при проведении целевых прогулок и экскурсий, совместных межведомственных акций и операций с сотрудниками ГИБДД, олимпиадах, а так же при практических ежедневных походах и переходах проезжей части дороги с родителями и самостоятельно в школу и обратно.

Разъяснительную работу проводим не менее 2–3 раз в неделю, рассказываем детям о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших в конкретном населенном пункте, раскрывая связь ДТП с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, моросящий дождь, туман, ранняя темень и т. д.), с поведением самих участников дорожного движения.

Кроме того, разъяснительная работа, совместно с сотрудниками ГИБДД, должна постоянно проводиться и среди водителей автомобиле при участии детей в акциях на дороге и флешмобах. Ведь их сознательная гражданская ответственность, безукоризненное соблюдение ПДД, в значительной мере способствует снижению детского травматизма на дороге. Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма в настоящее время стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования. Еще недавно каждая из названных структур решала ее собственными методами. Но в последние годы проявилась наиболее эффективная тенденция совместного сотрудничества. Эта совместная работа направлена, на наш взгляд, на организацию совместных мероприятий, открытых уроков, практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма. Данные мероприятия проводятся образовательными учреждениям совместно с ОГИБДД УМВД, а также с другими заинтересованными ведомствами.

Кроме того, мы считаем, следует принять все меры по улучшению подготовки водителей в автошколах. Необходимо уделять больше времени обучению вождению при сложных дорожных ситуациях (туман, гололед, снежные заносы). Вырабатывать у водителей умение ориентироваться, избегать создания аварийной ситуации при дефиците времени, не допустить травмоопасной ситуации.

Необходимо проводить разъяснительную работу о пользе здорового образа жизни, сохранению, укреплению здоровья именно взрослым и пожилым водителям, которые считают себя асами на дороге. Одновременно необходимо разъяснять вред факторов, непосредственно влияющих на увеличение травмоопасных ситуаций на дороге. К ним относятся: злоупотребление алкоголем, нахождение за рулем в состоянии болезни, длительно без сна, в эмоциональном напряжении.

Как же подготовить ребенка к нестандартным ситуациям на дорогах? Нужно разбирать ситуации и оценивать на практике их во время прогулок по улице. Так же необходимо воспитывать в детях чувство бдительности на улице, учить контролировать свои эмоции и поведение, обращать внимание на само наличие сложных дорожных ситуаций, учить управлять своим телом, понимать собственные физические границы и возможности, переносить уже приобретенный жизненный опыт на новые дорожные ситуации. Нужно приучать ребенка постоянно проговаривать свои действия до свершения, чтобы они становились частью мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и постоянно повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно так часто, чтобы дети не только запомнили и осознали алгоритм своего поведения, но и действовали в стандартных дорожных ситуациях уверенно, грамотно и предусмотрительно, чтобы выработалась привычка правильного поведения на улице. Привычка всегда останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с полным поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться у ребенка только в результате постоянной работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Каждый раз, подходя к проезжей части дороги, проговаривать ребёнку: «Стой, дорога!», остановка перед дорогой станет для него привычна. Если всегда, выйдя из автобуса, доводить ребёнка до ближайшего пешеходного перехода, то такой маршрут станет ребенку просто необходим. Если показать практическое действие аксессуара из светоотражающей ленты ребенку, то он никогда не забудет одеть её в темное время суток.

Как мы видим, профилактика, предупреждение травматизма детей на дорогах — серьезная, длительная, многоплановая работа. Ее успех зависит от неформального подхода, тесного, успешного взаимодействия всех заинтересованных структур административно-хозяйственных органов, профсоюзных комитетов, органов здравоохранения, а также родителей, самих детей и подростков.

Взаимодействие, сочетание всех аспектов профилактики будет активно способствовать снижению случаев детского травматизма на дороге, снижению тяжести их последствий. При работе в творческом стиле детей с поделками, играми, инсценировками, викторинами дети усваивают и закрепляют правила поведения участника дорожного движения, это и воспитывает грамотного участника дорожного движения, подготавливает ребенка к реальной жизненной дорожной ситуации.

Литература:

1. ПДД 2018 РФ, Новые ПДД с изменениями от 7 сентября 2018 года [Электронный ресурс]: / // Режим доступа: http://www.pdd24.com/

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, детский травматизм, разъяснительная работа, ситуация, улица, детский дорожный травматизм, дорожная ситуация.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Дистанционные курсы для учителей начальных классов

Повышение уровня квалификации – одна из важнейших составляющих профессионального роста современного педагога.

О совершенствовании понятия «безопасность дорожного движения»

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Взаимодействие участников образовательного процесса - важнейшее условие коррекционно-развивающей работы с детьми

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Дистанционные курсы для учителей начальных классов

Повышение уровня квалификации – одна из важнейших составляющих профессионального роста современного педагога.

О совершенствовании понятия «безопасность дорожного движения»

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Взаимодействие участников образовательного процесса - важнейшее условие коррекционно-развивающей работы с детьми

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника