Взаимодействие участников образовательного процесса - важнейшее условие коррекционно-развивающей работы с детьми
Автор: Шрайнер Светлана Аркадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3120 раз
Библиографическое описание:
Шрайнер, С. А. Взаимодействие участников образовательного процесса - важнейшее условие коррекционно-развивающей работы с детьми / С. А. Шрайнер. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3303/ (дата обращения: 16.12.2024).
Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Поэтому формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач развития, воспитания и обучения в детском саду. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. По статистике 70–90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием. В связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед всеми участниками педагогического процесса стоит общая задача, которая сводится к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.
Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач. Я как учитель-логопед выявляю детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определяю уровень речевого развития и разрабатываю направления и содержание помощи каждому из них. Провожу профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными образовательными маршрутами, помогаю сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды.
Чтобы поддержать познавательный интерес и активность детей я применяю в своей работе нетрадиционные методы и приёмы. Например, при обучении детей правильному согласованию частей речи я использую игры с пробками, на которые наклеены предметные картинки и схемы предлогов пространственного значения. Предлагаю детям выложить с помощью пробок предложение: «Машина заехала в гараж». Затем проводится совместный анализ предложения. На следующем этапе ребёнок самостоятельно придумывает предложение, выкладывает его с помощью пробок и анализирует.
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому при постановке звуков я применяю игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Например, во время проговаривания ребёнок прокатывает шарик или бусинку по дорожке, вышитой нитками.
Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизированных навыков, интегрируя задачи и содержание логопедической работы в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность и другие виды детской деятельности. Педагоги проводят артикуляционную и пальчиковую гимнастику, организуя совместную деятельность в режимных моментах. Во время непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления решают задачи расширения и активизации речевого запаса детей на основе развития представлений об окружающем мире. Для более успешного усвоения детьми грамматических средств языка педагоги применяют в работе элементы современных образовательных технологий, таких как моделирование, мнемотехника. Воспитатель предлагает детям придумать сказку на основе символического изображения объектов. Обозначив условными обозначениями слова, даёт детям задание составить из них предложение. Предлагает поменяться местами так, чтобы изменился порядок слов в предложении. Дети с удовольствием принимают участие в речевых играх.
Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую гимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой. Эффективно применение в работе с детьми кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарных связей, мыслительных и речевых центров головного мозга. Например, педагог предлагает детям выполнить простое упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Для этого необходимо согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь, повернуть на ребро. Затем проделать то же самое левой рукой. Далее предлагается выполнять это движение двумя руками поочерёдно или одновременно, постепенно увеличивая темп выполнения.
Музыкальный руководитель так же уделяет внимание развитию фонематического слуха и правильного произношения в процессе разучивания песен, музыкально-дидактических игр. Во время упражнений, распеваний предлагает пропеть тот или иной звук с разной интонацией, силой, на разной высоте, пропеть чистоговорку. Отдельно проговариваются и пропеваются труднопроизносимые слова в песнях. Правильное звукопроизношение закрепляется в театрализованных этюдах. Детям предлагается изобразить деревья в осеннем лесу и пошелестеть листочками на ветру, изобразить старую сосну и поскрипеть как она и т. д.
В процессе работы возникла проблема рационального распределения времени при организации взаимодействия с педагогами, которую удалось решить благодаря составлению циклограммы взаимодействия.
Ещё Выготский говорил, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье. Для работы с родителями используются следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, проведение практикумов, проведение открытых логопедических занятий, организация для родителей мини-библиотек и информационных стендов.
Одной из эффективных форм работы с родителями в нашем дошкольном учреждении является организация работы семейных клубов. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания в области воспитания и развития ребёнка, получить практические навыки организации развивающего взаимодействия с детьми. А так же данная форма работы помогает сформировать положительный эмоциональный опыт общения детей и родителей в ходе увлекательной совместной деятельности.
Целью работы клуба «Поговори со мною, мама» является содействие совершенствованию подвижности речевого аппарата, развитию психических процессов и формированию грамматически правильной речи через совместные занятия детей и родителей. Участники клуба: дети и родители средней и старшей группы. На занятиях семейного клуба я стараюсь донести до родителей мысль о важности укрепления речевого аппарата для постановки и закрепления звуков в речи, а так же учу, как использовать различные упражнения и игры на практике, для того чтобы в дальнейшем применять их в домашних условиях. Занятия строятся на основе игрового сюжета с использованием разнообразного дидактического материала. На занятиях кружка родители знакомятся с коррекционно-педагогическими технологиями по формированию правильного звукопроизношения, наблюдают за своим ребёнком в процессе речевого взаимодействия, за имеющимися трудностями и успехами, являются активными участниками образовательной деятельности. В результате родители стали более осознанно и заинтересованно относиться к проблемам речи детей. Улучшились результаты работы с детьми. В 2009 году выпущено с чистой речью 79 % детей, 21 % — с улучшениями; 2010 году в школу выпущено с чистой речью 75 % воспитанников, 25 % со значительными улучшениями, в 2011 году — 85 % с чистой речью. 15 %; со значительными улучшениями.
Как показала практика, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов. Таким образом сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Литература:
Бачина О. В., Самородова Л. Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи (Библиотека журнала «Логопед»), М: ТЦ «Сфера»,2009г.
Громова О. Е. «Инновации в логопедическую практику», М: «Линка — пресс», 2008г.
Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи», Санкт-Петербург,1999г.