«Устами красноречия устлан путь к любой карьере», — очень точно когда-то заметил А. П. Чехов. Выстраивая многообразные связи с окружающим миром, не забывают ли наши будущие специалисты среднего звена использовать все богатство и выразительность русского слова? Умеют ли говорить нужные слова в нужном месте, приспособить свою речь к конкретной ситуации и к конкретному собеседнику?
Для молодежи быть модным — значит не только стильно одеваться, но и подражать словесному поведению любимых героев современных сериалов, компьютерных игр, телевизионных программ. Молодежный сленг хитрым хамелеоном вливается в речевой поток студентов и настолько ловко уживается с их мыслью, что становится неотъемлемой частью мышления говорящего. Поэтому молодые люди, не всегда задумываясь об уместности речи, легко стирают границы нормативного языка. Преподавателям на уроке нередко приходится слышать даже в студенческих ответах по предмету россыпь жаргонных словечек: «лоханулся»; «накосячил»; «забил»; «отжал курсач» и т. д.
Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин все чаще наблюдают косноязычие студентов во время устных опросов, при защите творческих работ.
Снижение качества докладов обучающихся в ходе защиты дипломных проектов отмечено и членами государственной аттестационной комиссии. Студенты–выпускники не всегда могут построить свою речь с соблюдением логичности, последовательности, выразительности и донести до слушателей ключевые положения своего проекта. Теряются дипломники и в момент ответа на дополнительные вопросы преподавателей. Невысокий уровень лексического запаса, неумение выделить главное и чётко сформулировать высказывание, недостаточный опыт публичных выступлений — трудности, препятствующие студентам показать аттестационной комиссии уровень профессиональных знаний.
Педагогический коллектив автотранспортного и электромеханического колледжа осознаёт необходимость планомерной работы, направленной на улучшение речевой культуры студентов. Эта проблема поднимается на педагогических советах уже в течение нескольких лет.
Очевидно, что преподаватели гуманитарных дисциплин располагают более широким образовательным пространством для развития речевых навыков студентов. Но педагоги других общеобразовательных и профессиональных дисциплин с учётом особенностей преподаваемых предметов тоже акцентируют внимание на методы формирования речевой компетенции, несмотря на то, что большинство специальностей, представленных в АТЭМК, — технической направленности. Речевая культура значима в профессиональной деятельности будущего техника: в ней — исток конструктивного взаимодействия с окружающими, в ней — способ проявить и заявить о себе, построить успешную карьеру.
Грамотному специалисту необходимо знать технические термины, связанные с его профессией, уверенно их использовать при описании трудовых процессов, составлении рабочих инструкций, возможно, даже при написании научных статей. Кроме того, нельзя забывать о том, что любой современный специалист должен владеть компьютерной техникой, а, следовательно, в его лексиконе должны присутствовать понятия и термины из области информатики.
Преподаватели цикловой комиссии «Информационные технологии» автотранспортного и электромеханического колледжа в процессе решения методических, образовательных и воспитательных целей урока интегрируют вышеперечисленные требования. Имеем в виду: развитие общей культуры речи студентов путем использования в ней общетехнических и узкопрофессиональных понятий, в том числе терминов из области информатики.
На уроках информационных технологий студенты получают возможность создавать виртуальные модели производственных процессов. Практические работы по выполнению планировочного решения участков с размещением оборудования, инструмента и оснастки, по составлению карт технологических процессов, содержащих полное описание производимых работ, либо карт организации труда на рабочем месте организуются нашими преподавателями так, чтобы учить студентов связной устной речи, расширять их профессиональный кругозор, пополнять их словарный запас.
Кроме того, преподаватели, выслушивая устные ответы, не упускают из виду грамотность оформления студенческих высказываний. Обращают внимание ребят на речевые ошибки, принципы построения речи. Для того чтобы правильных устных ответов обучающихся становилось больше, на занятиях проводятся дискуссии. Студентам предлагается отстаивать свою точку зрения аргументированно и доказательно. Так студенты учатся мастерству общения, соблюдению этических норм и правил ведения диспутов.
Развитие всех компонентов устной речи, отработка навыков управления собой и формирование опыта делового выступления студента — таковы цели заданий, реализуемых в ходе создания и защиты студентами электронных презентаций.
Одним из примеров формирования речевой среды в «АТЭМК» является традиционное проведение предметной недели цикловой комиссии «Информационные технологии». Мероприятия, на которых можно продемонстрировать речевые умения разнообразны: интеллектуально-познавательная игра «Турнир знатоков информатики», конкурс презентаций «Я — против. Нет наркотикам!», бинарный урок «Семейный бюджет в Excel» (дисциплины общеобразовательного цикла Экономика и Информатика), командный конкурс веселых и находчивых «Информационный калейдоскоп».
Подходы преподавателей информационных технологий к развитию речевой культуры будущих специалистов среднего звена носят коммуникативно-деятельностный характер. Они обеспечивают современному студенту возможность стать активным участником образовательного процесса, помогают студенту научиться самостоятельно мыслить, самостоятельно приобретать знания и применять эти знания в процессе коммуникации.