Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Тенятова, Е. Н. Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза / Е. Н. Тенятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41495/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

«В условиях перестройки высшего образования приоритет отдается развитию творческих способностей будущих специалистов с опорой на активную самостоятельную работу. Повышенные требования общества к личности и ее собственные требования к себе могут быть реализованы только при самообразовании самовоспитании, в процессе которых она умножает свои силы и тем самым достигает наибольшей общественной отдачи. Следует помнить и о жестком лимите учебного времени. Поэтому приобщение студентов к физическому самовоспитанию, включение в процесс физического самосовершенствования становится в нынешних условиях важнейшей чертой процесса физического воспитания будущих специалистов [3, с. 11]».

«После окончания обучения в образовательных учреждениях молодежь не всегда сохраняет устойчивые интересы к ценностям здорового образа жизни. На наш взгляд, это связано с тем, что программа дисциплины «Физическая культура» не стимулирует постоянного совершенствования физических показателей студентов, более того, образовательная составляющая в значительной степени отстает от учебно-тренировочной [1, с. 88]». Программа физического воспитания рассчитана на усредненного студента, без учета особенностей физического развития, подготовленности и психологических качеств. Данный подход в подготовке специалистов является малоэффективным.

«…Для формирования самореализующейся личности нужен культ индивидуального подхода: не может быть единой стратегии для всех студентов в развитии их субъективной физической культуры. Стратегии саморегулируемого развития физической культуры личности каждого студента уникальны. Необходимо создание психолого-педагогических условий, в которых возможно осуществление перехода человека от развития, вызванного внешними воздействиями (образовательная программа, педагогическое воздействие) и ориентированного на внешние источники подкрепления (например зачет), к сознательному саморазвитию в области физической культуры [2, с. 59]».

Изучая данные эксперимента со студентами других специальностей данного вуза, «выявлено, что балловая методика оценки уровней развития двигательных качеств студентов, искаженно отражает динамику изучаемых показателей и не стимулирует мотивации занимающихся к занятиям физической культурой [4. c.24]. В соответствии с этим, эффективность индивидуального подхода в физическом воспитании студентов судоводителей определялась по величине прироста в %.

Получение образования в высших учебных заведениях, можно отнести к специфической деятельности, связанной с высоким уровнем психических и физических нагрузок, например изучаемая нами профессия судоводителя. Данная проблема особенно актуальна для технических вузов, в программе которых отсутствуют гуманитарные науки. Академия водного транспорта, один из крупнейших вузов за Уралом, готовит специалистов технических специальностей, в число основных входит профессия судоводителя. При поступлении на данную специальность к абитуриентам предъявляют определенные требования по состоянию физического здоровья, где обязательным условием является 100 % зрение и отсутствие хронических заболеваний.

В программу профессиональной подготовки судоводителей включена плавательная практика, которая за весь период обучения должна быть не менее 12 месяцев, в пятом семестре она может длиться до шести месяцев. Длительный период пребывания на судне, отрицательно сказывается на показателях физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функциональном и психофизиологическом состояния юношей. Что негативно влияет на развития профессионально важных для данной специальности качеств. После прохождения плавательной практики у студентов происходит снижение указанных показателей до уровня, который фиксировался при поступлении в вуз.

Изучение особенностей социальной среды и образа жизни первокурсников, плавающих специальностей показало, что более 54 % юношей не имели опыта занятий в спортивных секциях до поступления в вуз, а значительная часть первокурсников из-за сложного материального положения вынуждена совмещать работу параллельно с учебой, что неблагоприятно отражается как на физическом, так и психическом здоровье [7, с. 225]. На основании чего можно предположить, что регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями не входят в образ жизни занимающихся. Что подтвердило наши предположения о слабой мотивации у студентов судоводителей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время в Сибирском государственном университете водного транспорта (СГУВТ) программа «Физическая культура» едина для студентов 1–2 курсов, и не учитывает особенности обучения, по отдельным специальностям. Вместе с тем студенты плавающих специальностей нуждаются в перераспределении часов для обучения методике и организации самостоятельныхзанятий физическими упражнениями до плавательной практики.

Для повышения качества учебного процесса по физическому воспитанию был изучен опыт применения, методик самооценки индивидуальных особенностей в физическом воспитании в экономическом вузе, «который ориентирует студентов на личностное развитие и рост профессиональных качеств. [6. С.70.]»

На первом этапе в нашу задачу входило включить студентов в процесс самопознания и обучение методике самостоятельных занятий, для применения полученных знаний в период длительной плавательной практики, при освоении профессионально-важных качеств. Осенью (сентябрь, октябрь) проводилось комплексное обследование занимающихся, которое включало: антропометрические измерения, соматотипирование, самооценку психических состояний, педагогическое тестирование, анкетирование, педагогические наблюдения и другое. В эксперименте принимали участие 57 студентов, из них в КГ которая занималась по общепринятой методике — 28 человек, в ЭГ — 29 юношей.

На втором этапе студенты проводили самоанализ полученных данных, сравнивали их с должными показателями для данного возраста и региона. Изучение своего образа жизни, позволяло критично отнестись к существующему распорядку дня и внести соответствующие коррективы.

Теоретическая часть состояла из написания и защиты реферативных работ в каждом семестре. Дополнительно из определенного списка студенты на выбор готовили сообщение, которое защищали перед всей группой, являлось хорошим тренингом, и давало дополнительную возможность занимающимся проявить себя в непривычной для данной дисциплины обстановке.

Физические качества студентов развивались с учетом их индивидуальных (конституциональных) особенностей.Основной акцент делался на развитие силы и выносливости. Изучение физической подготовленности проводилось по традиционным тестам: сила (пресс за 1 минуту), скорость (бег 100 метров), скоростно-силовое качество (прыжок в длину с места), выносливость (бег 3000 метров). Проведен анализ показателей педагогического тестирования за период с осени 1 курса (1семестр) по весну 2 курса (4 семестр). Некоторые результаты эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис.1. Прирост в (%) показателей физических качеств, у студентов КГ и ЭГ за период эксперимента (осень -1 курс весна-2 курс).

Таким образом установлено, что максимальный прирост в ЭГ по показателям силы составил 20,5 %, у студентов КГ, результаты выросли на 3,0 %. В выносливости рост результатов в ЭГ составил 5,8 %, у студентов КГ, отмечена отрицательная динамика — 1,7 %. Полученные данные подтверждают исследования авторов, что реализация конституционального подхода на практике будет более эффективно обеспечивать повышение уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности [5. c.288]. Педагогическое тестирование студентов 1–2 курсов показало, что результаты в ЭГ значительно превышают показатели юношей КГ., занятия по экспериментальной методике более эффективны, чем общепринятый в данном вузе подход.

Литература:

  1. Акишин Б. А., Ахметзянов Ф. Ю., Васенков Н. В., Фазлеев Н. Ш. Социальные проблемы физического воспитания и студенческого спорта в высшем профессиональном образовании России / Б. А. Акишин, Ф. Ю. Ахметзянов, Н. В. Васенков, Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. -2009.- № 9. — С.86–88.
  2. Булавкина Т. А. Субъективные аспекты физической культуры студентов технического вуза как психологические конструкты / Т. А. Булавкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011.- № 2. — С.58–61.
  3. Виленский М. Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста / М. Я. Виленский. // Теория и практика физ. культуры. — 1987. -- № 10. — С. 11–14.
  4. 4 Додонова Л. П., Шмер В. В. Эффективность физической подготовки студентов, имеющих различные соматотипы, с учетом направленности педагогического процесса / Л. П. Додонова, В. В. Шмер // Теория и практика физической культуры. 2012. № 3. С.19–26.
  5. Додонова Л. П., Шмер В. В. Взаимосвязи морфофункциональных и двигательных показателей студентов с учетом соматотипов В сборнике: Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации Льва Павловича Матвеева. Министерство спорта. Туризма и молодежной политики российской федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего, профессионального образования «Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма». 2010. С. 286–288.
  6. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза / В. В. Шмер // Смальта. 2014. № 4. С. 67–70.
  7. Шмер В. В. Особенности социальной среды и образа жизни первокурсников плавающих специальностей / В. В. Шмер // Всероссийская научно-практическая конференция: «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы развития». Тюмень, 2013. — С.223–226.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, плавательная практика, студент КГ, физическое воспитание, водный транспорт, индивидуальный подход, педагогическое тестирование, профессиональная деятельность, физическая культура, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа

Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки

Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя

Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского корпуса

Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися

Исследовательский подход к организации творчества студентов

Похожие статьи

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа

Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки

Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя

Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского корпуса

Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися

Исследовательский подход к организации творчества студентов

Задать вопрос