В статье изложены основные положения дисциплины (физическая культура) для студентов технических вузов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовке бакалавриата. Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в спортивных секциях и самостоятельно.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы, тестовые задания, физическая подготовленность.
Динамизм преобразований в России интеллектуализация труда и человеческой деятельности повышают требования к профессиональной подготовке выпускников вузов. Важнейшая социальная функция высших образовательных учреждений заключается в создании условий для непрерывного профессионального самосовершенствования у выпускников, что позволит содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества. Современные производства нуждаются в специалистах, обладающих фундаментальными и практико-ориентированными знаниями, в соответствии с ФГОС выпускник должен стремится к саморазвитию, самосовершенствованию повышению квалификации мастерства, повышению своего культурного и профессионального уровня. Одной из базовых дисциплин для развития студентов является физическая культура. Дисциплина физическая культура для студентов, которые обучаются в системе высшего образования является завершающим этапом непрерывного процесса формирования физической культуры личности. В процессе изучения дисциплины физическая культура у студентов формируются общекультурная компетенция в результате освоения дисциплины выпускник должен понимать роль физической культуры формировании важных физических качеств и психических свойств личности. Знать и понимать социальный заказ общества на подготовку специалистов, уметь управлять своим физическим здоровьем, применять высокоэффективные оздоровительные технологии. Обладать самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию.
ФГОС определяет обязательный объём часов учебной дисциплины для бакалавриата не менее 72 часов. Учебная работа по дисциплине предусматривает лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов. Одной из особенностей вузовского периода у студентов является то, что в соответствии биологическими закономерностями, в это время завершается становление форм и функций организма. Это практически последний период в жизни студента, когда можно с помощью физических упражнений наиболее эффективно влиять на их улучшения, поэтому правильно организованные занятия приносят несомненную пользу и становятся неотъемлемой частью здорового образа жизни.
Большего успеха при занятии физическими упражнениями можно достичь при сознательном заинтересованном отношении занимающихся. Этому способствуют чётко поставленная перед студентом цель как во время занятий на уроках, и в процессе внеурочной деятельности. В следствии сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе занимательного материала и соответствующей организации должна быть активность студентов, которая проявляется в инициативности, самостоятельности, творческом отношении к делу. В настоящее время набирает популярность движение по подготовке к сдаче норм ГТО. Комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования мировоззренческих оснований личности (гражданственность, патриотизм)
Подготовка студентов обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания учебных заведениях. В месте с единой всесоюзной спортивной классификации комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовке молодого поколения.
Применяя новейшие методики и разработки в рамках ФГОС и в процессе подготовке к сдаче норм ГТО, можно достичь осознанного выбора студентами самосовершенствования и самореализации как в области физической культуры, так и в личном плане. Сотрудничество со спортивными организациями, внеурочная работа в области физической культуры из большей заинтересованности способствует развитию двигательных качеств студентов вуза. У студентов формируется потребность в самостоятельных занятиях спорта и здорового образа жизни. В процессе физической подготовке используется спортивные объекта вуза с целью максимальной эффективности проведения учебных занятий и сдаче нормативов.
Подготовка студентов к сдаче контрольных нормативов физической подготовленности имеет важное практическое значение как с позиции обеспечения возможных результатов, так и с точки зрения общих основ физического воспитания. Использование поэтапного подхода к повышению психологической и физической готовности через соревновательную деятельность студентов. Постепенно нарастающую на учебных занятиях.
Соревнования — это важный мотивирующий фактор достижения высокого результата, в котором социальная оценка является ключевым компонентом.
Поэтому соревновательную форму приёма нормативов, следует считать оправданной. Но отсутствии надлежащей спортивной подготовке действительно отражается на результатах студента. Некоторые студенты обладающие мотивацией к достижению успеха в одном виде деятельности, например, в специальных учебных дисциплинах (программирование, физика, математика и т. д.) характеризуются её отсутствием в другом, в том числе — в сфере физической культуры. Для таких студентов, важно, чтобы результат их деятельности был правильно и достойно оценён другими людьми, имеющими высокий рейтинг именно в этой области, поэтому те студенты, для которых важен преподавателя физической культуры, будут стремиться, в полной мере проявить себя, на занятиях в спортзале и на стадионе. Для этой категории студентов важно развить понимание роли физической культуры в их профессиональном становлении будущем здоровье, работоспособности.
Есть категория студентов, которые, стремятся соревноваться с самим с собой, пытаются улучшить, прежде всего, свой прежний результат. Для этих студентов главное — обеспечить надлежащую физическую подготовку и готовность к соревновательной деятельности в группе.
В целях достижения более стабильных итогов приёма нормативов, а также их роста по мере обучения студентов предлагаются следующие этапы решения задач:
1) Формировать у студентов позитивное отношение к занятиям физической культуры в целом, и к занятиям, связанным с приёмом физических нормативов.
2) Необходимость формировать навыки соревновательной деятельности, более целенаправленно развивать основные физические качества.
3) Совершенствовать практику подготовке и соревновательной деятельности, ставить задачи индивидуального роста результатов, участия в других формах соревновательной деятельности.
Подводя итоги, целесообразно награждать победителей и призёров, поощрять их льготами.
Таким образом, учебная дисциплина (физическая культура) обучающихся в технических вузах высшего образования является завершающим этапом организованного на государственном уровне непрерывного процесса формирования физической культуры личности. Компетенции должны быть направлены на развитие профессиональных важных физических качеств и психических свойств личности. Возможности образовательного процесса по дисциплине необходимо использовать для готовности студентов к инновационной деятельности.
Литература:
1. Михайлова С. В. Роль государства в формировании у молодёжи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал — 2015 С. 92–94
2. Здоровый образ жизни — фактор профессионально-личностного развития студентов / С. В. Михайлова, Е. Норкина, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко // Молодой учёный -2014 — № 18–1 С.64–65
3. Богданов В. М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодёжи: сб.науч. тр. III Междунар. науч. — практ. Конф.